Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49374

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Являясь продолжением данной линии исследований, проведенная нами работа предполагала оценку как субъективных, так и объективных индикаторов состояния здоровья и психического состояния респондентов. Данное исследование проводилось на выборке из 170 человек, активно посещающих группы духовного целительства, расположенные в одном из крупных городов Атлантического побережья США. В качестве индикаторов, связанных с исцелением изменений, выступали: 1) отчеты респондентов о процессах и феноменах исцеления; 2) состояние здоровья, определяемое на основе самоотчетов; 3) данные проективных тестов. Все эти индикаторы анализировались с целью выявления связи между заявлениями респондентов о достигнутом исцелении и сохраняющихся во времени психосоциальных изменениях. Основными вопросами, на которые мы стремились ответить в процессе наших исследований, были следующие: в какой мере можно оценить субъективное. благополучие респондентов, являющееся одним из показателей состояния их здоровья? Какие индикаторы связанных с исцелением изменений обладают наибольшей чувствительностью? Результаты данного исследования могут быть использованы для того, чтобы попытаться найти ответ на общий вопрос: какова природа исцеления, происходящего в ритуальном контексте?
- 117 -

Характеристика групп духовного целительства

Духовное целительство в западной культуре является символической формой целительства. Оно характерно для деятельности самых разных групп, представляющих различные религиозные течения (Westley, 1983; Glik, 1988; McGuire, 1988). Ритуалы духовного целительства в современном американском обществе привлекают прежде всего тех людей, заболевания которых отражают стресс модернизации (Glik, 1986, 1988). Социализация в группах духовного целительства предполагает усвоение жесткой системы религиозных взглядов, которые, в свою очередь, определяют то, как индивид пытается достичь воображаемых или реальных изменений.
В г. Балтиморе, где проводилось данное исследование, широкое распространение получили харизматические религиозные группы, исповедующие очень ригидную библейскую доктрину (Sneck, 1981) и «нью-эйдж» группы, исповедующие более либеральные, синкретические доктрины (Ellwood, 1979, Levin and Corell, 1986). В целом христианские харизматические группы привлекают представителей рабочего и среднего класса, в то время как «нью-эйдж» группы — представителей среднего и высшего среднего класса (Glik, 1986, 1988).
Ритуалы духовного целительства, как правило, происходят в малых группах, формирующихся вокруг духовных лидеров или целителей, — тех лиц, которые обладают особым «даром» целительства. Малые группы, в которых протекают подобные ритуалы, идет ли речь о молитвенных группах, собирающихся вне церковных церемоний, специальных исцеляющих сеансах во время богослужения или сессиях «исцеляющих прикосновений», организуемых в светских местах, как правило, состоят из постоянных посетителей, которые прошли процесс поиска наиболее подходящей для себя группы духовного целительства и стали, наконец, ее ярыми приверженцами. Группы в немалой степени способствуют социальной идентификации и социализации их участников благодаря наличию определенных групповых норм и моделей поведения. Члены таких групп, как правило, глубоко религиозны и преданны определенной системе взглядов на природу и процесс исцеления (Glik, 1990a, 1990b).
- 118 -
Целители в этих группах воплощают героическую ролевую модель. Сами зачастую имея опыт болезни, страдания или дистресса и достигнув состояния благополучия, такие целители воспринимаются членами группы как «особые люди». Духовные качества целителей рассматриваются как результат преодоления страданий и разного рода иных испытаний, воспринимаемых как средства проверки ими веры или препятствия, которые необходимо преодолеть во имя спасения и достижения состояния просветления. В контексте групп духовного целительства харизматические лидеры, как правило, были ориентированы на развитие духовных качеств других членов группы и достижения ими исцеления, самореализации и успеха.
B практике изучения нами групп большое значение в плане сохранений? здоровья и исцеления придавалось индивидуальному выбору, силе разума иди веры в исцеление души и тела, следованию ритуальному поведению, а также оговоренным и зачастую традиционным нормам поведения, необходимым для достижения личных изменений. Участники всех этих групп ждали изменений, чему способствовали частые заявления некоторых из них о достигнутом исцелении (Ness, 1980). Такие заявления не были исключительными событиями, а рассматривались как вполне закономерное явление, характерное для таких групп. Большое количество респондентов в нашем исследовании заявляли, что исцеление действительно имело место в период его проведения.

Методы исследования

Участники групп духовного целительства наблюдались и опрашивались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследование отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за период исследования трижды.

Критерии отбора

Обсервационные техники использовались с целью выявления и отбора групп духовного целительства, расположенных в районе г. Балтимора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены
- 119 -
встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами респонденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для прохождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведения исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) вышли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу.

Методы оценки

С целью определения состояния здоровья были использованы специальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, психического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спектре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии и сна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на основе средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического заболевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симптомов болезни.
Два индикатора психического здоровья включали совокупный индекс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и итоговый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis & Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на определение психосоциального дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности.
С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс
- 120 -



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Штайнер Клод. Сказка про Пушистиков
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Грачёва Т.В. Способность видеть сны в психотерапии и в психоанализе. Влияние сновидений на развитие символического мышления и переноса
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Дан М. Вариации в технике когнитивно-аналитической терапии серьезно нарушенной пациентки
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Мозговые центры религиозной веры
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Игра «Разотождествление».
  • Шиморянова Елена Николаевна. Готовность ребенка к школе.
  • Кэхеле Х. Сны Амалии - последовательности сновидений как инструмент процессуального анализа
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Лаберж Стивен, Рейнголд Ховард - Исследование мира осознанных сновидений
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Шарфф Д.С. Игры с детьми в детской психотерапии
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Хамитова И.Ю. Об использовании командной работы в системной семейной психотерапии
  • Гавайн Шакти. Созидающая визуализация.
  • Притча «Тень жизни»
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Бретт Блюменталь. Путь к успеху. Как научиться принимать решения и побороть нерешительность
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Котельникова Анна. Как начинать работу с картами
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Притча «Зеркало»
  • Эго; Ego; Ich
  • Притча «Хвастливый бай»
  • Притча «Рядом с нами весь мир»
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Георгий Почепцов. Семиовойны: семиокапитализм и семиокоммунизм
  • К чему снится подруга?
  • К чему снится розовый цвет
  • Притча «Фиалка»
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Притча «Принц, который потерял свои желания»
  • Каким способом можно сделать отворот себя от парня?
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Стивен Айзенстат. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь