|
Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49374
Автор: Под редакцией Копытина А.И.
Название: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Являясь продолжением данной линии исследований, проведенная нами работа предполагала оценку как субъективных, так и объективных индикаторов состояния здоровья и психического состояния респондентов. Данное исследование проводилось на выборке из 170 человек, активно посещающих группы духовного целительства, расположенные в одном из крупных городов Атлантического побережья США. В качестве индикаторов, связанных с исцелением изменений, выступали: 1) отчеты респондентов о процессах и феноменах исцеления; 2) состояние здоровья, определяемое на основе самоотчетов; 3) данные проективных тестов. Все эти индикаторы анализировались с целью выявления связи между заявлениями респондентов о достигнутом исцелении и сохраняющихся во времени психосоциальных изменениях. Основными вопросами, на которые мы стремились ответить в процессе наших исследований, были следующие: в какой мере можно оценить субъективное. благополучие респондентов, являющееся одним из показателей состояния их здоровья? Какие индикаторы связанных с исцелением изменений обладают наибольшей чувствительностью? Результаты данного исследования могут быть использованы для того, чтобы попытаться найти ответ на общий вопрос: какова природа исцеления, происходящего в ритуальном контексте?
- 117 - Характеристика групп духовного целительства Духовное целительство в западной культуре является символической формой целительства. Оно характерно для деятельности самых разных групп, представляющих различные религиозные течения (Westley, 1983; Glik, 1988; McGuire, 1988). Ритуалы духовного целительства в современном американском обществе привлекают прежде всего тех людей, заболевания которых отражают стресс модернизации (Glik, 1986, 1988). Социализация в группах духовного целительства предполагает усвоение жесткой системы религиозных взглядов, которые, в свою очередь, определяют то, как индивид пытается достичь воображаемых или реальных изменений. В г. Балтиморе, где проводилось данное исследование, широкое распространение получили харизматические религиозные группы, исповедующие очень ригидную библейскую доктрину (Sneck, 1981) и «нью-эйдж» группы, исповедующие более либеральные, синкретические доктрины (Ellwood, 1979, Levin and Corell, 1986). В целом христианские харизматические группы привлекают представителей рабочего и среднего класса, в то время как «нью-эйдж» группы — представителей среднего и высшего среднего класса (Glik, 1986, 1988). Ритуалы духовного целительства, как правило, происходят в малых группах, формирующихся вокруг духовных лидеров или целителей, — тех лиц, которые обладают особым «даром» целительства. Малые группы, в которых протекают подобные ритуалы, идет ли речь о молитвенных группах, собирающихся вне церковных церемоний, специальных исцеляющих сеансах во время богослужения или сессиях «исцеляющих прикосновений», организуемых в светских местах, как правило, состоят из постоянных посетителей, которые прошли процесс поиска наиболее подходящей для себя группы духовного целительства и стали, наконец, ее ярыми приверженцами. Группы в немалой степени способствуют социальной идентификации и социализации их участников благодаря наличию определенных групповых норм и моделей поведения. Члены таких групп, как правило, глубоко религиозны и преданны определенной системе взглядов на природу и процесс исцеления (Glik, 1990a, 1990b). - 118 - Целители в этих группах воплощают героическую ролевую модель. Сами зачастую имея опыт болезни, страдания или дистресса и достигнув состояния благополучия, такие целители воспринимаются членами группы как «особые люди». Духовные качества целителей рассматриваются как результат преодоления страданий и разного рода иных испытаний, воспринимаемых как средства проверки ими веры или препятствия, которые необходимо преодолеть во имя спасения и достижения состояния просветления. В контексте групп духовного целительства харизматические лидеры, как правило, были ориентированы на развитие духовных качеств других членов группы и достижения ими исцеления, самореализации и успеха. B практике изучения нами групп большое значение в плане сохранений? здоровья и исцеления придавалось индивидуальному выбору, силе разума иди веры в исцеление души и тела, следованию ритуальному поведению, а также оговоренным и зачастую традиционным нормам поведения, необходимым для достижения личных изменений. Участники всех этих групп ждали изменений, чему способствовали частые заявления некоторых из них о достигнутом исцелении (Ness, 1980). Такие заявления не были исключительными событиями, а рассматривались как вполне закономерное явление, характерное для таких групп. Большое количество респондентов в нашем исследовании заявляли, что исцеление действительно имело место в период его проведения. Методы исследования Участники групп духовного целительства наблюдались и опрашивались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследование отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за период исследования трижды. Критерии отбора Обсервационные техники использовались с целью выявления и отбора групп духовного целительства, расположенных в районе г. Балтимора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены - 119 - встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами респонденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для прохождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведения исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) вышли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу. Методы оценки С целью определения состояния здоровья были использованы специальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, психического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спектре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии и сна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на основе средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического заболевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симптомов болезни. Два индикатора психического здоровья включали совокупный индекс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и итоговый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis & Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на определение психосоциального дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности. С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс - 120 - Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|