Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165095

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

РАЗДЕЛ 2. АКМЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

2.1. Прикладные научные направления акмеологии

Как и у любой другой новой науки, в развитии акмеологии отчетливо просматриваются две тенденции — к интеграции акмеологического знания и его дифференциации. Проявление этих тенденций является закономерным: то же самое происходило примерно четверть века назад с психологической наукой, когда некоторые ее теоретические положения пересматривались на основе системного подхода.
Интегративные тенденции в акмеологии обусловлены необходимостью дальнейшей работы по созданию ее теории и методологии. Дифференциация является естественным следствием формирования ее новых направлений на стыке с другими науками. Интегративные тенденции были отражены при рассмотрении теоретико-методологических основ акмеологии, представленных в первом разделе книги. Остановимся более подробно на тенденции дифференциации.
В настоящее время в акмеологии формируются научные направления, претендующие на относительно самостоятельный статус:
1) педагогическая акмеология;
2) военная акмеология;
3) социальная акмеология;
4) юридическая акмеология;
5) акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др.
Иными словами, можно констатировать, что помимо общей акмеологии весьма интенсивно развиваются и ее прикладные направления, что дает основание говорить о формировании прикладной акмеологии. Это отрадный факт, свидетельствующий о поступательном развитии акмеологии, ее интегративном характере, привлекательности для других наук, ведь прикладные направления обычно формируются на стыке различных научных дисциплин.
Каковы особенности данного процесса дифференциации и его тенденции?
Как можно охарактеризовать уже сформированные направления прикладной акмеологии и формирующиеся новые?
В первую очередь следует подчеркнуть, что процессы дифференциации, формирование новых направлений прикладной акмеологии осуществляются в соответствии с логикой развития самой акмеологии. Поэтому отличительной особенностью этих процессов является специфичность получаемого научного знания, но в то же время имеющего тесные теоретико-методологические связи с их родовой наукой, которой является общая акмеология. Конкретизируя эту мысль, можно сказать, что если в общей акмеологии многие проблемы решаются на уровне знаний обобщающего характера, то в прикладных ее направлениях — на уровне знания особенного. Кроме того, если в соответствии с общим характером получаемого знания главным предметом общей акмеологии являются закономерности и механизмы прогрессивного развития зрелой личности при достижении ею вершин, то в предмете ее прикладных направлений обязательно отражается развитие личностно-профессиональное, связанное со спецификой профессиональной деятельности и взаимодействий, условиями их осуществления. Поэтому научные цели разных направлений прикладной акмеологии на стратегическом уровне соответствуют целям общей акмеологии. В то же время их объекты и предметы имеют определенные отличия, также обусловленные спецификой профессиональной деятельности, в которой и осуществляется личностно-профессиональное развитие до уровня профессионала. Исходя из этого, можно предложить обобщающие формулировки объекта и предмета прикладных направлений акмеологии.
Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности и достигающая в ней вершин профессионализма.
Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие высоким профессиональным достижениям в конкретной области деятельности, развитию профессионализма личности и деятельности.
Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику.
Другой аспект дифференциации состоит в том, что прикладные направления акмеологии формируются, как нами уже подчеркивалось, на стыке с другими науками и сферами практики, где особенно остро стоит сейчас проблема профессионализма и где существуют благоприятные условия для восприятия акмеологических идей. Именно тесные связи многих наук с практикой обусловливают притягательную силу акмеологии, ведь нет такой сферы практической деятельности, в которой не ощущалась бы острая потребность в профессионалах высокого класса.
Поэтому-то первыми прикладными направлениями акмеологии стали те, которые жестко ориентированы на профессиональные сферы, непосредственно связанные с бытием и жизнедеятельностью человека, но за которыми «стоит» какая-то наука, в которой проблема профессионализма является одной из актуальнейших. Так появились педагогическая акмеология, военная, социальная, управленческая акмеология и др.
В процессе становления направлений прикладной акмеологии встречается немало трудностей. К трудностями общего характера следует прежде всего отнести недостаточность прикладных собственно акмеологических исследований в конкретных областях профессиональной деятельности. Однако встречаются трудности и иного порядка, в частности, отсутствие общепринятых эталонов высокого профессионализма. Это является существенным тормозом, в частности, для развития политической, управленческой и юридической акмеологии.
Таковы общие характеристики процессов дифференциации на данном этапе развития акмеологии, которые позволяют остановиться на некоторых видах прикладной акмеологии, ставших самостоятельными и оформившихся как научные направления.

2.1.1. Военная акмеология

Военная акмеология на сегодняшний день является научным и прикладным направлением акмеологии, которое отличается следующим:
а) развивается на стыке общественных, гуманитарных, естественных и военно-технических наук;
б) изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъектов военной службы;
в) изучает закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военно-профессиональных задач.
Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов на военной службе*.
* Основы военной акмеологии. Ч. 1, 2 / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева и В. Г. Михайловского. — М.: МО РФ, 1996; Лаптев Л. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. — М.: ВАД, 1998; Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. — М.: ВАД, 1995 и др.

Военная акмеология своими корнями уходит в военную психологию и педагогику, психологию труда в особых и экстремальных условиях.
Как и общая акмеология, военная акмеология имеет интегративный характер. Он выражается в реализации целостного подхода, аккумулирующего различные знания, которые используются при разработке акмеологических моделей, продуктивных алгоритмов воинского труда, технологий прогрессивного профессионального развития представителей военных профессий, которые, в свою очередь, стимулируют процессы саморазвития и самосовершенствования.
Военная акмеология получила интенсивное развитие еще и потому, что в истории России имелось немало блестящих образцов высочайшего профессионализма в ратном и полководческом деле. Наши великие полководцы: святой Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков и другие — являют собой яркие образцы АКМЕ в полководческой деятельности. В истории военного дела России множество примеров выдающейся личной храбрости и воинского профессионализма, проявленных Георгиевскими кавалерами, Героями Советского Союза и Героями России. Их жизнь и ратный труд являются важными объектами акмеологического изучения.
В центре внимания военной акмеологии стоит военный профессионал, воин и командир, высокоэффективно и надежно осуществляющие свой воинский труд. Поэтому объекты военной акмеологии разнообразны и отражают статусный уровень субъекта воинского труда в военной иерархии — от рядового до командующего. В общей проблематике военной акмеологии выделяются такие проблемы, как профессионализм военной деятельности в особых и экстремальных условиях, опасных специальностей, профессионализм командной и управленческой деятельности военных кадров. Разработаны концепции профессионализма командиров разных уровней различных родов войск, военных психологов и педагогов. Созданы модели профессионализма и акмеограммы некоторых категорий военнослужащих, которые базируются на научных достижениях акмеологии, профессиографии и военной науки. С позиций системной методологии они описывают важные стороны воинского труда и вытекающие из него требования к военному профессионалу как индивиду, личности, субъекту воинского труда и индивидуальности. В них отражены основные условия реализации творческого потенциала военнослужащего через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, личностно-профессиональные качества и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь