Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164656

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

РАЗДЕЛ 2. АКМЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

2.1. Прикладные научные направления акмеологии

Как и у любой другой новой науки, в развитии акмеологии отчетливо просматриваются две тенденции — к интеграции акмеологического знания и его дифференциации. Проявление этих тенденций является закономерным: то же самое происходило примерно четверть века назад с психологической наукой, когда некоторые ее теоретические положения пересматривались на основе системного подхода.
Интегративные тенденции в акмеологии обусловлены необходимостью дальнейшей работы по созданию ее теории и методологии. Дифференциация является естественным следствием формирования ее новых направлений на стыке с другими науками. Интегративные тенденции были отражены при рассмотрении теоретико-методологических основ акмеологии, представленных в первом разделе книги. Остановимся более подробно на тенденции дифференциации.
В настоящее время в акмеологии формируются научные направления, претендующие на относительно самостоятельный статус:
1) педагогическая акмеология;
2) военная акмеология;
3) социальная акмеология;
4) юридическая акмеология;
5) акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др.
Иными словами, можно констатировать, что помимо общей акмеологии весьма интенсивно развиваются и ее прикладные направления, что дает основание говорить о формировании прикладной акмеологии. Это отрадный факт, свидетельствующий о поступательном развитии акмеологии, ее интегративном характере, привлекательности для других наук, ведь прикладные направления обычно формируются на стыке различных научных дисциплин.
Каковы особенности данного процесса дифференциации и его тенденции?
Как можно охарактеризовать уже сформированные направления прикладной акмеологии и формирующиеся новые?
В первую очередь следует подчеркнуть, что процессы дифференциации, формирование новых направлений прикладной акмеологии осуществляются в соответствии с логикой развития самой акмеологии. Поэтому отличительной особенностью этих процессов является специфичность получаемого научного знания, но в то же время имеющего тесные теоретико-методологические связи с их родовой наукой, которой является общая акмеология. Конкретизируя эту мысль, можно сказать, что если в общей акмеологии многие проблемы решаются на уровне знаний обобщающего характера, то в прикладных ее направлениях — на уровне знания особенного. Кроме того, если в соответствии с общим характером получаемого знания главным предметом общей акмеологии являются закономерности и механизмы прогрессивного развития зрелой личности при достижении ею вершин, то в предмете ее прикладных направлений обязательно отражается развитие личностно-профессиональное, связанное со спецификой профессиональной деятельности и взаимодействий, условиями их осуществления. Поэтому научные цели разных направлений прикладной акмеологии на стратегическом уровне соответствуют целям общей акмеологии. В то же время их объекты и предметы имеют определенные отличия, также обусловленные спецификой профессиональной деятельности, в которой и осуществляется личностно-профессиональное развитие до уровня профессионала. Исходя из этого, можно предложить обобщающие формулировки объекта и предмета прикладных направлений акмеологии.
Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности и достигающая в ней вершин профессионализма.
Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие высоким профессиональным достижениям в конкретной области деятельности, развитию профессионализма личности и деятельности.
Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику.
Другой аспект дифференциации состоит в том, что прикладные направления акмеологии формируются, как нами уже подчеркивалось, на стыке с другими науками и сферами практики, где особенно остро стоит сейчас проблема профессионализма и где существуют благоприятные условия для восприятия акмеологических идей. Именно тесные связи многих наук с практикой обусловливают притягательную силу акмеологии, ведь нет такой сферы практической деятельности, в которой не ощущалась бы острая потребность в профессионалах высокого класса.
Поэтому-то первыми прикладными направлениями акмеологии стали те, которые жестко ориентированы на профессиональные сферы, непосредственно связанные с бытием и жизнедеятельностью человека, но за которыми «стоит» какая-то наука, в которой проблема профессионализма является одной из актуальнейших. Так появились педагогическая акмеология, военная, социальная, управленческая акмеология и др.
В процессе становления направлений прикладной акмеологии встречается немало трудностей. К трудностями общего характера следует прежде всего отнести недостаточность прикладных собственно акмеологических исследований в конкретных областях профессиональной деятельности. Однако встречаются трудности и иного порядка, в частности, отсутствие общепринятых эталонов высокого профессионализма. Это является существенным тормозом, в частности, для развития политической, управленческой и юридической акмеологии.
Таковы общие характеристики процессов дифференциации на данном этапе развития акмеологии, которые позволяют остановиться на некоторых видах прикладной акмеологии, ставших самостоятельными и оформившихся как научные направления.

2.1.1. Военная акмеология

Военная акмеология на сегодняшний день является научным и прикладным направлением акмеологии, которое отличается следующим:
а) развивается на стыке общественных, гуманитарных, естественных и военно-технических наук;
б) изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъектов военной службы;
в) изучает закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военно-профессиональных задач.
Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов на военной службе*.
* Основы военной акмеологии. Ч. 1, 2 / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева и В. Г. Михайловского. — М.: МО РФ, 1996; Лаптев Л. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. — М.: ВАД, 1998; Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. — М.: ВАД, 1995 и др.

Военная акмеология своими корнями уходит в военную психологию и педагогику, психологию труда в особых и экстремальных условиях.
Как и общая акмеология, военная акмеология имеет интегративный характер. Он выражается в реализации целостного подхода, аккумулирующего различные знания, которые используются при разработке акмеологических моделей, продуктивных алгоритмов воинского труда, технологий прогрессивного профессионального развития представителей военных профессий, которые, в свою очередь, стимулируют процессы саморазвития и самосовершенствования.
Военная акмеология получила интенсивное развитие еще и потому, что в истории России имелось немало блестящих образцов высочайшего профессионализма в ратном и полководческом деле. Наши великие полководцы: святой Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков и другие — являют собой яркие образцы АКМЕ в полководческой деятельности. В истории военного дела России множество примеров выдающейся личной храбрости и воинского профессионализма, проявленных Георгиевскими кавалерами, Героями Советского Союза и Героями России. Их жизнь и ратный труд являются важными объектами акмеологического изучения.
В центре внимания военной акмеологии стоит военный профессионал, воин и командир, высокоэффективно и надежно осуществляющие свой воинский труд. Поэтому объекты военной акмеологии разнообразны и отражают статусный уровень субъекта воинского труда в военной иерархии — от рядового до командующего. В общей проблематике военной акмеологии выделяются такие проблемы, как профессионализм военной деятельности в особых и экстремальных условиях, опасных специальностей, профессионализм командной и управленческой деятельности военных кадров. Разработаны концепции профессионализма командиров разных уровней различных родов войск, военных психологов и педагогов. Созданы модели профессионализма и акмеограммы некоторых категорий военнослужащих, которые базируются на научных достижениях акмеологии, профессиографии и военной науки. С позиций системной методологии они описывают важные стороны воинского труда и вытекающие из него требования к военному профессионалу как индивиду, личности, субъекту воинского труда и индивидуальности. В них отражены основные условия реализации творческого потенциала военнослужащего через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, личностно-профессиональные качества и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Будруева Елена Александровна. «Театрализованная деятельность в ДОУ – путь к развитию речи дошкольников».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Редактор. proekt
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Мария Мазурик. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовании
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь