|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379461
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке * Буквальный перевод: «Как я хочу выпить, конечно, чего-нибудь спиртного, после трудных лекций на тему квантовой механики». Возможный перевод, сохраняющий мнемоническое правило: «Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию». (Прим. ред.)
Мнемоника: методы облегчения запоминания путем придания информации другого смысла и другой структурной организации. Психологи разработали несколько формальных мнемонических методик для запоминания списков. Успешно используются в различных ситуациях такие методы, как метод ключевых слов и метод loci. Если вам необходимо запомнить список каких-либо предметов, попробуйте применить эти методы и выберите для себя тот, который вам лучше помогает. Метод опорных слов. Сначала надо выучить приводимое ниже стихотворение и поупражняться в его чтении наизусть. Продолжайте повторять его даже после того, как вам покажется, что вы его прекрасно знаете, ибо только длительные занятия дают долговременные знания. Один — господин Два — дрова Три — снегири Четыре — в квартире Пять—кровать Шесть — жесть Семь — это крем Восемь — осень Девять — примерить Десять — повесить Затем надо представить себе как можно более яркий образ каждого из упомянутых предметов. Это стихотворение поможет вам запомнить десять несвязанных между собой объектов, пользуясь ассоциациями или мысленными образами. Если, например, вам надо не забыть по дороге домой купить десять различных вещей, то вы можете связать каждую из них с одной строчкой этого стишка и создать для нее некий воображаемый образ. Каждый предмет из списка можно «привязать» к слову-опоре из стишка, причем смешные образы запоминаются даже лучше, чем вполне осмысленные. Одно из преимуществ этой системы заключается в том, что можно легко вспомнить предметы, находящиеся как в начале, так и в конце списка. Главный недостаток — это ограничение запоминаемых предметов по количеству: их может быть не более десяти. Иногда количество слов-опор увеличивают до 20-30, но такие системы оказались менее эффективными для запоминания. Метод loci. Этот метод запоминания иногда называют «домашним». Сначала надо пройти по своему дому, квартире или другому хорошо знакомому месту и присвоить номер каждому предмету меблировки или другим вещам, мимо которых вы будете проходить. Большинство людей успешно справляются с запоминанием списка, содержащего около двадцати мест. Когда вы хорошо освоите метод, пользуясь двадцатью элементами, то можете постепенно увеличивать их число. После того как определен список предметов в порядке их расположения на вашем пути, его надо заучить наизусть, так же как стихотворение в методе опорных слов. Метод опорных слов: метод улучшения памяти, при котором каждый элемент из запоминаемого списка ассоциируется с мысленным образом с помощью специального стихотворения. Предположим, что вы входите в свой дом и первое, что попадается вам на глаза, — это стойка для зонтов. Это и будет предмет номер один на вашем пути. Затем вы продолжаете свой путь по дому и нумеруете все, что попадается по дороге: кресло, тахту, кофейный столик, стойку для цветов, диван, лазерный проигрыватель, кресло-качалку, стол, табуретку, камин и ящик для дров. Получилось всего 12 пунктов. Затем, как и в методе ключевых слов, вам надо связать каждый предмет из списка, который следует запомнить, с определенным местом на вашем пути. Допустим, вам надо не забыть купить те же вещи, что и в предыдущем примере. Тогда вы можете придумать такие ассоциации: в стойке для зонтов стоят бутылки с содовой, кресло намазано кокосовым маслом, тахта утыкана юбилейными свечками, а из кофейного столика торчат кнопки. Ряд ассоциаций можно продолжить, мысленно двигаясь дальше по выбранному маршруту. Этот метод удивительно эффективен. Бауэр (Bower, 1973) обнаружил, что студенты, применявшие метод loci, могли вспомнить в два-три раза больше, чем те, кто пользовался традиционными методами механического заучивания. Метод loci также помогал студентам запоминать предметы из списка в правильном порядке. Студентам предлагалось запомнить пять списков по двадцать предметов в каждом. Те, кто пользовался методом loci, запоминали в среднем 72 % предметов, а те, кто применял традиционные методы запоминания, могли вспомнить только 28 %. Упражнение 4.2 Древнеримские ораторы никогда не читали свои речи по бумажкам. Они должны были произносить их по памяти. Исторические источники указывают на то, что великий римский оратор Цицерон запоминал свои речи с помощью мнемонических методов. Он прогуливался по своему саду и нумеровал те его части, через которые проходил. Затем связывал каждый вопрос, который хотел осветить в своей речи, с каким-нибудь местом в саду. Когда приходило время выступления, он просто вспоминал прогулку по своему саду и мог блестяще произнести речь наизусть. а. Каким мнемоническим методом пользовался Цицерон? ___________ б. Какой еще метод мог бы помочь Цицерону? _________________ в. В чем состоят преимущества метода, которым пользовался Цицерон, по сравнению со вторым вариантом? _________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Метод loci: мнемонический метод,позволяющий запомнить ряд объектов с помощью ассоциаций с определенными местами на знакомом пути. Существует еще целый ряд методов для улучшения организации размещения материала в долговременной памяти. Психологи советуют организовывать информацию в смысловые группы, поскольку это способствует ее запоминанию. Если вам надо запомнить длинный список покупок, то лучше разбить его на тематические разделы: овощи, мясные продукты, молочные продукты, консервы, писчебумажные товары и моющие средства. Важность смысловой и структурной организации информации для запоминания была продемонстрирована Торндайком (Thorndike, 1977), который показал двум группам испытуемых следующий текст. Фермер хотел загнать своего мула в хлев, но мул заупрямился. Тогда фермер попросил собаку полаять на мула, чтобы загнать его в стойло. Собака отказалась лаять, поэтому фермер попросил кошку оцарапать собаку, чтобы заставить ее лаять. Но кошка не соглашалась царапать собаку без молока. Поэтому фермер попросил у коровы немного молока. Корова дала фермеру молока, фермер напоил молоком кошку, кошка оцарапала собаку, собака залаяла на мула и загнала его в хлев. Одной группе испытуемых этот отрывок был показан в приведенном выше виде. Второй группе показали тот же текст, но два первых предложения были поставлены в конец отрывка. Испытуемые гораздо лучше воспроизводили текст и им была ясна цель действий всех животных, когда две первые фразы стояли в начале. Когда же они находились в конце отрывка, в нем было меньше смысла и испытуемые воспроизводили его гораздо хуже. Информация, наполненная смыслом, запоминается легче. Вам, несомненно, будет проще запомнить речь, написанную на русском языке, чем ту же речь на английском или любом другом незнакомом вам языке. Мнемонические методы направлены на то, чтобы с помощью ассоциаций придать информации смысл. Обычно такой подход в сочетании с сосредоточением и заучиванием материала позволяет улучшить его запоминание. Некоторые исследования ученых указывают на то, что женщины проявляют тенденцию к лучшему запоминанию рассказов, если, говоря о главном персонаже, автор использует местоимения женского рода (Hamilton and Henley, 1982. Crowford and English, 1984). Раньше в тексте учебников в основном использовались местоимения мужского рода и редко приводились примеры с местоимениями женского рода. При равноправном применении всех местоимений женщины, вероятно, будут лучше запоминать прочитанное, поскольку им будет легче установить связь между содержанием и собственным «Я». Упражнение 4.3 На уроке правописания учитель дал своим ученикам следующий список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия. а. Покажите, как ученикам разбить слова на три группы для лучшего запоминания их правописания. Первая группа Вторая группа Третья группа б. Почему такая группировка слов поможет ученикам лучше запомнить их правописание? __________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Совершенствование процесса вспоминания Бывало ли так, что какое-нибудь слово или имя «вертелось у вас на языке»? Этим выражением часто пользуются для описания ситуации, когда человек не может извлечь из памяти когда-то размещенную там информацию. Хотя вы запомнили эту информацию, вы не можете найти ее и выбрать из всего объема хранящихся в памяти сведений. Со всеми бывают случаи, когда, увидев лицо артиста или другой знаменитости, человек не может вспомнить фамилию, хотя абсолютно уверен, что знает ее. Часто после некоторых усилий правильное имя всплывает в памяти. Эффективным способом улучшения работы памяти считается метод свободных ассоциаций. Клацки (Klatzky, 1980) сообщает, что этот метод помогает памяти проникать в связанные между собой области. Если, например, вы куда-то засунули свою тетрадь с заданием, полезно будет снова повторить все сделанные вами после этого шаги. Вернитесь к столу, а затем пройдитесь опять по комнатам и по всем местам, где вы побывали. Повторение ситуации подстегнет вашу память. Чем сильнее сходство между нынешними условиями и теми, что существовали в момент размещения информации в памяти, тем больше у вас шансов точно ее воспроизвести. При рассматривании старой фотографии часто воскрешаются давние воспоминания, которые в обычных условиях не «всплыли» бы. С другой стороны, незначительные изменения во внешности часто затрудняют узнавание человека. Если вы встретите свою знакомую по работе на пляже или в турпоходе, то на ней, скорее всего, будет другая одежда. Из-за этого вам будет труднее ее узнать. Одним из способов, который обычно помогает вспоминать имена и фамилии, является алфавитный метод. Есть данные, свидетельствующие о том, что слова, начинающиеся с одной и той же буквы, связаны между собой в памяти. Иногда для того, чтобы вспомнить первую букву имени, достаточно бывает быстро перебрать все буквы алфавита. Зная первую букву, вспомнить имя гораздо проще. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|