|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39132
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Задача научения решается переигрыванием травмирующей ситуации из прошлого с элементами ролевого тренинга. Данная задача при необходимости облегчается изменением сценария, обменом ролями, изменением состава и поведения действующих лиц, а также поддерживающим реагированием зрителей. Протагонисту предлагают завершить свои фантазии; сделать то, что не было сделано и переделать то, что было сделано неправильно. Применяются такие приемы, как проекция на будущее и моделирование реальности. Хаскел (цит. по Дж Кори, 2003, с. 293-294) предлагает режиссеру на данной стадии психодрамы следующие действия. Протагониста следует поощрять к тому, чтобы он как можно раньше научился разыгрывать сцены, включающие в себя конфликт взаимоотношений. Все действия должны производиться в режиме «здесь и теперь». Таким образом, если человек работает с ситуацией прошлого, режиссер помогает ему говорить в настоящем времени. Протагонист нуждается в свободе выбора событий, времени, места и людей, которые будут включены в ситуацию Наиболее разумно начинать работу с менее значимых событий и оставлять травматические сцены на более позднее время. Протагониста просят реконструировать ситуацию как можно точнее, избегая при этом чрезмерного погружения в воспоминание конкретных слов и реплик. Важнее выяснить, как ему запомнились основные черты взаимодействия. Протагониста следует поощрять к максимально возможному вербальному и невербальному выражению себя. При этом режиссер должен быть предусмотрительным и осторожным. Протагонисту можно предоставить возможность сыграть роль каждого человека в разыгрываемой сцене (обмен ролями); это может помочь ему понять, как это событие воспринимают другие участники конфликта, что они чувствуют по этому поводу. В завершение данной стадии группа выражает глубокое сопереживание и принятие протагонисту, давая ему возможность войти в трансцендентальное измерение. Разыгрываются такие финальные сцены, как получение награды, исправление, последний диалог, предстоящая работа, счастливый конец, родительская забота, комплименты, подарки, разделение (протагониста и группы), групповое фото. 3-я стадия – шеринг («дележка»). Вначале происходит шеринг из ролей (ролевая обратная связь). Исполнители тех или иных ролей, в том числе дублеры протагониста, описывают чувства своих персонажей, испытанные во время игры. Терапевт следит, чтобы участники говорили о чувствах, не подменяя их рационализированными интерпретациями, оценками, советами (правила ролевой обратной связи). Происходит восстановление эмоциональной стабильности протагониста, достигается чувство разделенности проблемы, оптимизма. Затем протагонист осуществляет деролинг (выход из ролей), подходя к каждому участнику со словами: «Ты больше не… Ты (называется реальное имя участника)». Эта процедура позволяет освободиться от остатков ролевых переживаний. Данную стадию завершает шеринг от себя. Зрители оценивают точность выражения чувств, высказывают мнение об исполнении ролей, отмечают проявленные протагонистом ресурсы, достигнутое им понимание проблем и полученные умения. Затем участники описывают то, что они испытывали по отношению к своей роли, свои чувства в отношении разыгранного конфликта. После этого члены группы рассказывают о собственных проблемах, которые они осознали во время сессии (идентификация проблем). Выделяются новые способы реагирования и обсуждаются возможности применения их в будущем. Зерка Морено (1998) дает несколько ценных советов по проведению шеринга Участники говорят не о протагонисте, а о своих чувствах к нему и к другим персонажам драматического действия. Участники не используют холодный анализ и критику, а выражают уважение и благодарность протагонисту за его публичное самораскрытие. Исцеляющего эффекта следует ждать не столько от инсайта, сколько от обмена чувствами. Анализ, интерпретации и оценки можно производить только после того, как протагонист успокоится. Если вместо этого участники группы пытаются анализировать или решать проблемы протагониста, Дж. Кори (2003) рекомендует помочь им следующими вопросами Как психодрама Джейн повлияла на вас? Какие чувства вы испытывали, когда участвовали в ее психодраме? Какие переживания вашей жизни можно соотнести с ситуацией Джейн? Родились ли у вас какие-нибудь чувства по отношению к ней, которые вы хотели бы с ней обсудить? Блатнер (цит. Кори, 2003) в качестве завершающих задач данной стадии выделяет следующие: • оказание помощи членам группы для перенесения того, чему они научились во время сессии, в повседневную жизнь; • подведение итогов и выделение основных моментов сессии; • планирование следующей сессии или определение будущих тем для работы; • обеспечение дополнительной поддержки; • введение какого-либо ритуала завершения (если он адекватен ситуации); • работа с чувствами, касающимися отделения и уход • обращение к незавершенным моментам сессии или поощрение членов группы на краткое выражение того, что не было высказано. 4-я стадия – процессинг (процесс-анализ) представляет собой дидактическую конференцию, которая посвящается обучению с углубленным пониманием техники. Процессинг может центрироваться на директоре-студенте, на протагонисте, на группе. Выявленные личностные проблемы директора оставляются для личной терапии и проработки на следующих сессиях. Публичное обсуждение личности протагониста в его присутствии протекает как обучение теории личности, при необходимости особенности его личности анализируются в его отсутствие в группе студентов. Позиция преподавателя во время процессинга сочетает критический анализ с поддержкой. По мнению П. Холмса и М. Карп (1997), психодраматист должен: • иметь твердый и оптимистический взгляд на потенциал группы; • быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения; • создавать ситуации, когда все становится возможным: ведущий в состоянии создать атмосферу волшебного творчества; • создавать атмосферу, в которой все неизвестное, не проговоренное, не случившееся оказывается столь же важным, как и все, что произошло в жизни; • обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос; • иметь изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии; • иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать участника на терапевтическую работу; • уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям. Д. Киппер (1993) отобразил составляющие роли психодраматиста в следующей таблице. Функция Обязанности Основные задачи Терапевт Обеспечение психотерапевтического содержания сеанса Наблюдение, оценка, планирование Режиссер Ведение, построение и поддержание метода клинических ролевых игр Разогрев, подбор ключей, выбор сцен, завершение Катализатор Обеспечение терапевтического содержания сеанса посредством клинических ролевых игр Построение сцен, использование вспомогательных лиц и специальных техник, участие, моделирование и инструктирование Хаскел (цит. по Дж. Кори, 2003, с. 285) описывает функции режиссера психодрамы подробнее. Планирование сессии таким образом, чтобы разные члены группы имели возможность побыть протагонистами и чтобы исследуемые проблемы соответствовали потребностям и интересам группы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|