|
Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19819
Автор: Айламазьян А.М. (ред.)
Название: Метод беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке нуума процесса. Затем, когда клиент обращается к сексуальным проблемам, процесс находится на более низком уровне континуума*
В шестой беседе клиент чувствует, что есть вещи, о которых будет невозможно рассказать тераписту, затем «после долгой паузы почти неслышно упоминает, что чувствует зуд в области прямой кишки, причину которого врач не мог объяснить». Здесь проблема рассматривается как полностью находящаяся вне личности клиента, переживание очень отдалено от него* Это, казалось быт характерно для второй стадии процесса, описанной нами* Но не будем спешить с выводами. В девятой беседе зуд перешел на пальцы. Затем с большим смущением клиент описывает свои детские игры, связанные с раздеванием и другими сексуальными действиями. Здесь также в описании действия обезличены, чувства относятся к прошлому, хотя ясно, что они принадлежат к более высокой стадии на шкале. Клиент заключает: «Потому что я плохая, аморальная, вот и все=к Здесь имеется высказывание о себе и недифференцированный статичный личностный конструкт* По качеству высказывание относится к третьей стадии нашего процесса, так же как и последующее утверждение о себе, показывающее большую дифференциацию личностных смыслов: «Я думаю, что внутри я гиперсексуальна, а внешне — недостаточно сексуальна, чтобы вызвать такую реакцию, которую я хочу,,. Я бы хотела быть одинаковой и внутри, и внешне»• Последняя фраза, в которой высказывается легкое сомнение в правильности конструкта, по своему качеству относится к четвертой стадии. В двенадцатой беседе сомнения этой женщины возрастают, когда она решает, что вовсе не была рождена для разврата. Это высказывание по своему качеству явно относится к четвертой стадии, оно определенно выражает вызов глубоко укоренившемуся способу истолкования своего опыта. В этой беседе она также набирается смелости сказать тераписту: «Вы — мужчина, красивый мужчина, и вся моя проблема заключается в таких мужчинах, как вы. Было бы легче и проще, если бы вы были пожилым, но не лучше в конечном 180_____________________^__^_^__^___^__ счете». Взволнованно и смущенно она продолжает: «Это все равно что быть раздетой. Я так перед вами раскрылась». Здесь выражается непосредственное чувство, конечно, с неохотой и страхом, но оно выражается, а не описывается. Переживание опыта гораздо менее отдалено от нее и менее связано структурой, Оно появляется почти немедленно, но почти не принимается клиентом. Во фразе «легче и проще, но не лучшее налицо более резкая дифференциация смыслов. Все это полностью характерно для нашей четвертой стадии процесса, В пятнадцатой беседе она описывает свой прошлый опыт и чувства, относящиеся к сексу и обладающие качествами описанных нами третьей и четвертой стадий. В какой-то момент она говорит: «Я хотела чувствовать боль, поэтому я начала сближаться с мужчинами, которые могли, по моему мнению, причинить мне боль своими пенисами. Я получала удовольствие от секса, когда чувствовала боль. Я испытывала удов-летворение от того, что меня наказывали за удовольствие». Это — способ толкования опыта, который воспринимается как таковой, а не как внешний факт. Здесь также явно наличествует и сомнение, хотя оно только подразумевается- Имеется осознание и некоторого беспокойства относительно противоречивых элементов в опыте — удовольствия, с одной стороны, и чувства, что ее следует наказать, — с другой. Все эти качества характерны для четвертой стадии или даже для стадии немного выше. Несколько позже она описывает пережитое в прошлом сильное чувство стыда при получении удовольствия от секса* У ее двух сестер, «скромных уважаемых дочерей», не было оргазма, «поэтому снова я была плохой^. До этого момента ее слова относятся к четвертой стадии. Затем она вдруг спрашивает: «А может быть, мне действительно повезло?* Чувство удивления в этом выражении, прорыв этого чувства, непосредственное переживание изумления, откровенное сомнение в верности своего прежнего личностного конструкта — все это явные качества пятой стадии, только что нами описанной. Находясь в атмосфере принятия, она продвинулась в процессе своего развития далеко вперед от второй стадии. _________________„___181 Надеюсь, этот пример показывает, как индивид, будучи принимаемым, в процессе развития становится все более и более свободным и подвижным в данной области личностных смыслов. Возможно, это также покажет, что процесс все увеличивающегося движения развертывается не за минуты и часыт а за недели или месяцы. Продвижение идет скачками, то немного отступая, то останавливаясь, когда оно захватывает более широкую область смыслов, но в конечном счете оно идет дальше. Шестая стадия Если я смог передать диапазон и качество увеличивающейся освобожденности чувств, переживания и истолкования опыта, характерных для предыдущих стадий, тогда можно приступить к рассмотрению следующей стадии, которая, согласно