Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57357

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

114
2. На ситуативный выбор супругами стратегий эмоционально -ориентированного копинга влияют нормативность, ответственность; замкнутость, необщительность, экспрессивность, развитое воображение, дипломатичность.
3. Выбор стратегий копинга, ориентированного на социальное отвлечение, зависит от социальной смелости, активности, готовности иметь дело с незнакомыми людьми.
Отметим, что одни и те же личностные черты в зависимости от ситуации и от оценки ее субъектом могут оказывать различное влияние на выбор различных стратегий совладающего поведения.
Таким образом, с момента своего образования молодой семье приходится преодолевать множество трудностей, проблем. Они бывают материального, психологического и социально-психологического характера. В зависимости от того, насколько эффективен процесс брачно-семейной адаптации, можно говорить о стабильности / нестабильности молодого брака. Эффективность адаптации, бесспорно, зависит от целого ряда факторов: условия и требований социальной среды; способности человека к общению, сотрудничеству, кооперации, сочувствию, сопереживанию, контролю своих чувств и эмоций; умения супругов совладать с повседневным стрессом.
ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК И ЕГО РОДИТЕЛИ
Принятие роли матери: трудности и совладание с ними
Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.
115
В обществе постоянно происходят изменения модели материн -ства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что «путь к модели» материнства, складывавшийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет (способы воспитания женщины как матери) не успевает измениться соответствующим способом.
Индивидуальный онтогенез материнства (каки отцовства) проходит несколько этапов, в процессе которых происходит естественная адаптация женщины (мужчины) к родительской роли. Многие исследователи подчеркивают, что установки, ожидания и другие компоненты родительской роли (не говоря уже о глубинных личностных структурах, связанных с ролью родителя, например, потребность в детях) формируются в человеке задолго до появления у него первого ребенка.
Г. Г. Филиппова (2002) рассматривает материнство как по-требностно-мотивационную сферу личности женщины и выделяет шесть этапов ее становления в индивидуальном онтогенезе.
1. Этап взаимодействия с собственной матерью.
2. Этап игровой деятельности.
3. Этап няньчания.
4. Этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер.
5. Этап взаимодействия с собственным ребенком до выхода его из возраста с характеристиками гештальта младенчества.
6. Завершающий этап развития материнской сферы.
Можно говорить о формировании такого психологического свойства личности, как готовность к материнству, на протяжении первых четырех этапов. Структурно она включает ценностно - смысло -вой, когнитивный, эмоциональный и конативный (или поведенческий) аспекты. Еще раз подчеркнем, что одна часть компонентов материнской роли женщиной осознается, а другая нет. И только с наступлением беременности появляется реальное ролевое поведение, и все компоненты материнства (родительские установки, социальные ожидания, представления о себе в роли матери и о своем ребенке и другие) конкретизируются и уточняются во взаимодействии с собственным ребенком. Именно этот этап можно назвать собственно этапом принятия роли матери. На данном этапе
Il6
онтогенетического развития материнской сферы женщины офор -мляется структура социальной роли, все ее компоненты приходят в согласование, образуя сложную интрапсихическую систему установок, ценностей, ожиданий, реализующихся впоследствии в ин -дивидуальном стиле родительства. Кроме того, этот этап сопровождается обострением внутренних конфликтов личности женщины.
Таким образом, этап принятия роли матери можно определить как особый период в онтогенезе материнской сферы личности женщины, который характеризуется рядом особенностей:
1) появление реального ролевого поведения;
2) согласование родительских установок женщины, ее представлений о себе как матери, социальных ожиданий окружающих;
3) перестройка ролевого веера личности;
4) появление или актуализация потребности в материнстве, перестройкой личностных смыслов.
Переход к родительству (рождение первого ребенка) многие авторы считают одним из основных периодов в семейном цикле. Иногда это событие называют образованием собственной семьи (В.И.Зацепин, 1991).
Феноменология этого этапа необыкновенно сложна и многооб -разна. В перинатальной психологии и психологии материнства существуют разные варианты периодизации данного этапа. Например, стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период (В. И. Брутман, 2000; Г. Г. Филиппова, 2002).
В чем состоит кризисность этого этапа? С какими трудностями сталкивается женщина, принимая новую социальную роль? Носят ли эти трудности и стрессы нормативный характер?
Переход к родительству и этап принятия роли матери являются важными жизненными событиями и сопряжены как с ролевым напряжением, так и с увеличением ежедневных жизненных трудностей.
Г. И. Маккубин и Дж. Патерн (1982) считают, что жизненное событие — это стрессор, влияющий на семью как целое, ее часть или ее членов, который может повлечь перемены, касающиеся разных сфер жизни: психологического климата, границ, целей и ценностей, способов взаимодействия. Появление первого ребенка — одна из са-мыхрезких перемен вжизни человека. По мнению А. Росси (A. Rossi, 1968), рождение первенца — важнейший фактор перехода от юнос-
117
ти к взрослости, особенно для женщин. Многие другие жизненные перемены, такие как замужество, потеря работы и прочее, носят обратимый характер, а это явление (родительство) — необратимо.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь