|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54498
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Честность: искренность; правдивость; привычка не брать без
разрешения чужие вещи; добровольное признание в своих проступ- ках; исполнение обещаний. Трудолюбие: добросовестное учение; добросовестное выполне- ние обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном самообслуживании, в общественно полезном труде; интерес к занятиям по труду. Бережливость: опрятный внешний вид; содержание в порядке личных вещей; бережное отношение к школьному имуществу. Дисциплинированность: исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выпол- нение требований коллектива класса, звездочки. Прилежание: аккуратное посещение учебных занятий; внима- тельность и старательность на уроках; регулярное и доброволь- ное выполнение домашних заданий. Любознательность: интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хоро- шая успеваемость. Любовь к прекрасному: активное участие в художественной самодеятельности; интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление все делать красиво. Стремление быть сильным, ловким, закаленным: соблюдение режима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение ут- ренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное учас- тие в спортивных играх. IV—V классы Патриотизм: знание родного края; интерес к прошлому и на- стоящему своей Родины; активное участие в общественно полез- ном труде; любовь и бережное отношение к природе. Товарищество: стремление находиться в коллективе вместе с товарищами; добровольное оказание бескорыстной помощи то- варищам; подчинение уполномоченным коллектива; товарищеские отношения между мальчиками и девочками, стремление не подвес- ти свой класс, отряд. Уважение к старшим: вежливость; послушание; инициативность в оказании необходимой помощи старшим. Доброта: дружелюбие; заботливое отношение к младшим; при- вычка всем делиться с товарищами; любовь к животным. Честность: искренность; правдивость; привычка не брать чу- жие вещи, добровольное признание в своих проступках; исполне- ние обещаний. Трудолюбие: добросовестное учение; постоянная занятость по- лезным делом; привычка к самообслуживанию дома и в школе; добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйст- ву; активное участие в общественно полезном труде; настойчивое стремление овладеть различными трудовыми навыками. Бережливость: содержание в порядке личных вещей; бережное 166 отношение к общественной собственности; нетерпимость к фактам порчи имущества. Дисциплинированность: аккуратное посещение учебных заня- тий; повседневное и повсеместное соблюдение правил для уча- щихся; быстрое и точное выполнение распоряжений старших; вы- полнение требований коллектива класса, отряда. Самостоятельность: наличие навыков самостоятельного труда и поведения; стремление обходиться без посторонней помощи; на- личие собственного мнения по различным вопросам; проявление инициативы в занятиях и играх. Любознательность: хорошая успеваемость; интерес ко всему новому, неизвестному; любовь к чтению; занятия в кружках. Любовь к прекрасному: опрятный внешний вид, интерес к уро- кам литературы, рисования, пения; знания выдающихся деятелей искусства и литературы, их произведений; участие в художествен- ной самодеятельности; способность замечать красоту в окружаю- шей действительности; стремление все делать красиво. Стремление быть сильным, ловким, закаленным: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, ежедневное выполнение ут- ренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное учас- тие в спортивных играх. VI— VIII классы Патриотизм: знание истории Родины, современных важнейших событий в стране; чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу; любовь » бережное отношение к природе; бережное отношение к обществен- ной собственности. Коллективизм: живое участие во всех делах своего класса; при- вычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; выполнение решений коллектива; требовательность к товарищам; сочетание личных и общественных интересов; товарищеские отношения меж- ду мальчиками и девочками. Гуманность: доброжелательное отношение к окружающим; ува- жение к старшим; оказание помощи тем, кто в ней нуждается; доброта; любовь и заботливое отношение ко всему живому. Честность: искренность; выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, обману, воровству. Добросовестное отношение к труду: добросовестное