наблюдениям, является весьма критической- Разрешите посмотреть, могу ли я раскрыть ее характерные качества так, как я их понимаю. Если клиент, как и раньше, полностью принимается в отношениях с терапистом, то за характеристиками пятой стадии следует очень отличающаяся от нее и часто драматичная шестая стадия. Она имеет следующие отличительные черты: Прежде застрявшее чувство, движение, которое было заблокировано, на этой стадии переживается непосредственно. Чувство течет, выявляя свое полное качество. Чувство в настоящем переживается сразу, непосредственно во всем его богатстве. Принимается непосредственность переживания и чувство, составляющее его содержание. Клиент его не страшится, он его не отрицает и не борется с ним. В этих высказываниях была сделана попытка описать различные аспекты того, что в реальности отличается ясностью и определенностью. Чтобы полностью раскрыть сущность этой стадии, необходимо было бы предъявить записанные на пленку примеры, но я постараюсь проиллюстрировать эту стадию на одном примере. Довольно-таки пространный отрывок из вось- 182________________^_ мидесятой беседы с молодым человеком может показать вам, как клиент входит в шестую стадию. Пример: «Я могу даже представить себе, что я мог бы проявлять какую-то нежную заботу о себе». Однако как я могу быть нежным, заботиться о себе, когда "Я" и "себе/*1 — это одно и то же? Тем не менее я могу так ясно чувствовать это.-Вы знаете, как заботятся о ребенке. Вы хотите дать ему и это, и то.„ Я легко могу увидеть эти цели, касающиеся кого-то другого— но я никогда не смогу воспринять их для... себя, сделать это для себя, вы понимаете. Возможно ли, что я хочу действительно заботиться о себе и сделать это главной целью своей жизни? Это значит, что я должен иметь дело с целым миром, как будто бы я был попечителем самого лелеемого и желанного предмета обладания, что этот "Я" был между этим драгоценным "Меня", о котором я хотел заботиться, и целым миром... Это почти так же» как если бы я любил себя,., вы знаете-,, это странно,., но это правда». Терапист: «Кажется, это странная мысль. Почему это будет значить "Я бы встретил мир так, как будто частично моя основная обязанность — заботиться об этом драгоценном индивиде, который и есть "Меня",» кого я люблю"». Клиент; «Кого я люблю — к тому я чувствую такую близость. Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство*. Терапист: «Это прямо кажется сверхъестественным». Клиент: «Ага. Но оно как-то близко к цели. Эта мысль о том, что я люблю себя и забочусь о себе* (Глаза клиента увлажняются,) Это очень хорошая мысль-,, очень хорошая». Запись бесед помогла бы выявить тот факт, что здесь мы видим чувство, которое до этого никогда не переживалось, оно прочувствовано клиентом непосредственно в тот же момент. Это чувство, которое протекает до своего полного завершения, без торможения. Клиент принимает свое переживание и не делает никаких попыток отстранить это чувство или отрицать его. в форме «I» и «те» — «себе» представляют собой «наблюдающее Я* и «Я — эмпирическое ("те"}* — объект собственного восприятия индивида. _________________________________________ 183 Клиент субъективно живет в этом опыте, а не просто проявляет свои чувства к нему. В своих словах клиент может достаточно отстраниться от своего опыта, чтобы проявить свои чувства к нему* как в выше данном примере; однако из записей видно, что слова находятся на периферии переживания опыта, которое протекает внутри него и в котором он живет. Наилучшим образом это передано его словами: «Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство». «Я» как объект имеет тенденцию к исчезновению. «Я* в этот момент и есть это чувство. Это — бытие в данный момент, «Я* мало осознается как объект, но в основном осознается с помощью возвращающегося к «Я* рефлексивного осознания, как его называет Сартр1, «Я* субъективно находится в моменте существования и не является предметом восприятия. Переживание на этой стадии является реальным процессом. Пример: один клиент, приближающийся к этой стадии, говорит» что он чувствует испуг, источником которого являются его тайные мысли. Он продолжает: «Бабочки— это мысли, наиболее близкие к поверхности. Под ними течет более глубокий поток. Я чувствую себя очень отдаленным от всего этого. Более глубокий поток похож на большой косяк рыбы, плывущий у самой поверхности воды, А сам я, сидя с зажатой в одной руке удочкой, на леске которой вместо крючка прицеплена загнутая булавка, другой рукой пытаюсь отыскать крючок получше и одновременно наблюдаю как некоторые рыбы буквально выскакивают из воды. Мне приходит в голову мысль нырнуть- Это меня пугает. Я ловлю себя на мысли, что я сам хочу быть одной из этих рыб*. Терапист: «Вы хотите быть там, внизу, так же плавая». Хотя этот клиент еще не полностью переживает свои чувства в виде процесса и поэтому не совсем является примером 1 Сартр Ж.П. (1905—1980) — французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. 184___________ Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|