Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136728

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


Рис. 2.27. Длительность дыхательного цикла при ответе «нет» на вопросы теста (тест непрямой). Продолжительность дыхательного цикла по вопросам: О - 4,0 сек; HI - 4,6 сек; Н2 - 3,8 сек; 31-5,2 сек; НЗ - 3,0 сек; Н4 - 4,0 сек; Н5 - 3,9 сек
IV. Индивидуальные особенности психофизиологических реакций тестируемого
Основная задача, стоящая перед специалистом полиграфа в процессе те-
стирования, — качественно и количественно оценить изменение регистрируемых психофизиологических показателей, вызванное реакцией на предъявляемый вопрос, и на этом основании составить объективное заключение. Казалось бы, есть обследуемый (подозреваемый), есть хорошо продуманный тест, а далее - вопрос времени. К сожалению, это не всегда так. Из трех компонентов, обеспечивающих процедуру полиграфных проверок (тесты, полиграф и обследуемый), наиболее сложным и наименее изученным является человек, проходящий тестирование, поскольку его организм - сложнейшая кибернетическая система, включающая тысячи различных компонентов. Их соотношение, качество и количество одновременно регулируемых показателей очень динамичны и могут меняться не только в течение часов, минут, но даже долей секунд. Сегодня наши знания о регуляторных процессах целостного организма человека настолько малы, что прогнозировать их динамику очень сложно. В первую очередь это касается регуляции психофизиологических процессов, которые тесно связаны не только с типами нервной системы, но и сильно подвержены влиянию внутренних и внешних факторов (биоритмы, состояние болезни или предболезни, степень утомления, уровень мотивации и т.д.). Все это влияет на информативность регистрируемых нами показателей, а следовательно, на точность наших выводов.
Преступники, впервые попавшие в места лишения свободы и осужденные в третий или пятый раз, абсолютно по-разному переносят не только пребывание в исправительно-трудовых учреждениях, но и процедуру полиграфных проверок.
При проведении тестирования может оказаться, что подозреваемый сильно напряжен. Для результативности проведения обследования и оценки полученных результатов совсем небезразлично состояние его организма. Как очень сильное эмоциональное напряжение, так и его отсутствие может значительно повлиять на качество полиграфных проверок. Поэтому были разработаны так называемые тесты стимуляции, которые предназначаются для выведения обследуемого из состояния покоя или безразличия, снимающие излишнее эмоциональное напряжение и успокаивающие тестируемого.
1. Линейность и нелинейность в регулировании физиологических реакций
Как меняются физиологические показатели во время тестирования? Почему в одних случаях необходимо стимулировать эмоции, в других их ослаблять? Этим вопросам и будет посвящен данный раздел книги.
При проведении полиграфных проверок каждый специалист старается создать условия, позволяющие повысить эффективность проводимых обследований. Если подозреваемый вял, сидит в полудреме, иногда зевает, то для получения достоверной реакции необходимо вывести его из этого состояния.
107
Для этих целей используется тест стимуляции. Специалисты знают, что после его проведения значительно возрастает информативность показателей, получаемых во время обследования, характеризующих уровень эмоциональной напряженности (стресса) при предъявлении значимых вопросов. Кроме того, более четко дифференцируется реакция на значимый вопрос по сравнению с нейтральным.
С другой стороны, сильное эмоциональное напряжение тоже не способствует повышению надежности результатов проверки. Поэтому в предтесто- вой беседе, если обследуемый сильно возбужден, специалист старается несколько успокоить его.
Крайности в состоянии обследуемого (покой или сверхвозбуждение) одинаково не способствуют результативности проверок. Существует некая золотая середина, т.е. зона уровня напряжения обследуемого, при которой полиграфные проверки наиболее эффективны. Причина этого явления состоит в особенностях регуляции психофизиологических реакций нашего организма, сформировавшихся в процессе развития человека.
Изменение состояния человека проходит две фазы. В неактивном полудремотном состоянии функциональный уровень человека довольно низок (рис. 2.28, отрезок кривой АБ). Если обследуемого протестировать в это время, то изменения в психофизиологических показателях на значимый вопрос могут быть ничтожно малы и их не всегда возможно зафиксировать полиграфом. Представим, что в процессе обследования за счет значимого вопроса эмоциональное напряжение возросло с условного 0 до 0,5 или даже до 1. В этом случае функциональный уровень практически остается постоянным, а следовательно, не будет изменения и в психофизиологических реакциях, обеспечивающих его.
Следовательно, на практике возможно состояние, когда введение дополнительной эмоциональной нагрузки практически не изменит регистрируемые полиграфом физиологические показатели (дремотное состояние и состояние сильного напряжения). Эта же зависимость сохраняется, если исходный уровень эмоционального напряжения составляет 8 условных единиц, а значимый вопрос вызвал увеличение эмоционального напряжения до 9, т.е. на 18,5% ( отрезок кривой ДЕ). В случае перенапряжения может быть обратный процесс - снижение показателей. Если при предъявлении нейтральных вопросов функциональный уровень соответствовал кривой точке Е, то дополнительное эмоциональное напряжение, вызванное предъявлением значимого вопроса, может привести к его снижению (отрезок ЕЖ), следовательно, и регистрируемых физиологических показателей.
Дальнейшее увеличение эмоционального напряжения может привести к нулевому функциональному уровню, т.е. гибели человека (точка 3).
Пример возможности падения кривой функционального уровня до нуля
108
описал Аижело Моссо в произведении «Страх». Студенты одного из университетов на новогоднем празднике решили подшутить над своим преподавателем, сильно досаждавшим им на экзаменах. Переодевшись в палачей, они завязали ему глаза, положили голову на плаху, затем прочитали ему все свои претензии и вынесли смертный приговор. По команде: «Приговор привести в исполнение!» - «палач» мокрым полотенцем провел преподавателю по горлу, а когда студенты сняли повязку, они увидели, что он мертв.

Рис. 2.28 Изменение уровня функционального состояния человека от величины его эмоционального напряжения, впервые теоретически и практически исследован В.В. Варламовым в 1968 г.: ФУ - функциональный уровень; ЭН - эмоциональное напряжение: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3 - точки кривой, характеризующие функциональный уровень организма человека; АБ - человек находится в полусонном состоянии или принял большую дозу транквилизаторов; БВ - состояние бодрствования; ВГ - оптимальные условия для тестирования; ДЕ - плато; ЕЖ - начало падения функционального уровня; 3 - точка нулевого функционального уровня, т.е. практически гибели человека
Наиболее благоприятное функциональное состояние обследуемого для проведения тестирования отображено на участке кривой (отрезок ВГ). В данном диапазоне любое увеличение или снижение эмоционального напряжения приведет к соответствующему изменению физиологических показателей, и что самое главное, — с предельной точностью.
Эти особенности регуляторных механизмов необходимо учитывать при проведении полиграфных проверок. При продолжительном тестировании, особенно когда обследуемый измотан длительным пребыванием в переполненной камере, возможен довольно быстрый переход функционального состояния из одной фазы в другую.
Нередко это является причиной снижения ответной реакции организма на значимый вопрос по сравнению с нейтральным. Один из специалистов
109
полиграфа, любитель использовать до 40 и более тестов, нередко наблюдал, что после определенного количества предъявленных тестов прибор начинал фиксировать минимальные показатели реакции на значимый вопрос. Такое функциональное состояние обследуемого должно служить сигналом к немедленному прекращению тестирования и организации отдыха опрашиваемого.
Двухфазность ответных реакций на значимый вопрос (увеличение, снижение) — явление достаточно изученное, характерно практически для всех систем организма человека. Исследования коры головного мозга также подтверждают двухфазную зависимость ее активности от силы раздражения (Берне, 1969 г.). С нарастанием силы воздействия сигнала растет ответная реакция мозга, достигая определенной величины. Дальнейшее увеличение силы раздражения ведет к снижению его активности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Слава мэра»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Притча «Жена неудачника»
  • Притча «Скупость нередко обходится дороже»
  • Башкирова Валерия, Соловьев Александр. Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство.
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Тест на определение степени усталости
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. Практикум по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Притча «Тень жизни»
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система... К учебнику
  • Вертьянов С.Ю. Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Еврейская притча (тест на логику для проверки готовности изучать Талмуд).
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Единственный чиновник»
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Редактор. Японский IQ тест
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь