|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61004
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке е не заставит их растаять, как облака, но все же они не будут больше казаться такими плотными, как раньше. Этот способ позволяет человеку развеять впечатление о кажущейся силе негативных эмоций. Это противоядие — постижение пустоты их природы — воздействует на все
эмоции, поскольку, несмотря на разнообразие их проявлений, они одинаковы в том смысле, что не наполнены весомым содержанием. Последний (и самый рискованный) способ заключается в том, чтобы трансформировать негативные эмоции, используя их в качестве катализаторов для быстрого освобождения от негативного влияния. Примерно так же действует человек, который упал в море и использует выталкивающую силу воды для того, чтобы плыть вперед и добраться до берега. Эти методы иногда сравнивают с тремя способами избавления от ядовитого растения. Можно аккуратно выкорчевать растение и полностью удалить его из земли. Это соответствует применению противоядий. Второй вариант — облить растение кипятком. Это можно сравнить с медитацией о пустоте. Третья возможность — привести самца павлина, которому традиционно приписывают способность питаться ядовитыми веществами. Павлин придет и съест растение. В результате павлин не только не отравится — его оперение станет еще красивее. Такой вариант соответствует практике использования и трансформирования эмоций как средству укрепления духовной силы. Однако последний метод таит в себе большой риск. Он хорош только для павлина — для животных меньшего размера он чреват серьезными неприятностями! Во всех трех случаях результат одинаков: мы достигаем общей цели — перестаем быть рабами негативных эмоций и становимся на путь свободы. И в этом случае совсем не важно, какой из методов лучше остальных. Они все подобны ключам. Назначение ключа в том, чтобы открывать дверь. До тех пор, пока наш ключ будет открывать эту дверь, нам будет все равно, сделан он из железа, серебра или золота. На обычном языке это означает, что метод, который оказывается самым эффек тивным средством внутренней трансформации конкретного человека, следует считать самым подходящим и применять именно его. Однако не следует забывать, что последний из них при всей его кажущейся соблазнительности можно сравнить с попыткой схватить бриллиант, который находится на голове у змеи. Если человек, пытающийся использовать эмоции в качестве катализатора, не сумеет их должным образом трансформировать, а вместо этого продолжит обращаться с ними в обычной для себя манере, он рискует поработить себя сильнее чем когда-либо!» До, во время или после? Затем Маттье перешел к родственной теме — выбору времени для борьбы с деструктивными эмоциями. Когда лучше бороться с ними: после, во время или до их появления? «Первый вариант — после их появления — это подход новичка, потому что обычно мы осознаем негативные или деструктивные аспекты каких-либо эмоций только после того, как сталкиваемся с ними. Затем мы задействуем рассудок, чтобы изучить их последствия, — например, понять, что сильная вспышка ненависти, которая заставляет нас считать кого-то исчадием ада, может принести много страданий другим и определенно не сделает нас самих счастливее. Такой способ дает нам возможность отличить эмоции, которые приносят счастье, от тех, которые вызывают страдания. В результате нам становится ясно, что в следующий раз, когда такие эмоции попытаются проявить себя, им не следует давать волю. Когда мы приобретаем определенный опыт в этой практике, следующим шагом становится преодоление эмоций во время их появления. Секрет успеха этого метода заключается в том, чтобы освободиться от эмоций в момент, когда они только начинают набирать силу, таким образом лишив их возможности запустить цепную реакцию мыслей, которые отравляют ум и завладевают им, принуждая нас действовать — например, причинять кому-то вред. Для этого нам нужно оценить только что родившуюся мысль таким образом, как я уже говорил выше, и спросить себя, есть ли у нее форма, место обитания, цвет и так далее, чтобы в результате сделать открытие, что ее истинной природой является пустота. После того как мы овладеем этой методикой, мысли и эмоции будут приходить и уходить, не порождая длинной цепи вредных мыслей — подобно пролетающей по небу птице, которая не оставляет после себя следа, или рисунку на воде — не успеваете вы провести линию, как она исчезает. Разумеется, эта методика требует длительной практики, но при надлежащей тренировке она, несомненно, может стать совершенно естественной реакцией. „Медитация" в переводе с тибетского означает „освоение". Практикуясь, мы осваиваем этот способ наблюдения за тем, как приходят и уходят мысли. Со временем к этому привыкаешь. Затем, когда вы уже приобретете достаточный опыт, придет время финального этапа: еще до появления эмоции вы будете готовы сделать так, чтобы она не проявила своей обычной неодолимой, порабощающей силы. Этот этап связан с реализацией — состоянием законченной трансформации, в котором эмоции появляются в значительно ослабленном виде. Приведу один тривиальный пример: если у вас в желудке скопились газы, их трудно все время сдерживать — так можно причинить себе боль. Но выпускать газы по мере их накопления — это дурной тон. Как сдерживание, так и высвобождение газов — это не лучший выход из положения. Поэтому проблему следует решить таким 6 Зак. 581 образом, чтобы вам не пришлось ни портить воздух', ни терпеть! В случае с эмоциями все обстоит примерно так же. При обретении определенного опыта ум медитатора пронизывается милосердием. Оно становится второй натурой, и поэтому ненависть изгоняется из потока разума, исключая саму возможность сознательного причинения вреда другим людям. Ненависть больше вас не тревожит — так что вам нечего подавлять. Такой результат равнозначен сдаче выпускного экзамена по духовной практике». Глубокое удовлетворение «Кое-кто может решить, что человек, освободившийся от эмоций, становится инертным и равнодушным, как бревно. Но это вовсе не так. Освобожденный ум приобретает сияющую ясность. Мудрец, пребывающий в полном умиротворении и свободный от раздражающих эмоций, гораздо острее чувствует чужое счастье и страдания, которых не замечают те, чей ум находится в смущении и замешательстве. В отличие от них мудрец, пребывающий в полном умиротворении и свободный от этих раздражающих эмоций, чувствителен к чужим страданиям и связывает их с законом причины и следствия; он ощущает их так же явственно, как соринку в своем глазу. У него гораздо больше здравого смысла и сильнее развита способность к состраданию. Кто-то скажет: сдерживание эмоций может привести к психическому расстройству. Но эмоции можно выражать множеством различных способов. Например, гнев можно выказать, не позволяя ему проявиться в виде ярости и оскорблений; для этого нужно просто заставить его побороться с вашим собственным интеллектом. Нам не нужно подавлять эмоции. Мы можем перевести их в русло диалога с нашим интеллектом, используя их для исследования природы нашего ума, наблюдая за тем, как они добровольно склоняются перед нами и не оставляют семян для своего появления в будущем. Непосредственным результатом этой победы становится избавление от вредных последствий ненависти, а долгосрочным — устранение причин для проявления эмоций в такой неистовой форме. Последний вопрос: можно ли полностью избавиться от негативных эмоций? Ответ на него непосредственно связан со степенью мудрости и свободы. Если мы считаем, что деструктивные эмоции ограничивают нашу внутреннюю свободу и оказывают негативное влияние на наши суждения, то по мере нашего освобождения от них эти эмоции постепенно будут терять силу над нами. У нас появится больше свободы, мы будем чувствовать себя более счастливыми. Кстати, следует отличать счастье от удовольствия. Счастье мы понимаем как глубокое удовлетворение от самореализации, которое сопровождается ощущением умиротворения. Удовольствие зависит от места, обстоятельств и объекта, доставляющего приятные ощущения. Человек может получать удовольствие в какой-то момент жизни и не получать в другой. Удовольствие — штука переменчивая. То, что доставляет удовольствие в определенный момент, вскоре может породить безразличие, а затем неудовлетворенность и страдание. Удовольствие истощает себя в процессе наслаждения им, так же как свеча, которая исчезает, сгорая. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|