Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57069

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

114
2. На ситуативный выбор супругами стратегий эмоционально -ориентированного копинга влияют нормативность, ответственность; замкнутость, необщительность, экспрессивность, развитое воображение, дипломатичность.
3. Выбор стратегий копинга, ориентированного на социальное отвлечение, зависит от социальной смелости, активности, готовности иметь дело с незнакомыми людьми.
Отметим, что одни и те же личностные черты в зависимости от ситуации и от оценки ее субъектом могут оказывать различное влияние на выбор различных стратегий совладающего поведения.
Таким образом, с момента своего образования молодой семье приходится преодолевать множество трудностей, проблем. Они бывают материального, психологического и социально-психологического характера. В зависимости от того, насколько эффективен процесс брачно-семейной адаптации, можно говорить о стабильности / нестабильности молодого брака. Эффективность адаптации, бесспорно, зависит от целого ряда факторов: условия и требований социальной среды; способности человека к общению, сотрудничеству, кооперации, сочувствию, сопереживанию, контролю своих чувств и эмоций; умения супругов совладать с повседневным стрессом.
ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК И ЕГО РОДИТЕЛИ
Принятие роли матери: трудности и совладание с ними
Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.
115
В обществе постоянно происходят изменения модели материн -ства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что «путь к модели» материнства, складывавшийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет (способы воспитания женщины как матери) не успевает измениться соответствующим способом.
Индивидуальный онтогенез материнства (каки отцовства) проходит несколько этапов, в процессе которых происходит естественная адаптация женщины (мужчины) к родительской роли. Многие исследователи подчеркивают, что установки, ожидания и другие компоненты родительской роли (не говоря уже о глубинных личностных структурах, связанных с ролью родителя, например, потребность в детях) формируются в человеке задолго до появления у него первого ребенка.
Г. Г. Филиппова (2002) рассматривает материнство как по-требностно-мотивационную сферу личности женщины и выделяет шесть этапов ее становления в индивидуальном онтогенезе.
1. Этап взаимодействия с собственной матерью.
2. Этап игровой деятельности.
3. Этап няньчания.
4. Этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер.
5. Этап взаимодействия с собственным ребенком до выхода его из возраста с характеристиками гештальта младенчества.
6. Завершающий этап развития материнской сферы.
Можно говорить о формировании такого психологического свойства личности, как готовность к материнству, на протяжении первых четырех этапов. Структурно она включает ценностно - смысло -вой, когнитивный, эмоциональный и конативный (или поведенческий) аспекты. Еще раз подчеркнем, что одна часть компонентов материнской роли женщиной осознается, а другая нет. И только с наступлением беременности появляется реальное ролевое поведение, и все компоненты материнства (родительские установки, социальные ожидания, представления о себе в роли матери и о своем ребенке и другие) конкретизируются и уточняются во взаимодействии с собственным ребенком. Именно этот этап можно назвать собственно этапом принятия роли матери. На данном этапе
Il6
онтогенетического развития материнской сферы женщины офор -мляется структура социальной роли, все ее компоненты приходят в согласование, образуя сложную интрапсихическую систему установок, ценностей, ожиданий, реализующихся впоследствии в ин -дивидуальном стиле родительства. Кроме того, этот этап сопровождается обострением внутренних конфликтов личности женщины.
Таким образом, этап принятия роли матери можно определить как особый период в онтогенезе материнской сферы личности женщины, который характеризуется рядом особенностей:
1) появление реального ролевого поведения;
2) согласование родительских установок женщины, ее представлений о себе как матери, социальных ожиданий окружающих;
3) перестройка ролевого веера личности;
4) появление или актуализация потребности в материнстве, перестройкой личностных смыслов.
Переход к родительству (рождение первого ребенка) многие авторы считают одним из основных периодов в семейном цикле. Иногда это событие называют образованием собственной семьи (В.И.Зацепин, 1991).
Феноменология этого этапа необыкновенно сложна и многооб -разна. В перинатальной психологии и психологии материнства существуют разные варианты периодизации данного этапа. Например, стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период (В. И. Брутман, 2000; Г. Г. Филиппова, 2002).
В чем состоит кризисность этого этапа? С какими трудностями сталкивается женщина, принимая новую социальную роль? Носят ли эти трудности и стрессы нормативный характер?
Переход к родительству и этап принятия роли матери являются важными жизненными событиями и сопряжены как с ролевым напряжением, так и с увеличением ежедневных жизненных трудностей.
Г. И. Маккубин и Дж. Патерн (1982) считают, что жизненное событие — это стрессор, влияющий на семью как целое, ее часть или ее членов, который может повлечь перемены, касающиеся разных сфер жизни: психологического климата, границ, целей и ценностей, способов взаимодействия. Появление первого ребенка — одна из са-мыхрезких перемен вжизни человека. По мнению А. Росси (A. Rossi, 1968), рождение первенца — важнейший фактор перехода от юнос-
117
ти к взрослости, особенно для женщин. Многие другие жизненные перемены, такие как замужество, потеря работы и прочее, носят обратимый характер, а это явление (родительство) — необратимо.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Наталья Викторовна Лыкова. Акция 'Семейное гнездышко' (праздник День Семьи)
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Шарфф Д.Э. Динамика внебрачного секса
  • Эмпирические исследования взаимодействия стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников
  • Райш К. Пара в кризисе: психоаналитическая терапия пар
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Козлова Ирина Константиновна. Сценарий спортивного досуга с родителями «Счастливы вместе»
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Карлин Е. А. Проблема совмещения индивидуальных и общих интересов в супружеской жизни
  • Борисова Алла Витальевна. ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Кокурина Надежда Васильевна. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Ромашковое счастье»
  • Тимкина Наталия Валерьевна. Праздник на День Семьи 'Наша дружная семья'
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пустовая Елена Николаевна. Сценарий мероприятия «Семья – место, где ценят, любят, берегут»
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь