|
Бакленд Рэймонд. Цыгане. Тайны жизни и традиции.Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 16112
Автор: Бакленд Рэймонд.
Название: Цыгане. Тайны жизни и традиции. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Шалаш‑бендер
Шалаш‑бендер для цыганской шувани — всё равно что вигвам для индейской целительницы или индейского колдуна. Это место, в котором концентрируется энергия. Это также убежище от злых духов и, при определённом освящении, от внешних сил природы. Его могут использовать для действ, подобных шаманскому путешествию, или как уединённое место для занятий колдовством и магией. Часто, когда предстоит выполнить какой‑то особенный обряд, шувани уходит из лагеря и на несколько дней ставит себе бендер на поляне в лесу. По окончании действа она вновь присоединяется к племени. Соорудить небольшой бендер несложно, как можно понять по рисункам. Срежьте дюжину гибких ветвей длиной около 3,5 метра. Лучше всего брать ветви орешника, но годятся и другие. Воткните десять ветвей одним концом в землю, расставив их в два ряда, по пять, с интервалом 60 сантиметров. Сделайте деревянную планку (длина планки — около 3 м, ширина — 5 см, высота ‑10 см) и просверлите в ней пять пар отверстий с одинаковыми интервалами по всей длине. Затем пропустите верхние концы прутьев через отверстия на планке. Оставшиеся два прута воткните с одной стороны «коридора» (это будет закрытая сторона бендера), согните над ближайшей к ним парой прутьев и пропустите под следующей парой. У вас получился каркас. Теперь накройте его кусками брезента или старыми одеялами. Для соединения одеял и для прикрепления их к крайним прутьям сделайте в них парные прорези и проденьте туда деревянные колышки, как показано на рисунке. Шалаши могут различаться по размеру, в зависимости от длины прутьев. При желании к такому шалашу можно приспособить откидную полотняную дверь. Если шувани занимается колдовством в своём бендере, расположенном в «атчин‑тане», то есть непосредственно в лагере, и не желает, чтобы её беспокоили, она вешает у входа голубую ткань. Доска В своей книге «Тайны цыганских гаданий» (1988) я описал метод, при котором нужно вращать обычный кухонный нож на обычной разделочной доске. Приведу цитату: «Для этого используется обычный кухонный нож. Его кладут в центр доски. По краям доски раскладывают бумажки… на которых написаны возможные ответы». Чаще всего ответы бывают следующими: • да; • нет; • нужно потерпеть; • бойтесь ложных друзей; • впереди хорошая весть; • долгожданное письмо; • успех в делах; • нежданный гость; • любовь; • слёзы сменятся радостью; • вести издалека; • новый поклонник; • неожиданная встреча; • дорога; • важное письмо. Нужно сосредоточиться на вопросе, затем придать ножу вращение. Это делают три раза, получая три ответа. Среди них (необязательно первым) будет ответ на поставленный вопрос, а другие два будут дополнительными сообщениями, связанными или не связанными с изначальным вопросом. Хотя таким способом гадания пользуются многие цыгане, даже дети, его не чуждаются и шувани. Разница заключается в том, что «рядовые» кочевники берут старые разделочные доски, тогда как шувани пользуются досками, изготовленными специально для гадания. Когда‑то, возможно, и они были обычными кухонными досками, но теперь их бережно заворачивают в ткань, ответы не пишутся на бумажках, а вырезаются прямо на краях доски. Доска для гадания. Фото Р. Бакленда Центр лагеря — «яг», то есть огонь, костёр. Далее я поведаю вам очаровательную цыганскую легенду о том, как этот народ получил огонь. Её рассказал мне мой дед. Легенда о том, как цыгане получили огонь Было время, когда боги думали, что огонь слишком опасен для людей. Цыганам в те дни «джал а дром» (странствовать по дорогам) было приятно только летом, зимой же приходилось очень тяжело. Однажды племя цыган сидело на камнях посреди атчин‑тана и наслаждалось тёплым днём. Пуридаи посмотрела на солнце и сказала: — Если бы у нас был хотя бы его кусочек, нам было бы тепло всю зиму. Тут заговорил юный Бокка, он был младшим сыном изготовителя повозок: — Я пойду и попрошу у богов кусочек солнца. Его старшие «пралы» (братья) рассмеялись, но пуридаи серьёзно кивнула. — Это было бы неплохо, — сказала она. Мальчик взял немного еды, которую приготовила его мать, и отправился в дорогу. Он шёл по холмам и долинам, пересекал реки и ручьи, леса и поля. Однажды он проходил мимо старого сарая, стоявшего на краю крестьянского поля, и из этого сарая донёсся тоненький голосок. — Помоги мне, помоги! Бокка остановился и заглянул в сарай. В нём хранились зерно и орехи, занимавшие почти всё помещение, но перед дверью было расставлено несколько ловушек. В одной из них оказалась большая чёрная крыса. Бокка, конечно же, не знал, что это была не простая крыса, а король всех крыс. — Ты звала меня? — спросил мальчик крысу. Король крыс кивнул. — Я попал в ловушку, поставленную крестьянином, — — сказал он. — Ты цыган, ты знаешь, что значит быть свободным. Разве тебе бы понравилось оказаться в ловушке? — Не понравилось бы, — ответил Бокка. — Но я бы не дал себя поймать. — Он посмотрел на большую кучу зёрна и орехов и спросил: — Ты хотел взять зерно крестьянина? — Тут его хватит для всех, — ответил король крыс. — Зерно общее. Боги дали его нам всем. Крестьянин не должен жадничать и лишать меня моей крохотной доли. — Согласен, — сказал Бокка, опустился на колени и быстро открыл ловушку. Король крыс оказался на свободе. — Благодарю тебя, — произнёс он. — Меня зовут Яг. Я теперь навсегда твой должник. Позволь мне сидеть на твоём плече и сопровождать тебя, ведь я могу оказаться полезным. Бокка посадил крысу на плечо, и они пошли дальше. По дороге мальчик рассказал о цели своего путешествия: он должен найти богов и попросить у них кусочек солнца. Яг в ответ поклялся, что поможет ему. После долгих поисков Бокка однажды поздним вечером разыскал атчин‑тан богов. Их яркие, разноцветные вардо стояли по краям большой лесной поляны. Боги сидели по кругу за весёлой трапезой. А в центре круга Бокка увидел кусок солнца. Он лежал на земле, распространяя свет и тепло. Боги поставили на него котёл с кипящей водой, над ним также держали длинные вертела с «суши» (кроликами) и «хотчи‑витчи» (ежами). От аппетитного запаха рот Бокки наполнился слюной. Приятное тепло он чувствовал даже на краю поляны, за деревьями. — Я должен попросить богов дать мне немного солнца и отнести его домой, к своему племени, — сказал он Ягу. Тот рассмеялся: Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|