учение; пос- тоянная занятость полезным делом; привычка не гнушаться лю- бой работы; высокое качество результатов труда; систематическая помощь дома по хозяйству; стремление выбрать будущую про- фессию. Дисциплинированность: повседневное и повсеместное соблю- дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распо- ряжений старших; выполнение требований коллектива класса, от- ряда; борьба за высокую дисциплину в коллективе. Активность: стремление отвечать на уроках, дополнять отве- 167 ты других; добровольное участие в общественной жизни класса, школы; инициативность; целенаправленная подготовка к вступле- нию в комсомол; непримиримое отношение к недостаткам, пере- житкам прошлого. Смелость: способность преодолевать чувство страха; готовность прийти на помощь с риском для себя; открытая критика недостат- ков своих товарищей; готовность отстаивать собственное мнение, решительность; непримиримость к несправедливости. Сила воли: способность заставить себя делать то, что не хо- чется, но надо; привычка доводить начатое дело до конца; настой- чивость в достижении своих целей; стремление и способность пре- одолевать трудности; заметные успехи в самовоспитании. Самокритичность: привычка прислушиваться к товарищеской критике; способность осознавать свои ошибки; критическое отно- шение к результатам своего труда; стремление избавиться от име- ющихся недостатков. Скромность: отсутствие стремления выделиться среди окружаю- щих (по внешнему виду, поведению); привычка не хвастаться; сдержанность; простота. Любознательность: хорошая успеваемость; систематическое чтение литературы, периодической печати; привычка пользовать- ся словарями, справочниками и т. д.; занятия на факультативах, в кружках. Эстетическое развитие: опрятный внешний вид; интерес к уро- кам литературы, рисования, пения; систематическое посещение те- атров, выставок, концертов и т. п.; знание и понимание выдаю- щихся произведений литературы и искусства; участие в художест- венной самодеятельности, конкурсах и т. д.; стремление все де- лать красиво. Стремление быть сильным, ловким, закаленным: правильная осанка; привычка ежедневно делать зарядку; участие в споргив- ных играх, соревнованиях, походах и т. д.; успешная сдача норм ГТО; систематическое занятие каким-либо видом спорта. IX—XI классы Патриотизм: знание истории Родины, важнейших современных событий в стране, интерес к ее будущему; чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу; бережное отношение к природе, народному дос- тоянию; активная подготовка к защите Родины. Интернационализм: интерес к культуре и искусству других на- родов; добровольное участие в мероприятиях интернационального характера; посильное участие в оказании братской помощи тру- дящимся других стран. Коллективизм: живое участие во всех делах своего коллекти- ва; привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; вы- полнение решений коллектива; требовательность к товарищам; сочетание .общественных и личных интересов; борьба за честь своего коллектива. 168 Гуманность: доброта; заботливое отношение к младшим; ува- жение к старшим; добровольная помощь тем, кто в ней нуждается; любовь и заботливое отношение ко всему живому; непримири- мость к антигуманным поступкам. Честность: правдивость; единство слова и дела; прямота; доб- ровольное признание своих ошибок, поступков. Добросовестное отношение к труду: добросовестное учение; своевременное выполнение любой нужной работы; высокое ка- чество результатов труда; систематическая помощь дома по хозяй- ству; интерес к определенной сфере трудовой деятельности. Дисциплинированность: повседневное и повсеместное соблю- дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение рас- поряжений старших; борьба за высокую дисциплину в коллекти- ве; знание и соблюдение законов Советского государства. Ответственность: добросовестное выполнение своих обязаннос- тей; своевременное и точное выполнение взятых обязательств; при- вычка доводить начатое дело до конца; готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей. Принципиальность: устойчивость взглядов и убеждений; при- вычка открыто высказывать и отстаивать свое мнение; самокри- тичность; способность объективно оценивать поступки товарищей; непримиримость к антиобщественным поступкам. Целеустремленность: наличие больших конкретных целей; на- стойчивость в достижении поставленной цели; верность своему идеалу. Активность: участие в общественной жизни класса и школы; инициативность, организаторские способности; оптимизм; борьба с недостатками, пережитками прошлого. Любознательность: начитанность; широкий кругозор; система- тическое расширение своих знаний в различных областях науки и техники; хорошая успеваемость. Эстетическое развитие: опрятный внешний вид; высокая куль- тура речи и поведения; умение петь, красиво танцевать; система- тическое посещение театров, выставок, концертов и т. п.; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; стремление творить прекрасное. Стремление к физическому совершенству: правильная осан- ка; привычка ежедневно делать физзарядку; успешная сдача норм ГТО; регулярные занятия в спортивной секции; хорошая успевае- мость по физкультуре. Ход работы. Предложить студентам дать самооценку уров- ня воспитанности с использованием критериев в пределах каждо- го показателя. За основу взять материал для учащихся X—XI клас- сов. Результаты занести в таблицу. Использовать три оценки при определении уровня воспитаннос- ти: высокий (В),средний (С) и низкий (Н). Высокий уровень предполагает наличие у студента (школь- ника) всего набора критериев в пределах того или иного показа- 169 теля; средний—половины, низкий уровень—менее половины кри- териев. . После выполнения задания предложить студентам подсчитать общее количество уровневых оценок по показателям в группе и результат занести в таблицу. ~~~~~-~—^^^ Число учащихся Показатели воспитанности ^~~~~"^~—^^ Уровни развития высокий средний НИЗКИЙ Патриотизм Коллективизм Интернационализм Гуманность Честность Добросовестное отношение к труду Дисциплинированность Активность Принципиальность Целеустремленность Любознательность Эстетическое развитие Стремление к физическому совершен- ству На основе таблицы сделать вывод об общем уровне воспи- танности группы (вывод о воспитанности группы студентов явля- ется образцом, по которому будущему учителю предстоит оцени- вать воспитанность класса). Методика определения уровня воспитанности предполагает ис- пользование различных приемов для получения знаний об уча- щихся. Например, чтобы определить правдивость, единство слова и дела, прямоту и другие показатели честности школьника, можно использовать наблюдение, беседу, анкетирование, сочинение и др. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.—М.: Просвещение.— 1985. — Гл. 3. — С. 280—364. Богословский В. В. Психология воспитания школьника.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. 170 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас- те.—М.: Просвещение, 1968. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Пет- ровского.—М.: Просвещение, 1979. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьни- ков.—М.: Просвещение, 1976. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика.—М.: Педагогика, 1981. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников.—М.: Просве- щение, 1981. Проблема управления процессом воспитания.—М.: Педагоги- ка, 1971. Рувинский Л. И., Соловьева А. Психология самовоспитания. —- М.: Просвещение, 1982. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравст- венного воспитания школьников.—М.: Педагогика, 1981. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся в со- ветской школе.—Челябинск, 1974. Тонкое Е. В. Теория управления процессом нравственного вос- питания.—Курск, 1974. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника.—М.: Педаго- гика, 1985. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности школь- ника.—М.: Педагогика, 1981. Задания для самостоятельной работы студентов Аннотирование или конспектирование литературы Божович Л. И. Психологические закономерности формирова- ния личности в онтогенезе//Вопросы психологии.—1976.—№ 6. Психология формирования и развития личности.—М.: Наука, 198!. Пси.^олого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте//Научные труда НИИ об- щей педагогики АПН СССР.—М., 1980. Психологические основы формирования личности в педагоги- ческом процессе.—М.: Педагогика,—1981. Темы рефератов или докладов. Литература /. Психологические основы нравственного воспитания детей Бардкан А. М. К вопросу о психологической основе формиро- вания моральных навыков и привычек школьников//Учен. зап. Московского пед. ин-та им. В. И. Ленина.—1971.—Т. 396. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О некоторых психологических закономерностях нравственного развития и воспитания школьни- ка//Нравственное формирование личности школьника в коллек- тиве.—Л,: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.—Вып. 3. 171 Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного разви- тия личности.—М.: Знание, 1977. ' Давлетшин М. Г. Психологические основы нравственного вое питания//Коммунистическая нравственность и формирование лич ности.—Ташкент, 1975. Кабатченко М. В. Психолого-педагогический анализ нравст венного сознания и поведения подростков//Советская педагоги ка.— 1976.—№ 9. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравст венного воспитания школьников.—М.: Педагогика, 1981. 2. Самовоспитание как высшая форма саморегуляции деист- вий и поведения учащихся Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием.—Минск, 1985 Рувинский Л. И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. — М.: Педагогика, 1976. Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание//Советская педагогика.—1965.—№ 12. 3. Психологические основы перевоспитания трудных детей Кочетов А. И. Перевоспитание подростка.—М.: Педагогика 1972. Иванова В. Ф. Психологические основы перевоспитания «труд- ных» подростков//Методика воспитательной работы в школе.— Владивосток, 1976. Махов Ф. С. Особенности межличностного общения педагоги- чески запущенных подростков//Советская педагогика.—1978.— №5. Медведев Г. П. Об особенностях педагогически запущенных детей//Советская педагогика.— 1966.—№ 10. Невский И. А. О трудных школьниках//Советская педагоги- ка.—1969.—№ 7. Перфильевская Д. Так называемые трудные дети//Народное образование. — 1966. — № 4. Щекочихин Ю. П. Трудный подросток.—М.: Знание, 1979. 4. Самооценка школьника и ее воспитательное значение Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте//Вопросы психоло- гии.— 1978.—№ 4. Зак А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. — 1978. — № 2. Кон И. С. Какими они себя видят.—М.: Знание, 1975. Липкина А. И. Самооценка школьника.—М.: Педагогика, 1976. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохране- ния (у школьников) //Вопросы психологии.— 1975. —№ 3. Спичак С. Ф. Обзор экспериментальных работ по изучению са- мооценки личности // Социально-психологические проблемы фор- мирования личности и учебно-воспитательного коллектива: Меж- вузовский сб. науч. тр.—М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. 172 5. Психологические особенности семейного воспитания Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений.—М.: Знание, 1977. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.— М.: Знание,1981. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе//Соч.—М.: АПН РСФСР, 1957.—Т. 4. Храпов В. Родители просят совета.—М.: Знание, 1983. Тимощенко Л. Н. В семье растет дочь.—М.: Знание, 1978. Решение психологических задач Ниже приведены конкретные педагогические ситуации. Вни- мательно их прочитайте и дайте ответы на вопросы, приведенные в конце каждого текста. Задача 1 Сегодня в группе ЧП—у Пети пропала ручка (очень краси- вая, такой нет ни у кого из ребят). Петина бабушка обнаружила ее в шкафчике у Юры и подняла крик. Я растерялась. Помогли родители—они как раз начинали приходить за детьми,—потре- бовали от бабушки прекратить при детях оскорблять ребенка. Юра в слезах убежал, а остальные ребятишки стали собираться домой. Галочка даже расплакалась, так ее напугала эта сцена. Вечером была у Юры. В квартире грязь, беспорядок, отец пьяный храпит на диване, а Юра с сестренкой забились на кух- ню. В доме ни одной книги, не видно игрушек. Мать болезненная, опустившаяся, ко всему равнодушная. О краже я даже говорить не стала. Лишь попросила вымыть мальчика и одеть во все чис- тое. После всего, что я увидела в его квартире, я не в силах ру- гать Юру даже за кражу. Что делать?.. Завела разговор о краже, спросила ребят, что они об этом думают. И посыпались на голову бедняжки Юры все обиды, на- копившиеся против него. Не успела я и оглянуться, как чувст- вую: катится на мальчика ком всеобщей ненависти и злобы. А Юра весь сжался и молчит. Хотела я остановить ребят, но тут вдруг встал Петя и сказал, что подарит Юре эту ручку, а ему папа еще привезет. Только пусть Юра пообещает никогда ничего без разрешения не брать. — А наказывать Юру не надо,—тихо попросил Петя. Когда Петя положил на Юрину парту ручку, тот горько рас- плакался. Вопросы . Расцените поведение Пети по отношению к Юре. 2. Как бы вы оценили позицию взрослого, по совету которого Петя поступил именно таким образом? 3. О каких моральных чувствах и качествах детей можно го- ворить, прочитав данный отрывок? 173 L Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|