Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47213

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эвристическая терапия. Мустакас (Moustakas, 1990) разработал метод эвристического (ориентированного на открытие) исследования, а также приложение его к психотерапии: на стадии первоначального вовлечения (initial engagement) терапевт создает атмосферу открытости, доверия и своего рода взаимной привязанности (mutual bonding). На этой стадии также выявляется центральная тема или проблема, с которой предстоит работать. На стадии погружения (immersion) терапевт проникает во внутренний мир клиента, ценя его как личность и общаясь с ним без предрассудков, пытаясь понять его в целом и в каждом отдельном аспекте. Во время инкубации (incubation) приходят моменты понимания, при этом не прилагается усилий по их разработке. На этапе вживания (indwelling) терапевт «легко проникает» в наиболее значимые компоненты, «пребывая в них» с целью осознания центральных тем, так чтобы способствовать развитию более глубокого понимания. Затем наступает озарение (illuminatuion). Терапевт обнаруживает основные структуры и темы и неотрывно занимается каждой из них, чтобы понять более глубокие смыслы. Во время взаимодействий с клиентом терапевт предлагает ему видение ситуации в своей перспективе («внутреннюю систему координат»), чтобы клиент мог увидеть, как она соотносится с его собственным видением.
«Процесс приближения к знанию через использование внутренней системы координат и через диалог между терапевтом и лицом, проходящим терапию, способствует достижению прорыва в терапевтических отношениях. Этот момент часто оказывается первым в жизни человека, когда его полностью понимают, и это понимание совпадает с его собственным... В качестве терапевта я вербализую знание, которое я получил благодаря погружению и вживанию, а проходящий терапию человек подвергает это знание проверке, развивает и корректирует его. При этом системы координат лица, проходящего терапию, и терапевта приходят в соответствие» (р. 111).
Терапевт использует также свою интуицию, основанную на предыдущем опыте. Если она неверна, она может быть откорректирована, а когда она становится правильной, это делает возможным движение вперед, к более богатым смыслам. По мнению Мустакаса, эвристическая психотерапия «приводит человека в соприкосновение с творческими ресурсами, позволяет ему сформировать новый взгляд на себя и на жизнь и делает возможным движение в направлении аутентичности, самоэффективности и здоровья» (р. 124).
Большинство форм гуманистической терапии — это эвристические подходы в том смысле, что клиентам помогают раскрыть свой собственный потенциал и самостоятельно актуализировать его. Центр гуманистической психологии в Детройте (штат
Мичиган) является независимой профессиональной школой, предлагающей подготовку (с присуждением ученой степени) в области гуманистической клинической и педагогической психологии с акцентом на эвристическом подходе (Kostere, 1987).
Стратегическая терапия. Описывая стратегическую гуманистическую терапию, Маданес (Madanes, 1993) настаивает на том, что жизнь людей не предопределена Творцом, генами, социальным контекстом, обращением родителей, лишениями, инстинктами или химическими изменениями в организме. Богатые люди просто имеют больше возможностей выбора, чем бедные. Автор признает, что изменение социального контекста является наиболее быстрым путем изменения людей в процессе терапии, однако подчеркивает, что каждый человек способен изменить себя сам.
Цель стратегической терапии — увеличить возможности выбора. Маданес приводит пример процедуры из семейной терапии. Жена возмущена тем, что муж постоянно игнорирует ее и все внимание уделяет своей матери. Он сказал своей матери, что они вынуждены были пожениться, потому что его подруга забеременела, хотя на самом деле и беременность, и брак были запланированными. Стратегический терапевт, не пытаясь объяснить данный случай эдиповым комплексом и не испытывая необходимости работать с ним, не прописывая никаких медикаментов, вызывающих химические изменения, и не стремясь обнаружить предполагаемые детские травматические ситуации, выяснил, что муж никогда не сообщал всем заинтересованным сторонам о том, что в качестве человека, занимающего наиболее важное место в его жизни, он выбрал свою жену. Терапевт просит мужа позвонить матери во время сеанса терапии и поставить ее в известность относительно своих приоритетов. Потребовалось несколько звонков, прежде чем жена была удовлетворена и у них появилась возможность начать новую страницу в своей жизни. «Это терапия действия, где каждый человек берет на себя ответственность за собственную жизнь, а терапевт принимает ответственность за эффективность терапии» (р. 75).
Эмпирическая терапия. В ходе данной процедуры терапевт переживает (experiences) все, что переживает клиент. Марер (Mahrer, 1993) описывает четыре стадии этого процесса:
1. Первой целью является сильное полное чувство, которое активизирует «некоторое внутреннее переживание». Гендлин (Gendlin, 1977) описывает попытку достичь переживания «ощущаемого смысла» («felt sense») или «ощущаемой грани» («felt edge») проблемы. Это нечто, воспринимаемое лишь чувством, но еще не осмысленное. Терапевт тормозит клиента, чтобы тот дольше задержался на этой стадии чувствования. Любое чувство, которое приходит, должно быть принято, и оно должно быть прочувствовано как правильное и принести облегчение.
129
2. Клиент и терапевт принимают и испытывают все оттенки внутреннего опыта и своей связанности друг с другом.
3. Клиент обращается к внутреннему опыту и отсоединяется (uncouples) от своей прошлой личности. Клиент и терапевт находят эпизод из жизни клиента и вместе проживают эту сцену с радостью.
4. Клиент проживает в качестве этой новой личности сцены своего будущего.
Марер (Mahrer, 1993) сделал следующий шаг в развитии эмпирической терапии к тому, что он назвал трансформационной терапией. Терапевт не останавливается на переживании чувств клиента, но трансформируется в «реально и полноценно живущего и существующего в этих непосредственных, ярких, живых, реальных сценах и ситуациях... Вместо эмпатии к клиенту вы полностью становитесь этим человеком. Вместо узнавания мира клиента вы живете в нем» (р. 34). Он считает трансформационную терапию более действенной но сравнению с эмпирической.
Внутренняя сила. В модели терапии, получившей название «Внутренняя сила», используется двенадцать шагов (Chapin, 1989):
(1) Объявить клиенту, что целью данной методики является «создание субъективной реальности, которая может оказать на клиента психотерапевтическое благотворное воздействие» (р. 449).
(2) Ознакомить клиента с литературой, посвященной данной процедуре.
(3) Указать, какие шаги процедуры могут оказать помощь клиенту.
(4) Обсудить с клиентом, что он может ожидать.
(5) Вызвать у клиента направленное воображение.
(6) С помощью воображения помочь клиенту обнаружить свою «Внутреннюю силу».
(7) Помочь клиенту обратиться со своей проблемой к «Силе».
(8) Способствовать установлению диалога между клиентом и «Силой».
(9) Обозначить темы диалога или попросить «Силу» сделать это и поблагодарить ее за ее наставничество.
(10) Завершить процесс воображения, предложив клиенту запомнить или забыть все, что он пожелает.
(11) Исследовать вместе с клиентом возможности использования полученного опыта.
(12) Интегрировать возникшие темы в процедуру терапии.
Пример. Двадцатилетняя студентка колледжа, страдающая нервной анорексией, имела серьезный конфликт со своей матерью, из которого она не могла выйти. «Внутренняя сила», которую она вызвала в своем воображении, «предположила, что она чувствовала себя виноватой и потому заслуживаю-
щей дурного обращения. Истина же, сказала Сила, в том, что клиентка была ребенком и делала то, что свойственно делать всем детям, а мать действовала иррационально и жестоко. Совет, данный клиентке, состоял в том, чтобы заботиться о себе, постоять за себя и понять, что она может уйти от иррациональных притязаний матери» (р. 453).
Терапия становления
Экзистенциально-гуманистическая терапия обладают рядом отличительных характеристик. Она больше связана с нерациональным поведением и принимает более пессимистический взгляд на человека, чем терапия, допускающая процесс актуализации биологического потенциала. Она исходит из посылки, что общество дегуманизирует людей посредством своих форм управления и иерархических бюрократических структур, тем самым препятствуя самоактуализации. Отчуждение и опустошенность, утверждают представители этого направления терапии, оказываются широко распространенными в нашей культуре, когда мы утрачиваем чувство общности и традиции и пытаемся компенсировать их «едой, наркотическими экспериментами, престижными предметами потребления, сексуальным экспериментированием или поп-спиритуализмом» (Bugental & Bracke, 1992, p. 29). Их подход состоит в том, чтобы дать клиенту ощутить, что он способен понять эти проблемы и разрешить их. Данный метод лучше всего работает с интеллигентными и хорошо владеющими речью клиентами, которые готовы обсуждать болезненные вопросы и пытаться справиться с ними, и, естественно, хуже — с теми, кто не обладает этими характеристиками (Lowenstein, 1993). Это долгосрочная процедура.
Де Карвало (De Carvalho, 1990a) так описывает данный подход: «Обычное осознавание (awareness) вещей и есть процесс становления. Однако осознавание себя (self-awareness) — это становление, которое приводит к самоактуализации и аутентичности. Становление не является результатом актуализации биологической сущности в духе Маслоу или Роджерса, а продуктом интенционалыюсти «я» — его соотнесенности с вещами. Процесс осознавания себя может происходить либо на индивидуальном, либо на культурном уровне. Индивидуальный уровень (personal level) включает рефлексию процесса становления, при которой сам процесс рефлексии изменяет этот процесс становления, и это продолжается в виде бесконечного цикла изменения и становления. В случае развития тревоги
«человек тревожен, когда он не в состоянии больше анализировать (reflect) собственное состояние тревоги. В этом случае он оказывается полностью погруженным в процесс становления тревожным (becoming anxious). Другими словами, он полностью тревожен. Саморефлексия или анализ собственной тревожности, однако, изме-
130
няет это состояние тревоги. Самоактуализация возможна только во втором случае» (р. 255).
Любое осознавание становления изменяет статический процесс становления на динамический процесс самоактуализации. Культурный уровень самоактуализации включает рефлексию собственным «я» характеристик культуры и выбор среди тех возможностей, которые предоставляет культура. Это можно сравнить с не-рефлексией и не-актуализацией, когда «я» просто становится компонентом культуры или идентифицируется, отождествляется с ней без исследования и осознавания выбора, предоставленного индивидууму. Простое становление в том виде, как оно представлено в концепции Роджерса—Маслоу, это статический процесс становления, но саморефлексия — это динамический процесс, ведущий к самоактуализации, или аутентичному становлению.
Психотерапия направлена на становление клиента самоосознающим, в результате чего он мог бы найти свое направление и избавиться от чувства безнадежности жизни. «Пациенты должны понять, что их жизнь — это процесс становления, что они обречены на то, чтобы стать кем-то, и если они не выберут (или выберут отказ от выбора), то либо культура, либо субкультура, к которой они принадлежат, либо кто-то в их жизни будет делать выбор за них» (р. 256-257). Часто кризис «пробуждает пациента по отношению к неизбежной, и подчас страшной необходимости стать аутентичным индивидуумом» (р. 257), поскольку болезненный опыт приводит индивидуума в состояние конфронтации со своим неаутентичным «я» — столкновение, которого в противном случае не произошло бы. Наиболее эффективным кризисом является тревога по поводу смерти, признание неминуемого собственного исчезновения, поскольку это делает жизнь личной и осмысленной. Экзистенциально-гуманистическая терапия учит человека переводить себя из случайного, бессознательного становления в аутентичное, осознанное становление, в котором перед человеком ясно предстают его индивидуальные выборы. Самоактуализация происходит постольку, поскольку «"я" является продуктом своей собственной интенциональности» (р.257).
Говоря об эмпирических исследованиях Роджерса, посвященных его клиенто-центрированной терапии, Северин (Severin, 1973) настойчиво утверждает, что Роджерс «пускается в абстракции, которые находятся в явном противоречии с экзистенциальной философией» (р. 297). Очевидно, представители экзистенциально-гуманистического направления считают неприемлемыми любые попытки оценить эффективность психотерапии.
Законны ли притязания гуманистической психологии на спорные психотерапевтические
территории?
Две наиболее влиятельные формы психотерапии, гештальт-терапия и рационально-эмотивная терапия (РЭТ), принимаются или частично принимаются представителями гуманистической психологии, однако их отнесение к владениям гуманистической психологии отвергаются представителями других направлений. РЭТ также часто считается когнитивной или когнитивно-поведенческой терапией.
Рационально-эмотивная терапия (РЭТ). РЭТ
пытается напрямую работать с неумением или неспособностью приспосабливаться к окружению. Согласно ее положениям, люди вводят сами себя в состояние невротического конфликта, неосознанно предаваясь иррациональным мыслям, однако они могут обратить вспять этот процесс, замещая иррациональные мысли рациональными. Роль терапевта состоит в том, чтобы занять авторитарную позицию эксперта, поставить клиента перед лицом его иррациональных мыслей, сделать эти мысли явными и заставить его их отбросить. Поскольку паттерны мышления устойчивы, терапевт в одиночку не в состоянии вызвать необратимое изменение. Клиент сам должен активно противостоять иррациональным мыслям на протяжении всей своей жизни. Терапия также состоит в помощи людям найти или создать новые смыслы. РЭТ настаивает на том, что люди могут наилучшим образом самореализоваться и достичь самоактуализации после того, как они преодолеют барьеры собственных дисфункций, и что понимание базовых воззрений, лежащих в основе дисфункций, и борьба с ними приводит человека к более рациональным паттернам мышления.
Поскольку многие иррациональные убеждения крайне устойчивы, РЭТ также работает с эмоциями (отсюда название «рационально-эмотивная»), используя разнообразные приемы обусловливания и когнитивные методики6. РЭТ предполагает, что убеждение в том, что человек что-то должен или, наоборот, не должен, ведет к эмоциональному расстройству. «Я должен сделать это как полагается». «Я должен быть нормальным». «Я обязан постараться сделать все, на что я способен». «Я не должен выглядеть глупо». В РЭТ всем этим «должен» и «не должен» должна быть противопоставлена рациональность.
Терапевт без всяких условий принимает своих клиентов и учит их таким же образом принимать самих себя. Сторонники РЭТ утверждают, что большинство других форм терапии способствуют форми-
6 Данное положение очень близко к позиции Куинна (Quinn, 1993). Вследствие «феномена упорного цепляния за дисфункциональные паттерны поведения» (р. 14), он находит необходимым добавить к эмпатии и безусловному принятию, проповедуемым Роджерсом, еще и вмешательство.
131
рованию у клиента все большей зависимости от одобрения терапевта, тогда как РЭТ удается избежать этого, поскольку она помогает клиентам принять себя совершенно независимо от того, что думает о них терапевт. Помимо поддерживающей и инструктирующей, данная форма терапии является активно-директивной (в противовес недирективной); более того, она фактически может быть весьма агрессивной, подвергая атаке иррациональные убеждения. РЭТ преследует цель обеспечить клиентам возможность заместить иррациональное мышление рациональным и реалистическим пониманием своих собственных качеств и способностей (capabilities), с помощью которых они и только они сами могут решить свои проблемы. Поскольку некоторые исходные положения и процедуры РЭТ совпадают с подходом гуманистической психологии, а некоторые — нет, основатель РЭТ Альберт Эллис считает ее «развившейся на почве взглядов секулярного гуманизма» (Ellis, 1992, р. 357). Как указывает Эллис, акцент на секулярном гуманизме как философии отграничивает РЭТ от мистицизма, религии или спиритуализма, которыми пронизана гуманистическая психология. Он видит наиболее широкие перспективы использования РЭТ в сфере образования (Ellis, 1993).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Закономерности психических систем
  • Теория научения; learning theory
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Образ; Image; Bild
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Символ; Symbol
  • Объект; object
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Норма, нормальный и ненормальный, анормальный; norm, normal, and abnormal
  • Андрей Колесник. Невербальное поведение как составляющая имиджа В. Януковича
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Либидо; Libido
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Типология; Typology; Typologie
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Действие специфическое; specific action
  • Шафрански Р. Теория информационного оружия
  • Самость; Self; Selbst
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Объективный и субъективный; objective and subjective



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь