Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165089

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Я-концепция личности весьма динамична, а порой и противоречива, однако с развитием профессионализма личности ее компоненты гармонизируются, приобретают прогрессивный стимулирующий характер. Продуктивный образ Я-профессионал как раз и отличается конгруэнтностью реального, идеального и фантастического «Я». Сформированный образ «Я» влияет на характеристики самоуважения личности и представления о собственном статусе. Это в свою очередь усиливает эффект нормативной регуляции поведения.
Таким образом, концептуально с акмеологических позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающие взаимосвязанные прогрессивные изменения следующих основных свойств, формально рассматриваемых как подсистем:
• профессионализма деятельности (развитие профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений, акмеологических инвариантов профессионализма);
• профессионализма личности (развитие способностей, профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, рефлексивной организации и рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений);
• нормативности деятельности и поведения (формирование профессиональной и нравственной системы регуляции поведения, деятельности и отношений);
• продуктивной Я-концепции.
Реализация данной концепции развития профессионала позволит субъекту труда достичь акмеологического уровня, который по мере роста профессионализма будет повышаться. На основании данной акмеологической концепции можно составлять индивидуальные программы формирования профессионала.

Выводы
В целом все вышеописанное в данном разделе позволяет сделать следующие выводы.
1. Можно констатировать, что акмеология успешно прошла все необходимые этапы своего становления как науки и уверенно вышла на устойчивые позиции в системе человекознания.
2. У акмеологии имеются свои четко сформулированные и непротиворечивые цели и задачи, определен объект акмеологии и ее предметная область.
3. Определены научные ориентации акмеологии, ее ведущие методологические принципы.
4. Акмеологический подход в решении проблем прогрессивного развития зрелой личности отличается самостоятельностью и продуктивностью.
5. В акмеологии разработаны и обоснованы собственные научные категории и базовые понятия, которые уже стали операциональными.
6. Разработаны и успешно применяются в акмеологических исследованиях и при решении практических задач акмеологические методы, модели и технологии.
7. Фундаментальные акмеологические исследования отличаются концептуальностью.
8. Сформулированы два общих закона акмеологии, обосновано существование акмеологических закономерностей.
9. Получены реальные свидетельства о поступательном и динамичном развитии акмеологии.
10. Разработанные теоретические и методологические основания акмеологии позволяют приступить и к решению более масштабной фундаментальной проблемы — созданию общей теории акмеологии.
Теория — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Общими признаками научной теории являются объединенные единым определяющим замыслом законы и закономерности, устойчивые отношения, категории, типологии, модели, критерии, методы и модели, которые обладают высокими объяснительными возможностями и позволяют эффективно решать актуальные практические задачи.
Классическим примером строгой научной теории является философская теория познания. В ней описаны закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, ступени познания, критерии достоверности и истинности знания, методы, приемы и модели познания.
В психологии отношение к созданию теорий не столь строгое. Наглядным примером могут служить психологические теории личности. Данные теории создавались в попытке дать объяснение следующим фундаментальным вопросам, связанным с сущностными характеристиками личности.
1. Каков характер главных источников развития личности?
2. Какой возрастной период наиболее важен для развития личности?
3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности?
4. Какова структура личности и ее главные характеристики?
5. Что является свободой воли личности?
6. Что есть субъективность и объективность внутреннего мира личности?
Ответы на эти, несомненно, важные вопросы позволяют разрабатывать концепции, подходы, модели, теоретические схемы и описания. Но если говорить строго, взяв за эталон научной теории — теорию познания, с определенными допущениями их можно рассматривать скорее как частные теории.
Какими видятся пути построения общей акмеологической теории? Очевидно, что в такой теории должна быть отражена специфика акмеологического знания. Кроме того, она должна являться обобщением частных акмеологических теорий, которые в настоящее время разрабатываются.
Примером такой частной теории может служить акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования*.
* Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: ИЦПКС, 2001.

При ее создании авторы опирались на результаты анализа обширных эмпирических данных. Этот анализ позволил определить неродную теоретическую основу, логику объяснительных принципов, совокупность утверждений и доказательств. В результате была построена идеальная теоретическая модель образовательной системы. В этой теоретической схеме объекты образовательной системы рассматриваются так же, как и субъекты, системообразующими факторами являются образ выпускника как профессионала и образ преподавателя как профессионала. Главный теоретический посыл состоит в том, чтобы прогрессивное личностно-профессиональное развитие осуществлялось в развивающейся системе.
В настоящее время для разработки общей акмеологической теории имеются необходимые предпосылки, однако предстоит большая и сложная работа.
• В первую очередь, необходимо продолжить углубленные исследования акмеологических законов и закономерностей, конкретизировать их содержание, уточнить формулировки, доведя их до лаконичной формы.
• В прикладных акмеологических исследованиях следует раскрывать их содержание в конкретных предметных и объектных областях, акмеологических феноменах. Это позволит уточнить базовые
категории и концепции, по-новому взглянуть на междисциплинарные связи акмеологии. Построение общей теории акмеологии потребует создания ее единых концептуальных основ. Разработанные акмеологические концепции следует обобщить, выделив в них единый определяющий замысел.
• Логика создания общей теории акмеологии приведет к необходимости разработки системы акмеологии как интегративного научного знания. Немало еще предстоит сделать для доказательства истинности акмеологического знания и его конструктивности. Это потребует создания единых схем теоретических описаний прикладных направлений акмеологии.
• Разработка общей теории акмеологии даст импульс расширению масштаба и глубины прикладных акмеологических исследований, которые в свою очередь дадут необходимый материал для новых
теоретических обобщений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь