Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57071

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Для матери беременность и рождение ребенка — это своеобразный кризис в развитии ее субъективности. Исключая возрастную составляющую, его можно соотнести с «кризисами рождения», идею которых разрабатывает В. И. Слободчиков. «Кризис рождения» как вхождение личности в новую общность сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта. Это всегда кризис самости в ее конкретной, деятельно освоенной определенности и ожидание, поиск новых форм со - бытийности (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, 2000). Этап принятия роли матери в данном контексте является нормативным кризисом субъективности женщины.
Классическая западная теория кризисов трактует кризис как событие, выходящее за рамки обычного уклада вещей и событий. Он предъявляет особые требования к личностным ресурсам, требует внимания или немедленного действия, ограничивает возможности управления и контроля.
Вместе с тем, кризис — это и поворотный пункт, который таит в себе как опасности, так и возможности. У человека, который не раз -решает кризис, увеличивается опасность развития невротического синдрома; успешное разрешение кризиса, наоборот, несет в себе возможность научения и личностного развития через приобретение жизненного опыта (Р. А. Ахмеров, 1994).
Многие выдающиеся семейные психотерапевты писали о том, что семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейная система становится уязвимой, ее функционирование приобретает черты нестабильности. Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. К. Вита-кер отмечал, что все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года. С. Минухин предупреждал, что появление ребенка означает появление в семье рассеянной структуры, что влечет за собой сложную реорганизацию супружеской подсистемы и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998).
118
Существует и другая точка зрения, согласно которой появление первого ребенка — это скорее плавный переход семьи в новое состояние, чем ее кризис. Большинство супружеских пар сообщают, что они испытывают лишь «незначительные» трудности в приспособлении к новой ситуации. Например, у многих матерей не бывает послеродовой депрессии. В ходе специального исследования Ю. Бельски и М. Ровайн (1990) обнаружили, что от 20% до 35% опрошенных пар после рождения ребенка начинают получать даже большее удовлетворение от супружеской жизни. Однако, на наш взгляд, данные факты свидетельствуют не об отсутствии кризиса семьи, а о степени остроты его протекания.
Таким образом, объективная кризисность перехода к родитель-ству и принятия материнской роли может значительно различаться в том, что касается субъективной оценки стрессогенности этого события у разных людей.
С какими конкретно трудностями и стрессами сталкивается жен -щина на этапе принятия роли матери?
Уровень физиологического стресса в период беременности и после рождения ребенка (в течение всего первого года) достаточно высок и связан с перестройкой гормонального фона организма, изменением функционирования всех органов и систем, он выражается в значительном физическом напряжении и усталости. В период от зачатия до рождения ребенка и затем в первые месяцы после его рождения в организме женщины происходят глобальные преобразования. Меняется физический облик женщины, характер функционирования ее организма, гормональные изменения влекут за собой нормативные изменения эмоционального состояния. Другим фактором физического стресса является перерыв в сексуальной жизни. Многие пары прерывают занятия сексом во время беременности и в послеродовый период или испытывают спад в сексуальной жизни (J. Lazarre, 1977).
Физический стресс проявляется гораздо сильнее, когда ребенок рождается. Уход за ним в первые недели и месяцы после рождения требует огромного физического напряжения, которое постепенно сни -жается по мере того, как ребенок взрослеет, и мать приобретает навы -ки ухода за ним. Однако со временем накапливается физическая усталость, что на эмоциональном уровне выражается в раздражительности, вспыльчивости или, наоборот, подавленности родителей.
119
Психологические стрессы являются преобладающими на этапе принятия роли матери. Даже если беременность желанна для обоих супругов и протекает без видимой медицинской патологии, у женщины рано или поздно возникают переживания по поводу соб -ственной компетентности в роли матери, беспокойство за здоровье и безопасность ребенка. По мере роста и независимости детей психологические стрессы усиливаются. Они вызываются тем, что родители постоянно беспокоятся о детях, об их благополучии, безопасности и т. д. Более того, по мере принятия роли развивается родительская рефлексия, и мать чаще начинает волноваться о том, хорошая ли она мать, какой матерью она выглядит в глазах окружающих и собственных детей (A. Rich, 1976).
Динамика этих тревог и трудностей выглядит следующим образом. В первом и втором триместрах беременности эти переживания касаются в первую очередь поддержания собственного здоро -вья и здоровья будущего ребенка, к третьему триместру на первый план выходят вопросы родов и обращения с ребенком в первые дни и недели после рождения, и, наконец, когда ребенок рождается, опять крайне актуальными становятся вопросы здоровья ребенка и матери, учащаются конфликты с супругом и близкими родственниками.
Родительство требует существенных перемен и ограничений в лич -ной жизни. Эти перемены обычно классифицируют в соответствии с тем, как они влияют на конкретные сферы личной и семейной жизни. Переход к родительству отмечен следующими событиями.
1. Изменения в идентичности и внутренней жиз'ни. К этому относятся изменения чувства «Я» родителей и их предположений о семейной жизни.
2. Перераспределение ролей и перемены в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе, в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда.
3. Перемены в ролях и отношениях со старшим поколением. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек с дедушками. Причем психологическая сепарация от собственной матери — одна из важнейших задач женщины в период вынашивания ребенка.
4. Изменения ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения касаются, главным образом, матери, так как ей приходится
120
оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребенке.
5. Новые родительские роли и отношения. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с воспитанием ребенка.
В период принятия роли матери у женщины возникают интра-и интерпсихические ролевые конфликты.
Внутриролевой конфликт — это расхождение между ролью и личностью, между требованиями роли и системой внутренних ценностей личности. Такой конфликт характерен для девиантного материнства, когда исполнение роли матери наталкивается на нежелание воспитывать, кормить ребенка, ухаживать за ним и заботиться о его здоровье.
Межролевой конфликт — это оппозиция между двумя и более ролями одной личности. Он возникает, когда женщина не может расставить приоритеты в своей жизни, выбрать между собственной карьерой или ролью жены и материнской ролью. В психологии этот тип конфликта часто называют «work — family».
Внутриличностный ролевой конфликт заключается в противоречии между пониманием роли самой личностью и ожиданиями других. В консультативной практике часто приходится встречаться с тем, что супруг, собственная мать, друзья буквально «засыпают» женщину советами, какой матерью она должна быть. И далеко не всегда эти советы соответствуют ее собственным представлениям о «хорошей матери». Ситуация усугубляется и становится конфликтной, если эти ожидания противоречат друг другу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Наталья Викторовна Лыкова. Акция 'Семейное гнездышко' (праздник День Семьи)
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Шарфф Д.Э. Динамика внебрачного секса
  • Эмпирические исследования взаимодействия стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников
  • Райш К. Пара в кризисе: психоаналитическая терапия пар
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Козлова Ирина Константиновна. Сценарий спортивного досуга с родителями «Счастливы вместе»
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Карлин Е. А. Проблема совмещения индивидуальных и общих интересов в супружеской жизни
  • Борисова Алла Витальевна. ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Кокурина Надежда Васильевна. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Ромашковое счастье»
  • Тимкина Наталия Валерьевна. Праздник на День Семьи 'Наша дружная семья'
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пустовая Елена Николаевна. Сценарий мероприятия «Семья – место, где ценят, любят, берегут»
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь