|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218105
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В судьбоанализе наряду с сексуальными влечениями и эго-влечениями, традиционными для психоанализа, существует и влечение к «пароксизмам» или «поражению врага». Мы должны вкратце обосновать причину нашего принятия этого нового, хотя на самом деле давно существующего влечения в наше учение о влечениях. Мы уже говорили о том, что влечение — в качестве вектора влечения — является скрещиванием двух потребностей (факторов влечения), преследующих одну и ту же общую биопсихологическую цель.
Общей целью факторов пароксизмального влечения является поражение врага. Живое существо совершает действия, можно даже сказать, целую цепочку связанных друг с другом движений, чтобы в результате сделать врага безобидным, парализовать его, спасаясь таким образом от опасностей внешней ситуации. Влечение к пароксизмам и поражению вместе с двумя факторами (е и hy) обусловливает целую цепь действий для защиты от внешних опасностей. Эти механизмы защиты базируются на первобытных биологических механизмах защиты от опасностей, которые проявляются в животном царстве в трех формах: 1) попытка притвориться мертвым, 2) шквал движений (включая сюда и «опрыскивание», скажем, мочой), 3) изменение окраски (мимикрия) — приобретение защитной, маскирующей окраски". * Kretschmer, Е.: Ьber Hysterie. Thieme, Leipzig. 1923. S. 7 ff. Три этих вида импульсивно-биологических защитных действий отличаются архаичностью своей природы. Человек все еще в них нуждается, и не только для защиты от внешних, но и от внутренних опасностей, приводящих к переживанию неприятных, «опасных» эмоций. Человек даже способен, шокируя окружающих, «притвориться трупом», а при случае упасть в обморок, чаще всего для того, чтобы лишить себя возможности убить врага (эпилепсия). Человек может театрально и неистово размахивать руками и ногами (истерия, истероэпилепсия) или защищаться от более сильного противника, бледнея, как мел, или жутко краснея. Особым энергетическим источником, от которого питается пароксизмальное влечение, являются силы аффектов. Мы должны еще раз подчеркнуть, что сами по себе аффекты никогда не способны функционировать в качестве влечений, для совершения инстинктивных действий использоваться может только энергия аффектов. Влечение к поражению противника (Р) питается силами грубых и тонких аффектов, которые оно накапливает в себе, чтобы потом неожиданно и взрывчато разряжать в форме инстинктивных эмоциональных проявлений. Пароксизмальное влечение состоит из следующих элементов: • эпилептиформный фактор «е», который, с одной стороны, накапливает и посредством припадков разряжает грубую энергию аффектов (это социально-негативная тенденция — е); с другой стороны, обусловливает социально-положительные способы поведения, приводящие к справедливости, доброте, стремлению искупить свою вину; это тенденция + е; • истериформный фактор «hy», накапливающий более мягкие аффекты; это удается посредством тенденции — hy, обусловливающей формирование моральных барьеров в виде стыда; с другой стороны, эти же аффекты будут проявляться в виде тенденции + hy, определяющей желание проявить свое тщеславие. Таким образом, «строительным материалом» пароксизмального влечения являются два фактора влечения е и /и/ и четыре стремления влечения: — e, + e, — hy, + hy. Общей задачей обоих факторов является защита персоны от внешних и внутренних опасностей (например, от убийства врага) посредством специфических реакций (представление себя трупом, шквал движений, смена окраски и т. д.). Далее мы обсудим факторы е и hy, а затем поговорим о сущности пароксизмального фактора Р со всеми его 16 возможностями судьбы. ГЛАВА 7 СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ ЭТИЧЕСКОГО ФАКТОРА е По своей сути фактор е обусловливает как грубо аффективные действия Зла, преобладающие у человека, называющегося Каином, так и все этические действия Добра, Справедливости, присущие человеку, носящему имя Моисей, — тому, кто принес народу запрет на убийство и заповедь творить Добро. Моисей — это «авелизи-рованный Каин». Фактор влечений, который может наделить человека безумной яростью и ненавистью, гневом и мстительностью, ревностью и завистью, превращая его в убийцу из-за того, что он оказывается во власти грубых аффектов, фактор, побуждающий человека накапливать в себе эмоции вплоть до их страшного взрыва, когда они неожиданно и грубо разряжаются на окружающих людей, пугая и поражая их; фактор, заставляющий человека накладывать удушающую руку «Каина» — вместо того, чтобы совершить убийство брата — на свои собственные сосуды мозга, сердца и конечностей, превращая себя в «припадочного» больного, в homo paroxysmalis, который вместо того, чтобы избить до синяков врага, сам покрывается пятнами и сыпью; фактор, парализующий язык человека вплоть до того, что из-за его заикания становится трудно что-либо разобрать в его запинающейся речи, пробуждение ужаснейших страхов и ночью, и днем, — этот наводящий ужас фактор и является фактором е. С другой стороны, тот же самый фактор е является инстанцией, пробуждающей в людях совесть и накладывающей запрет на проявление нетерпимости и на убийство, заповедующей вести себя порядочно («этично»), побуждающей человека по имени «Каин», прописавшегося в нас навечно, к терпению и справедливости, к кротости, благотворительности и благочестию, именно этот фактор способен излечивать больных и создавать религии. Нет ничего в проявлениях зла и добра, в бессовестности и совестливости, в действиях, совершаемых с нетерпеливостью и терпением, в беззаконии и в установлении законов, в переполненности аффектами и в свободе от кипения и от вспышек любых грубых эмоций, в нанесении и излечении ран без влияния фактора е. Эпилеп-тиформный фактор е способен создавать как человека с именем «Каин», так и человека с именем «Моисей», наделяющего людей справедливым сводом законов. Слово «эпилепсия» происходит от греческого глагола Эрй-лбмвЬнщ и наряду с другими имеет следующие значения: 1. враждебно напасть на что-либо; 2. поразить врага; 3. парализовать, сдержать; 4. в пассивной форме: быть захваченным болезнью, подвергнуться нападению, оказаться парализованным. Таким образом, это древнее слово Эрй-лбмвЬнщ наделено двумя противоположными значениями*. С одной стороны, оно означает нападение и поражение врага, а с другой — сдерживание и подавление любого рода враждебности. Наше сегодняшнее понимание сути фактора е полностью соответствует этому двойному смыслу древнегреческого слова, первой буквой которого мы обозначаем этот фактор. Как и другие факторы влечений, фактор е состоит из двух противоположных пратенденций, образуя двойственный и противоположный смысл: ± е. Это позволяет говорить о том, что человек приходит в мир с двойственной этической натурой. В соответствии со своими задатками человек может выбирать *Freud S. Ьber den Gegensinn der Urworte. Ges. Sehr. Bd. X. S. 221. и творить как добро, так и зло. Из таких первичных амбитенденций одни люди дифференцируются — причем всегда это происходит посредством особой установки Я — скорее в направлении зла: — е; другие, наоборот, — больше в направлении добра: + е. Эти две полярно противоположные, экстремальные формы существования в пространстве фактора е символизируются судьбой человека по имени «Каин» и судьбой человека по имени «Моисей». Теперь мы рассмотрим сущность четырех возможных реакций фактора е. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|