Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26070

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1. Их многословность. Если в прямом вопросе можно обойтись дву-мя-тремя словами, то в ситуативных приходится строить не одно предложе-ние. Это усложняет анкету, делает ее многословной и тяжеловесной, при-тупляет внимание опрашиваемых. Указанный недостаток преодолевается, если ситуативные вопросы интересны, впечатляющи и увлекательны.
2. Не известная ситуация. Та или иная ситуация, построенная иссле-дователем, может оказаться незнакомой респондентам или нетипичной для изучаемого коллектива, группы. Так, выясняя уровень сплоченности коллектива, можно построить ситуацию, в которой показывается, как члены коллектива совместно проводят свободное время, скажем, на рыбалке. Однако такая ситуация может быть совершенно нетипичной для изучаемого коллектива, и респонденты ее не выберут, хотя это совсем не значит, что коллектив не сплочен. Поэтому необходимо показывать типичные, повторяющиеся ситуации или хотя бы возможные в повседневной жизни изучаемой группы.
3. Вероятность случайного выбора той или иной предлагаемой ситу-ации. Дело в том, что, выбирая ту или иную ситуацию, респондент может предпочесть ее под влиянием случайного, сиюминутного фактора, особенно в случаях, где проявляются эмоции, определяемые настроением и положе-нием, в котором в данный момент находится опрашиваемый. Если мы спра-шиваем об отношениях респондента со своим непосредственным руководи-телем и соответственно строим ряд ситуаций, то выбор одной из них может быть продиктован конфликтной ситуацией, сложившейся, например, час назад и вовсе не характерной в целом для их отношений. Имеющиеся в дан-ный момент отношения в той или иной степени могут оказать влияние на ответ респондента, сколько бы он ни старался быть объективным. Так, в од-ном из исследований анкета содержала такой вопрос: "Скажите, пожалуй-ста, были ли у Вас в день заполнения настоящей анкеты какие-либо непри-ятности на работе, например, испортились отношения с начальником, по-ругался с товарищами по работе и пр.?" (с альтернативой "да", "нет"). Па-раллельно были сформулированы еще два вопроса: по ориентации на уволь-нение и о мотивах увольнения.
Как показал результат опроса, в группе опрошенных, имевших в день опроса конфликтные ситуации, резко возросло количество ориентированных на увольнение по причине не сложившихся отношений в коллективе. Это позволяет сделать вывод, полностью подтвердивший нашу гипотезу о том, что конкретная ситуация оказывает большее или меньшее влияние на ответы респондентов. Полностью нивелировать воздействие сиюминутной ситуации, случайных отклонений нельзя, но снизить их влияние на результаты исследования путем введения двух-трех контроль-ных вопросов можно.
Ситуативные вопросы используются в анкетах сравнительно редко, как уже отмечалось, из-за их многословности и сложности построения. Та-кие вопросы требуют от исследователя немалой выдумки, фантазии, владе-ния образной формой. Разработка ситуативных вопросов весьма сложна, но затраченные усилия окупаются получением более точной информации.
Вопросы в картинках. Самый емкий канал передачи и получения ин-формации - изобразительный. Если вы хотите быстро, в полном объеме и впечатляюще донести информацию до человека, то лучше всего представить ее в наглядной форме. Ребенок тычет пальчиком в книжку и спрашивает: "Это кто?" - "Жираф", - отвечают ему. И он уже не спутает его с другими животными. В иллюстрированном журнале на развороте фотография: маленькая симпатичная девочка с бантиками вставляет цветок в ствол автомата солдата. И через одну эту фотографию мы воспринимаем такой объем информации, такой заряд эмоционального воздействия, что если бы все это изложить словами, то не хватило бы и тысячи страниц.
Вы, наверное, замечали, как при обсуждении какого-либо вопроса невольно тянется "рука к перу, перо к бумаге", чтобы наглядно изобразить свою мысль, сделать ее более понятной собеседнику. Наглядность - самый универсальный язык во все времена и для всех народов.
Почему бы не использовать этот прием и в социологической анкете при построении того или иного вопроса?
Мы показываем респонденту картинку, на которой изображено, как муж, препираясь с женой, в пылу гнева размахивая руками, в виде спирали взвивается к потолку. Под рисунком вопрос: "Бывает ли так, что муж приходит домой "взвинченным"?" Шуточная картинка несет в себе необходимый объем информации. И, очевидно, ни у одного респондента не возникнет сомнения в понимании слова и состояния "взвинченный".
К сожалению, в отечественной практике социологических исследований почти не используется метод изобразительного представления. По-видимому, на то есть свои причины. Для того чтобы исполнить замысел, необходимы хороший художник и хорошая полиграфическая база. Если уж применять метод наглядности, то делать это следует на высоком художественном уровне. Не каждая социологическая лаборатория может позволить себе такое дорогое удовольствие. Другая причина заключается в том, что начинающие социологи не всегда представляют себе содержательное значение и функции рисунка в социологическом опросе.
Таких функций можно выделить четыре.
1. Переключающие внимание. Картинки как игровой прием, вносящий разнообразие, снимающий монотонность, а также как буферный вопрос для переключения внимания респондента на новую тему. Например тартусские социологи вводили в анкету забавные рисунки, поясняющие смысл того или иного раздела. Новосибирские социологи при исследовании отношения к газете "Труд" использовали в анкете рисунок двух спорящих, один из которых держит в руках газету и высказывает свое мнение по поводу той или иной статьи. Респондента просили выбрать, к кому из спорящих он присоединяется, чье мнение разделяет . Конечно, было бы неправильно использовать картинки в анкете только для того, чтобы развлечь, повеселить респондента. В этом случае рисунок выглядел бы чуждым элементом вопросника, мешающим восприятию основной информации. Кроме развлекательного момента рисунки одновременно несут и содержательную нагрузку.
2. Наглядность действия. Картинки в анкете можно использовать и для того, чтобы респондент мог наглядно представлять себе то или иное действие или явление. Социолог предлагает респонденту вопрос о том, как он проводит свободное время, давая ему ряд закрытий конкретного характе-ра "читает", "отдыхает", "смотрит кино" и т.д. Респондент сразу пытается перевести словесные конструкции в образную форму. Чтобы облегчить его задачи, эту информацию можно представить в наглядной форме: он лежит на диване и отдыхает, смотрит телевизор, "режется" в домино. Под картин-ками вопрос, в котором респондента просят выбрать тот вид занятий, кото-рый его больше всего привлекает и какому он больше всего уделяет время.
3. Образный эквивалент. Чаще картинки используются как образный эквивалент понятия. Пожалуй, это самый трудный способ применения изобразительных средств.
В анкетах применяются различные понятия, и, как упоминалось, не всегда их можно так описать, чтобы они были одинаково поняты и исследо-вателем и респондентом. Например, понятие "темп работы". Каждый ре-спондент понимает это по-своему, в зависимости от характера своей дея-тельности. В таких случаях, как уже говорилось, можно использовать ситуа-тивные вопросы, описывая на ряде конкретных ситуаций данное понятие. Но можно представить понятие (в данном случае "темп работы") и в виде картинки. Образное представление облегчает однозначное понимание его и респондентом, и исследователем.
Вероятно, для большинства понятий можно найти соответствующее образное выражение. Но дело это трудное, требующее от социолога и от ху-дожника таланта, воображения и изобретательности. Во всяком случае на практике не всегда удается подобрать приемлемое образное изображение того или иного понятия.
4. Для определения личностных характеристик. Картинки довольно часто применяются для выявления свойств, черт характера, установок ре-спондента и т.д. Чаще это делается в психологических тестах. Например, тест на внимательность. Респонденту предлагаются две на первый взгляд одинаковые картинки, однако имеющие ряд небольших различий в деталях (такие картинки часто печатаются в детских журналах для развития наблю-дательности и внимания детей), с просьбой в течение определенного време-ни, скажем минуты, отыскать различия. Если респондент за контрольное время уложился в норматив, то он внимательный человек. Отклонение в ту или иную сторону говорит о большей или меньшей внимательности.
Психологические тесты, основанные на картинках, довольно разно-образны, хорошо разработаны и имеют большой набор для определения различных характеристик человека. Исследуемому можно предложить за-кончить рисунок (тест на фантазию), описать какую-либо абстрактную кар-тину или кляксу (тест на воображение) и т.д.
Применение картинок в анкете - выигрышный прием. Но это, конеч-но, не значит, что необходимо переводить в картинки каждый вопрос анке-ты. Большинство вопросов, как правило, не требует такого представления в силу однозначности их понимания. Излишнее использование рисунков мо-жет затруднить чтение анкеты.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Притча «Разнообразие»
  • Р.Е. Мансуров. Как не купить кота в мешке или правильный выбор места работы.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Носитель»
  • Притча «О вопросах»
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Язык любви»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь