Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 41744

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Для исследования аффективно-волевых свойств личности, наконец, могут стать важным вспомогательным средством графологические методы при все более тонком их построении,
112
как в форме анализа самого письма (Клагес), так и в форме кривой ровности письма (Крепелин).
При изучении почерка изменения нажима при письме через подставку передаются на пишущий рычаг и вместе с тем на вращающийся барабан, на котором получается кривая изменений нажима, по которой можно точно анализировать известные особенности письма, как особенно хорошо уловимой и богато развитой части выразительной моторики, а вместе с тем особенности аффективной и волевой жизни испытуемого, Хаарер анализировал, например, психомоторное различие темпераментов у здоровых пикников и лептозомов: у первых следует упомянуть волнистый, мягкий, богатый и неправильно модулирующий тип кривой, у лептозомов, наоборот, три типа, из которых особенно нужно отметить плоскую кривую с правильным повторением одной и той же фигуры колебаний нажима, В самой картине письма обнаруживается также различие между темпераментами, которое отчасти покрывается Клагесовским различением между «знаками напряжения и ослабления» в письме. К подобным результатам на русском материале пришел также Ислин (у пикников единый тип письма, улептозомно построенных людей, наоборот, многие типы).
Так как темпераменты проявляются и в других психических областях, то их можно открывать и с помощью иных экспериментальных методов, например с помощью опытов над абстракцией и реакциями, причем особенно характерны более сильная способность к абстракции у шизотимиков и более экстенсивно широкая способность понимания у циклотими-ков {Горст, Киблер),
Группу психологических экспериментов* наконец, можно объединить как опыты над реакциями. Их принцип состоит в том, что испытуемый на какое-либо чувственное раздражение (например, на вспыхнувшую сигнальную лампу) тотчас должен дать определенную моторную реакцию (например, нажимом ключа). В кривой работы, наряду с физиологическими факторами утомления и упражнения отражаются, между прочим, длительность и сила волевой энергии, вот почему реакционными опытами можно оценить быстроту импульса к действию, что при выборе профессии (вагоновожатого) важно. Опыты с реакциями можно варьировать и усложнять: испытуемый при различных раздражениях должен сделать выбор (при лампочках разных цветов реагировать только на красную), в это же время можно оценить и его способность к абстракции.
О. В. Кербиков, Л.Л. Рохлин
[РОЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЯВЛЕНИИ НОВЫХ НАУЧНЫХ ФАКТОВ]1
(заключение СС.Корсакова по делу П.Качки2)
80-е годы [XIX века] в отечественной психиатрии знаменовались первыми крупными успехами в эмпирическом наблюдении новых фактов, не укладывающихся в прежние способы объяснения. Представляет большой интерес, что Корсаков уже тогда понимал важность группировки этих новых фактов. Вот что он по этому поводу писал; * Когда я начал более заниматься психиатрией, т.е. в 1881 г, я направил свое внимание на то, что мне казалось наиболее нужным: на диагностику болезней и группировку, В сущности это не очень легкая вещь — тем более, что руководства не могут служить путеводителями в этом, да и часто наилучшие психиатры оставляют больного без определения, без диагностики, без анализа и говорят о нем, так сказать, по чутью, по наглядке, по опытности, Но желательно? чтобы эта группировка была более сознательной, чтобы были найдены основные типы... Вот эта-то задача и была у меня прежде всего, и, по правде сказать, я доволен тем, что сделалк Но все же возможность группировки этих новых фактов в отношении группировки психопатий появилась позже, в начале двадцатого столетия. Первая же научная гипотеза о сущности психопатий — концентрация психопатий как конституциональной стабильной аномалии личности сформировалась к концу первой четверти двадцатого столетия. В 30-е годы возникает необходимость внесения в учение о психопатиях
1 Журнал невропатологии и психиатрии им, С-С. Корсакова. 1961. Т. 61. Вып. 10. С-1561—1573.
2 Ряд судебных дел в конце прошлого века послужил основанием для выделения клиники психопатий. Дело Прасковьи Качки слушалось в 1880 г. и тогда же обсуждалось на конференциях врачей с участием С.С.Корсакова. (Прим. редакторов-составителей хрестоматии.)
114
идеи развития, принципа динамики. В противовес сформировавшейся гипотетической концепции психопатий как врожденных уродств характера зарождается учение о динамике психопатий. Это уже современный этап развития учения о психопатиях.
В 80-е годы прошлого столетия под воздействием запросов жизни (в том числе — судебно-экспертной практики) были подмечены новые факты, вызвавшие настоятельную потребность их теоретической разработки,
В прекрасном клиническом очерке В,Х,Кандинского, по* священном анализу психического состояния Островлевой (Кандинский из соображений такта назвал ее в работе вымышленной фамилией — Губаревой), мы встречаемся с тщетными усилиями автора «втиснуть» психопатическое состояние в существующие группировки психических заболеваний. Оно не поддается «прежним способам объяснения», С этой же, но, пожалуй, еще более отчетливо выраженной невозможностью уложить психопатию в существующие представления о психических заболеваниях мы встречаемся в высказываниях экспертов (по делу Качки) и врачей Преображенской больницы. Каждый из участников конференций с большой настойчивостью, но без большого успеха, пытается «подогнать» состояние П.Качки под то или иное клиническое понятие. Протоколы конференций убедительно показывают, как с момента клинического описания нового факта «возникает потребность в новых способах объяснения».
Уровень развития психиатрии того времени позволял лишь строить догадки о сущности психопатий. Время гипотез пришло позже, а разработанной научной теорией психопатий мы и теперь еще не располагаем.
Обратимся к делу Прасковьи Качки*
В номере гостиницы, занимаемом студентом Гортынским, 15 марта 1879 г. собралась молодежь. Среди присутствующих — 19-летняя Прасковья Качка и 20-летний Бронислав Байрашев-ский, бывший студент Петербургской медико-хирургической академии. Сумерки. Молодежь пела хором, потом по просьбе присутствующих Качка пела одна. Пела она с волнением, голос ее дрожал и прерывался. Во время исполнения одного романса она вынула из кармана револьвер и выстрелила в сидевшего против нее Байрашевского. Он тут же скончался.
Качка и Байрашевский познакомились в Москве в 1878 г. Качка, незадолго до этого приехавшая из провинции, встре-
115
тила в Москве подругу — Ольгу Пресецкую. Они сообща сняли комнату. В той же квартире снимал комнату и Байрашев-ский, бывший в то время студентом Московского технического училища. Между тремя молодыми людьми установились дружеские отношения. Вскоре Качка полюбила Байрашевского. Последний оставил техническое училище и осенью 1878 г. переехал в Петербург, где определился вольнослушателем в Медико-хирургическую академию. Девушки также переехали в Петербург. Там Качка близко сошлась с Байрашевским, который обещал жениться на ней. Обещания своего он не выполнил, чувство его остыло и вскоре он увлекся подругой Качки — Пресецкой.
Качка, вначале только подозревавшая измену, а затем убедившаяся в ней, тяжело переживала создавшуюся ситуацию* Выход из нее она видела то в самоубийстве, то в убийстве Байрашевского с последующим самоубийством. За несколько дней до убийства Байрашевского Качка написала и отправила в жандармское управление письмо следующего содержания: «Спешите арестовать молоденькую очень опасную пропагандистку, которая намеревается в это лето много навредить вам. Ее фамилия Прасковья Качка, 4 марта 1879 г>. На суде Качка дала следующее объяснение этого поступка: «Я желала, чтобы меня кто-нибудь остановил, так как чувствовала, что меня какая-то сила подвигает к поступку 15 марта». Байрашевский и Качка в это время были уже в Москве, Пресецкая оставалась еще в Петербурге. Она приехала в Москву 15 марта. Байрашевский встретил ее на вокзале и провел с ней почти весь день, а к вечеру сказал Качке, что он и Пресецкая завтра уезжают к нему на родину, чтобы получить согласие родителей на брак и там же повенчаться. Вечером 15 марта Качка убила Байрашевского.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №2
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №1
  • Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич. Учись быть внимательным.
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка прогулки на тему: «Дили - дили, дили - дили колокольчики звонили»
  • Притча «Самое главное»
  • Овсянникова Светлана Викторовна. Сценарий к Дню Победы 'Мы помним-мы годимся'
  • Головачёва Татьяна Валентиновна. Конспект ООД по знакомству детей с ОВЗ с устным народным творчеством «В гостях у Колобка»
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Притча «Он и Она (Единство)»
  • Притча «Безопасность Ву»
  • Притча «Птица Счастья»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Притча «Целитель Джон»
  • Притча «Он и Она»
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Притча «Оружие»
  • Притча «Сеун [Сйоун] и его мать»
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Михалева Оксана Леонидовна. 3D-моделирование дорожных ситуаций для формирования безопасного поведения детей на улицах города
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Сказка о лампочке»
  • Притча «Про колдуна»
  • Вознаграждения от социальных игр и как их использовать.
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Притча «Братья наши меньшие»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Притча «Не отказывайтесь»
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Джейсон и пещера творения»
  • Притча «О прощенных долгах»
  • Притча «Ангенон и Верейху»
  • Притча «Лучшее наставление Учителя — его жизнь»
  • Притча «Ещё не Готов»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Опасный враг»
  • Борисова Светлана Ивановна. Педагогическая статья. «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
  • Притча «Собачья привязанность»
  • Редактор. Что такое дисциплина?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь