Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47038

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эго как пассивная организация ментальных процессов. Психоанализ, как нам известно, внес большой вклад в интерпретацию человеческой природы в терминах эгоизма. Вся его теория мотивации базируется на допущении о гедонистическом собственном интересе. Но в психоанализе эгоизм, как это ни странно, приписывается не эго, а желаниям, поднимающимся из ид. Для Фрейда собственно эго есть пассивный перципиент, лишенный динамической силы, «связная организация ментальных процессов», которая осознает противоречивые силы подсознания (ид), суперэго и внешней среды11. Эго, не обладающее динамической силой, пытается насколько может умиротворять и управлять противоречивыми силами; но когда оно терпит неудачу, что часто происходит, оно вспыхивает тревогой. Эго рождается из сдерживания инстинктивных импульсов и постоянно нуждается в укреплении. Но даже тогда, когда, благодаря процессу анализа, эго усиливается, оно все еще по сути остается лишь пассивной жертвой-наблюдателем драматического конфликта.
7 Delgado H Psicologia у psicopatologia de la conscientia del yo // An Inst Psicol , University of Buenos Aires 1938 Vol 2 P 135—176, FedernP Narzissmus lm Ichfuge // Internationales Zeitschnft fur Psychoanalyse 1927 Bd 13 S 420-438
8 Lundholm H Op cit
9 StirnerM The ego and his own / Trans by S T Bymgton London А С Fifield, 1912
10 Le Dantec F L'egoisme, seule base de toute societe Pans Flammanon, 1916
11 FreudS The ego and the id / Trans byj Riviere London Hogarth Press, 1927
Это в современной психологии 79
Неудовлетворенные отрицанием Фрейдом динамической силы эго, более поздние авторы-психоаналитики, в частности Френч и Хендрик12, приписывали эго большую движущую силу. Оно является субъектом, который планирует, который стремится совладать с конфликтами, так же как и утихомирить их. Один из аналитиков, Хайнц Хартманн, существенно разошедшийся с Фрейдом, считает, что «адаптация к реальности, которая включает господство над ней, исходит в значительной степени от эго и, в частности, от той части эго, которая свободна от конфликта, и направляется она организованной структурой функций эго (таких как интеллект, восприятие и т. д.), которые существуют по своим собственным правилам и обладают независимым воздействием на разрешение конфликтов»13. Для таких авторов эго-идеал уже не является, как для Фрейда, пассивным отражением суперэго, которое, в свою очередь, мыслится как простое наследство родителей. Эго через свои идеалы проникает в будущее, становится исполнителем, планировщиком, борцом.
Эго как «борец за цели». В этом случае мы переносимся с помощью некоторых более современных психоаналитиков в позицию, неотличимую от позиций Мак-Дугалла или Джеймса в его наиболее телеологических аспектах. Для Мак-Дугалла самоуважение выступает хозяином и контролирующим чувством, в чьих интересах функционируют все остальные чувства14. Фразу «борец за цели» я заимствовал у Джеймса15, который в своей концепции Я отстаивал порой отчетливо динамические и персоналистские взгляды.
Целевой взгляд на эго может быть связан с постулатом Коффки о том, что всегда есть активная «сила, которая направляет эго свыше»16. Та же позиция представлена в тех вариантах динамической психологии, которые признают рабское подчинение биологических потребностей одной центральной потребности эго-удовлет-ворения. Одно из наиболее сильных выражений этой точки зрения обнаруживается в «Человеческой природе в свете психопатологии» Гольдштейна17.
Эго как поведенческая система. Несмотря на постулат о «силе, которая направляет эго свыше», позиция Коффки менее динамична, чем только что описанная. Он говорит, что эго — это только одна отдельная система внутри гомогенного поля. Большая часть поведения осуществляется без отношения к эго. Не все восприятие, не все действия, не все эмоции и не все сознание связаны с эго-системой. Границы эго в зависимости от времени изменяются в широких пределах и, в определенных обстоятельствах, эго действует как система, которая детерминирует течение собы-
12 French R M Some psychoanalytic applications of the psychological field concept // Psychoanalytic Quarterly 1942 Vol 11 P 17-32, Hendnckl Instinct and the ego during infancy//Ibidem P 33-58
"Hartmann H Ich-psychologie und Anpassungsproblem // Internationales Zeitschrift fur Psychoanalyse 1940 Bd 21 S 214
"McDougallW The energies of men N Y Scnbner, 1933 P 383
15 James W Principles of psychology N Y Holt, 1890 I P 141
uKoffkaK Op cit P 670
17 «Исходя из нашего обсуждения, я убежден, что мы никоим образом не вынуждены предполагать существование специфических влечений Они являются специальными реакциями в особых ситуациях и представляют собой различные формы, с помощью которых организм как целое выражает себя Традиционный взгляд постулирует различные влечения, которые выходят на передний план при определенных условиях Мы признаем только одно влечение, влечение к самоактуализации, но вынуждены допустить, что при определенных условиях склонность к актуализации одной какой-то возможности настолько сильна, что организм управляется ею» (Goldstein К Human nature m the light of psychopathology Cambridge Harvard University Press, 1940 P 144f)
80 Статьи разных лет
тий, как это делает, согласно гештальттеории, любая другая динамическая система. Но большую часть времени поведение свободно от воздействия эго-системы.
Более влиятельной — благодаря своей экспериментальной плодотворности — оказалась трактовка этого вопроса Левином18. Хотя он редко использует термин эго, он также принимает во внимание центральную субсистему внутри личности. Не все поведение связано с эго, но многие из экспериментально полученных результатов могут быть объяснены только ссылкой на специальный тип напряжения, которое существует, когда «вовлечено» эго. Совершенно очевидно, что меняющийся уровень притязаний является феноменом эго-напряжения. Насыщение, замещение, инкапсуляция, сопротивление, ирреальность и силовое поле — все это левиновские понятия, характеристики которых представляют различные свойства эго-напряжений19.
Ясно, что Левин в не меньшей степени, чем Коффка, хочет избежать представления об эго как единой целостности и предпочитает рассматривать его как варьирующий набор сил, которые пробуждаются всякий раз, когда личность вступает в некоторые новые и возможно опасные отношения с окружающей средой.
Эго как субъективная организация культуры. В последние годы, как всем известно, происходило сближение психологии, психоанализа и социальной антропологии. В результате этого симбиоза создана новая концепция эго. Образ себялюбивого и несоциализированного эго, завещанный нам Штирнером и Ле Дантеком, был расширен. Шериф, например, обращает внимание на то, что хотя эго не является «генетической психологической формацией», оно приобретается ребенком под непрестанным воздействием со стороны родителей, учителей и товарищей, и в результате эго «состоит главным образом из социальных ценностей»20. Так как процесс сегрегации эго в детстве преимущественно достигается приобретением ребенком имени, статуса, кодекса поведения, социального чувства вины и социальных стандартов для вынесения суждений, Шериф заключает, что эго является не чем иным как социальной частью человека21. Эта авторская позиция экстремальна. Ведь если эго является не чем иным, как «социальным в человеке», непонятно, как называть все антисоциальные импульсы и стремления, которые обычно именуют эгоистическими!
Взгляд Кантрила сходен, но менее экстремален, чем взгляд Шерифа. Кантрил допускает, что «человеческое эго и, следовательно, тот способ, каким он себя рассматривает, вовсе не всегда полностью определяются окружающей культурой»22. Но то, что индивид относит к самому себе, несомненно, большей частью социально детерминировано. Когда срывают национальный флаг, он оскорбляется; когда делают презрительные замечания о его родителях, он вмешивается; когда его кандидат на выборах проигрывает, он терпит поражение.
x'LewinK Principles of topological psychology N Y McGraw-Hill, 1936 P 181
19 Особенно убедительны данные Левина, относящиеся к различиям между национальностями в относительной легкости «включения» эго Так, американец менее насторожен, менее обидчив, менее сдержан, чем немец, поскольку границы немецкого эго лежат ближе к «поверхности» Он защищается от фамильярности и вторжений, тогда как американец ведет гораздо более «публичную» жизнь и защищает только «сердцевину» своей личной жизни от пристальных публичных взглядов (Lewin К Some social-psychological differences between the United States and Germany // Character and Personality 1936 Vol 4 P 265—293 )
20 ShertfM The psychology of social norms N Y Harper, 1936 P 179
21 Ibidem P 186
22 Cantnl H The psychology of social movements N Y Wiley, 1941 P 44
Эго в современной психологии 81
Подчеркивая культурное содержание эго, эти авторы фактически ликвидируют искусственное фрейдистское различие между эго и суперэго. Они также спасают эго от антисоциального солипсизма Штирнера и Ле Дантека и делают из него социализированного субъекта, готового войти в качестве интегрированной части в сложные отношения социальной жизни.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь