Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19819

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

нуума процесса. Затем, когда клиент обращается к сексуальным проблемам, процесс находится на более низком уровне континуума*
В шестой беседе клиент чувствует, что есть вещи, о которых будет невозможно рассказать тераписту, затем «после долгой паузы почти неслышно упоминает, что чувствует зуд в области прямой кишки, причину которого врач не мог объяснить». Здесь проблема рассматривается как полностью находящаяся вне личности клиента, переживание очень отдалено от него* Это, казалось быт характерно для второй стадии процесса, описанной нами* Но не будем спешить с выводами.
В девятой беседе зуд перешел на пальцы. Затем с большим смущением клиент описывает свои детские игры, связанные с раздеванием и другими сексуальными действиями. Здесь также в описании действия обезличены, чувства относятся к прошлому, хотя ясно, что они принадлежат к более высокой стадии на шкале. Клиент заключает: «Потому что я плохая, аморальная, вот и все=к Здесь имеется высказывание о себе и недифференцированный статичный личностный конструкт* По качеству высказывание относится к третьей стадии нашего процесса, так же как и последующее утверждение о себе, показывающее большую дифференциацию личностных смыслов:
«Я думаю, что внутри я гиперсексуальна, а внешне — недостаточно сексуальна, чтобы вызвать такую реакцию, которую я хочу,,. Я бы хотела быть одинаковой и внутри, и внешне»•
Последняя фраза, в которой высказывается легкое сомнение в правильности конструкта, по своему качеству относится к четвертой стадии.
В двенадцатой беседе сомнения этой женщины возрастают, когда она решает, что вовсе не была рождена для разврата. Это высказывание по своему качеству явно относится к четвертой стадии, оно определенно выражает вызов глубоко укоренившемуся способу истолкования своего опыта. В этой беседе она также набирается смелости сказать тераписту: «Вы — мужчина, красивый мужчина, и вся моя проблема заключается в таких мужчинах, как вы. Было бы легче и проще, если бы вы были пожилым, но не лучше в конечном
180_____________________^__^_^__^___^__
счете». Взволнованно и смущенно она продолжает: «Это все равно что быть раздетой. Я так перед вами раскрылась». Здесь выражается непосредственное чувство, конечно, с неохотой и страхом, но оно выражается, а не описывается. Переживание опыта гораздо менее отдалено от нее и менее связано структурой, Оно появляется почти немедленно, но почти не принимается клиентом. Во фразе «легче и проще, но не лучшее налицо более резкая дифференциация смыслов. Все это полностью характерно для нашей четвертой стадии процесса,
В пятнадцатой беседе она описывает свой прошлый опыт и чувства, относящиеся к сексу и обладающие качествами описанных нами третьей и четвертой стадий. В какой-то момент она говорит: «Я хотела чувствовать боль, поэтому я начала сближаться с мужчинами, которые могли, по моему мнению, причинить мне боль своими пенисами. Я получала удовольствие от секса, когда чувствовала боль. Я испытывала удов-летворение от того, что меня наказывали за удовольствие». Это — способ толкования опыта, который воспринимается как таковой, а не как внешний факт. Здесь также явно наличествует и сомнение, хотя оно только подразумевается- Имеется осознание и некоторого беспокойства относительно противоречивых элементов в опыте — удовольствия, с одной стороны, и чувства, что ее следует наказать, — с другой. Все эти качества характерны для четвертой стадии или даже для стадии немного выше.
Несколько позже она описывает пережитое в прошлом сильное чувство стыда при получении удовольствия от секса* У ее двух сестер, «скромных уважаемых дочерей», не было оргазма, «поэтому снова я была плохой^. До этого момента ее слова относятся к четвертой стадии. Затем она вдруг спрашивает: «А может быть, мне действительно повезло?* Чувство удивления в этом выражении, прорыв этого чувства, непосредственное переживание изумления, откровенное сомнение в верности своего прежнего личностного конструкта — все это явные качества пятой стадии, только что нами описанной. Находясь в атмосфере принятия, она продвинулась в процессе своего развития далеко вперед от второй стадии.
_________________„___181
Надеюсь, этот пример показывает, как индивид, будучи принимаемым, в процессе развития становится все более и более свободным и подвижным в данной области личностных смыслов. Возможно, это также покажет, что процесс все увеличивающегося движения развертывается не за минуты и часыт а за недели или месяцы. Продвижение идет скачками, то немного отступая, то останавливаясь, когда оно захватывает более широкую область смыслов, но в конечном счете оно идет дальше.
Шестая стадия
Если я смог передать диапазон и качество увеличивающейся освобожденности чувств, переживания и истолкования опыта, характерных для предыдущих стадий, тогда можно приступить к рассмотрению следующей стадии, которая, согласно наблюдениям, является весьма критической- Разрешите посмотреть, могу ли я раскрыть ее характерные качества так, как я их понимаю.
Если клиент, как и раньше, полностью принимается в отношениях с терапистом, то за характеристиками пятой стадии следует очень отличающаяся от нее и часто драматичная шестая стадия. Она имеет следующие отличительные черты:
Прежде застрявшее чувство, движение, которое было заблокировано, на этой стадии переживается непосредственно.
Чувство течет, выявляя свое полное качество.
Чувство в настоящем переживается сразу, непосредственно во всем его богатстве.
Принимается непосредственность переживания и чувство, составляющее его содержание. Клиент его не страшится, он его не отрицает и не борется с ним.
В этих высказываниях была сделана попытка описать различные аспекты того, что в реальности отличается ясностью и определенностью. Чтобы полностью раскрыть сущность этой стадии, необходимо было бы предъявить записанные на пленку
примеры, но я постараюсь проиллюстрировать эту стадию на одном примере. Довольно-таки пространный отрывок из вось-
182________________^_
мидесятой беседы с молодым человеком может показать вам, как клиент входит в шестую стадию.
Пример: «Я могу даже представить себе, что я мог бы проявлять какую-то нежную заботу о себе». Однако как я могу быть нежным, заботиться о себе, когда "Я" и "себе/*1 — это одно и то же? Тем не менее я могу так ясно чувствовать это.-Вы знаете, как заботятся о ребенке. Вы хотите дать ему и это, и то.„ Я легко могу увидеть эти цели, касающиеся кого-то другого— но я никогда не смогу воспринять их для... себя, сделать это для себя, вы понимаете. Возможно ли, что я хочу действительно заботиться о себе и сделать это главной целью своей жизни? Это значит, что я должен иметь дело с целым миром, как будто бы я был попечителем самого лелеемого и желанного предмета обладания, что этот "Я" был между этим драгоценным "Меня", о котором я хотел заботиться, и целым миром... Это почти так же» как если бы я любил себя,., вы знаете-,, это странно,., но это правда».
Терапист: «Кажется, это странная мысль. Почему это будет значить "Я бы встретил мир так, как будто частично моя основная обязанность — заботиться об этом драгоценном индивиде, который и есть "Меня",» кого я люблю"».
Клиент; «Кого я люблю — к тому я чувствую такую близость. Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство*.
Терапист: «Это прямо кажется сверхъестественным».
Клиент: «Ага. Но оно как-то близко к цели. Эта мысль о том, что я люблю себя и забочусь о себе* (Глаза клиента увлажняются,) Это очень хорошая мысль-,, очень хорошая».
Запись бесед помогла бы выявить тот факт, что здесь мы видим чувство, которое до этого никогда не переживалось, оно прочувствовано клиентом непосредственно в тот же момент. Это чувство, которое протекает до своего полного завершения, без торможения. Клиент принимает свое переживание и не делает никаких попыток отстранить это чувство или отрицать его.
в форме «I» и «те» — «себе» представляют собой «наблюдающее Я* и «Я — эмпирическое ("те"}* — объект собственного восприятия индивида.
_________________________________________ 183
Клиент субъективно живет в этом опыте, а не просто проявляет свои чувства к нему.
В своих словах клиент может достаточно отстраниться от своего опыта, чтобы проявить свои чувства к нему* как в выше данном примере; однако из записей видно, что слова находятся на периферии переживания опыта, которое протекает внутри него и в котором он живет. Наилучшим образом это передано его словами: «Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство».
«Я» как объект имеет тенденцию к исчезновению.
«Я* в этот момент и есть это чувство. Это — бытие в данный момент, «Я* мало осознается как объект, но в основном осознается с помощью возвращающегося к «Я* рефлексивного осознания, как его называет Сартр1, «Я* субъективно находится в моменте существования и не является предметом восприятия.
Переживание на этой стадии является реальным процессом.
Пример: один клиент, приближающийся к этой стадии, говорит» что он чувствует испуг, источником которого являются его тайные мысли. Он продолжает: «Бабочки— это мысли, наиболее близкие к поверхности. Под ними течет более глубокий поток. Я чувствую себя очень отдаленным от всего этого. Более глубокий поток похож на большой косяк рыбы, плывущий у самой поверхности воды, А сам я, сидя с зажатой в одной руке удочкой, на леске которой вместо крючка прицеплена загнутая булавка, другой рукой пытаюсь отыскать крючок получше и одновременно наблюдаю как некоторые рыбы буквально выскакивают из воды. Мне приходит в голову мысль нырнуть- Это меня пугает. Я ловлю себя на мысли, что я сам хочу быть одной из этих рыб*.
Терапист: «Вы хотите быть там, внизу, так же плавая».
Хотя этот клиент еще не полностью переживает свои чувства в виде процесса и поэтому не совсем является примером
1 Сартр Ж.П. (1905—1980) — французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма.
184___________



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Получасовая лекция»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Притча «От Меня это было»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Притча «Живи здесь и сейчас»
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Самый быстрый приворот
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Притча «Последние слова Святого Франциска»
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Излечится от болезней и быть здоровым
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Погодин И.А. Сущность диалогово-феноменологической психотерапии: квантовые коннотации
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Притча «Старый монах»
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Роджерс К. Человекоцентрированный подход к психотерапии: сессия с Джен
  • Притча «Огромная значимость»
  • Юлия Кузнецова. Терапия EMDR (ДПДГ): десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз
  • Приворот с замком
  • Пандоро – итальянский пасхальный кулич
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Как читать приворот на любовь?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Легкий белый приворот
  • Заговоры и молитвы от врагов самое эффективное средство
  • Притча «Крест»
  • Дёмина К.А. «Нарисуй меня здоровой!» – Особенности работы с подростками в условиях Онкоцентра
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Притча «Шахматная игра»
  • Андрей (Н.Новгород). Метод активизации скрижалей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь