Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142167

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ:
ПОМОЩЬ ЮНЫМ МАТЕРЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТЯЖЕЛЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Какие личностные особенности оказываются решающими для юной матери, стремящейся вырваться из нищеты? По мнению Юдит С. Мьюзик (Musick, 1994), женщины, которым удается вместе со своими детьми вырваться из тисков нищеты, в большой степени наделены чувством собственного достоинства, силой Я и личной ответственностью. «В обстановке, где на молодых женщин действует множество сил, которые сбивают их с прямого пути и тянут назад, — пишет Ю. Мьюзик, — только наделенные твердой волей и независимым характером продолжают двигаться против течения» (р.7).
Юные матери сталкиваются с труднопреодолимыми препятствиями. Многие из них выросли в дезорганизованных семьях и продолжают подвергаться их отрицательному влиянию. Из-за этого им еще труднее изменить свою жизнь. Мьюзик поясняет: «Семьи этих юных матерей хронически дезорганизованы; это старая традиция передачи циклов неадекватности от поколения к поколению, которую никто не замечает и никто не нарушает» (1994, р. 1).
Юные матери с сильным чувством собственного достоинства определяют для себя
особую роль защитниц своих детей. Вот как молодая мать из квартала для бедных в Чикаго определяет свои родительские обязанности:
«Я ни за что не пошлю своих детей в пятилетнем возрасте одних через этот квартал... Ведь многих детей похищают... Их не только похищают... Старшие ребята отбирают у них деньги. Они бьют их. Чего только не происходит. ...Может быть, я слишком их опекаю... Но мои дети не будут этого делать» (Musick, 1994, р.б).
Защищая своего ребенка от неблагоприятных воздействий, мать в то же время должна заботиться и о его умственном и психосоциальном развитии. Ее целью становится постепенное формирование у ребенка чувства собственной ценности.
К сожалению, говорит Мьюзик, многие юные матери не могут полностью посвятить себя благополучию своих детей. Особенно часто это происходит, когда матери-подростки вовлечены в грозящие им гибельными последствиями отношения с рядом мужчин, от которых они финансово зависят. Итак, даже
98
Глава 2 Теории развития человека: введение
если молодая мать хочет улучшить свою жизнь, подобные отношения могут стать серьезной помехой на пути к изменениям.
Наиболее эффективные курсы для юных матерей работают одновременно на многих уровнях. Существуют программы образования или профессиональной подготовки и программы по совершенствованию родительских навыков, межличностных и внутрисемейных отношений. Молодым матерям оказывают консультационную помощь в решении их проблем и реальную помощь в таких вопросах, как обеспечение жильем, приготовление пищи, уход за ребенком, в других трудностях повседневной жизни. В центре внимания некоторых программ находится личная потребность юных матерей в развитии и взрослении и оказание им помощи по созданию новых личностных ресурсов. Такая программа может предоставить ролевые модели, наставничество и руководство или просто дать представление о более широком мире за рамками семьи и общества ближайших соседей.
Действенны ли такие программы помощи? По мнению Мьюзик, их достижения довольно
скромны, в основном из-за того, что этим программам приходится конкурировать с мощными отрицательными силами, которые служат определяющими факторами в жизни этих молодых женщин. Мьюзик считает, что оценка долгосрочной и краткосрочной эффективности таких программ является довольно серьезной задачей.
Несомненно только одно: программы помощи могут помочь только тем матерям, которые понимают, что, для того чтобы вырваться из тисков нищеты, необходимо ценить себя. Если чувство собственного достоинства отсутствует, то программы малоэффективны при попытках улучшить жизнь молодой матери и ее детей.
1. Некоторым людям удается выйти из самых тяжелых обстоятельств. Какие личностные факторы играют при этом самую важную, по вашему мнению, роль?
2. Если бы, для того чтобы избежать бедности, была необходима только сила воли, то очень немногие люди страдали бы от нее. Какую помощь юной матери-одиночке мог бы предложить сторонник теории научения?
Этологи также утверждают, что люди, как и другие животные, демонстрируют видоспецифичные модели поведения, одинаковые у всех людей, независимо от культурных различий. Даже слепоглухие дети улыбаются и гулят в соответствующем возрасте, надувают губы и смеются в течение всей жизни, несмотря на невозможность непосредственного подражания (Eibl-Eibesfeldt, 1989).
Представление о том, что социальное поведение в значительной степени определяется биологической наследственностью организма, служит главным отличительным признаком такого направления этологии, как социобиология. Подобно этологам, социобиологи усматривают сходство между поведением животных и человека, но они считают также, что сложные модели социального поведения как у животных, так и у людей генетически детерминированы (Wilson, 1990). Для подтверждения этой мысли социобиологи приводят примеры строительства гнезд птицами — сложной модели поведения, которое птицы демонстрируют в нужное время без всякого научения. На основе этого и других примеров сложных, но не требующих научения, моделей социального по ведения насекомых, птиц и низших млекопитающих социобиологи делают обобщение, предполагая, что модели человеческого поведения имеют аналогичную основу.

СОЦИОБИОЛОГИЯ
Ответвление этологии. Социобиологи утверждают, что социальное
поведение в значительной степени определяется биологической наследственностью организма. Они считают, что многие модели человеческого поведения, используемые для выражения доминирующего положения, территориальных прав, заботы о потомстве, ухаживания и агрессии, являются генетически закрепленными биологическими моделями поведения, которые покрыты лишь тонкой вуалью культурных наслоений, Такая точка зрения вызвала яростные споры среди психологов, большинство которых считает, что социальное поведение человека формируется путем научения.
Интерес этологов к врожденным моделям поведения напоминает увлечение психоаналитиков теорией влечений, но с одним существенным отличием. Психоаналитик рассматривает человеческие влечения как пережитки биологических влечений, имевших место в глубокой древности, которые следует сдерживать, чтобы сохранить цивилизацию. В отличие от такого подхода этологи и социобиологи считают, что влечения и следующие из них модели поведения могут быть неотъемлемой частью цивилизации. Возможно, успешной можно назвать такую цивилизацию, которая не пытается подавить биологическое наследие человека (Hess, 1970).
Этология добавляет к общепринятым еще одну важную линию анализа развития. Большинство психологов, исследующих развитие, рассматривает ситуационные и исторические причины поведения. Этолог, также обращая внимание на эти причины, кроме них рассматривает еще и адаптивную функцию поведения, то есть функцию, которую поведение выполняет в сохранении индивида или вида. Возьмем, например, плач ребенка. Ситуационная причина плача может заключаться в том,
99
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
что ребенку больно. Историческая причина может заключаться в том, что в прошлом после плача ребенка вознаграждали вниманием и заботой. Непосредственной функцией плача является стремление привлечь внимание матери и запустить в действие ее модель ухода за ребенком. Плач — это врожденная модель поведения, направленного на конкретную цель — получение заботы. И, наконец, эволюционная функция плача — это выживание новорожденного, несмотря на его двигательную беспомощность, из-за чего именно плач, а не двигательная активность (бег к матери), становится доминирующей реакцией вида Homo sapiens (Hess, 1970). Этологи указывают на эволюционные функции многих моделей поведения, включая такие, как отзывчивость взрослых по отношению к существам, похожим на маленьких детей, флирт как часть модели ухаживания или принятие агрессивной позы как часть модели защиты территории (Bowlby, 1982; Eibl-Eibesfeldt, 1989).
Взгляд этологов на природу человека оказывает влияние на психологию. Процесс формирования привязанности между младенцем и воспитателем широко исследовался учеными, в том числе Мэри Д. Салтер Эйнсворт и Джоном Боулби (Ainsworth & Bowlby, 1991), применявшими этологический подход. Привязанность определялась как сильные эмоциональные узы между двумя людьми, связывающие их во времени и пространстве (Кагеп, 1990). Качество привязанности указывает на характер отношений между родителем и ребенком и является надежным прогнозирующим параметром будущего поведения ребенка. Качество привязанности младенца играет ключевую роль в ответном проявлении заботы матерью, которая, в конечном счете, несет полную ответственность за выживание своего ребенка. По этим причинам в исследованиях Мэри Эйнсворт (Ainsworth, 1973) измерялась степень привязанности между младенцами и теми, кто за ними ухаживал.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Привеса. Анатомия человека. Под ред. М.Г
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Этология
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Джемс. Психология.
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Фихте И. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь