|
Алексеев А. В. Воля к превосходству.Категория: Психология, Философия | Просмотров: 20731
Автор: Алексеев А. В.
Название: Воля к превосходству. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 16
Воля к превосходству — стержневое начало, которое пронизывает человеческое существование; она то, что провозглашает во имя чего, то есть полагает цели. Какое особое значение она принимает на уровне государства, где без политической воли и камень не столкнуть! Воля человека к созданию семьи, к получению образования, к карьере — это то, что является стержнем жизни человека, это то, что упорядочивает явления, что нанизывает их в стремление к определенной цели, то, что отметает несущественное, что сосредотачивает человека. Для человека необходимо быть носителем такой стержневой идеи, если ее нет, то жизнь превращается в хаос, в то, что плавает и булькает на поверхности. 17 Воля к превосходству сама по себе не является ни доброй, ни злой, она может служить разным целям, но всегда она утверждает себя как противостояние! Примечание. Характерны в этом отношении стихи Михаила Кузьмина: «Если б я был древним полководцем, покорил бы я Эфиопию и персов, свергнул бы я фараона, построил бы себе пирамиду выше Хеопса, и стал бы славнее всех живущих в Египте! Если б я был ловким вором, обокрал бы я гробницу Менкаура, продал бы камни александрийским евреям, накупил бы земель и мельниц, и стал бы богаче всех живущих в Египте. Если б я был вторым Антиноем, утопившимся в священном Ниле, - я бы всех сводил с ума красотою, при жизни мне были б воздвигнуты храмы, и стал бы сильнее всех живущих в Египте. Если б я был мудрецом великим, прожил бы я все свои деньги отказался бы от мест и занятий, сторожил бы чужие огороды - и стал бы свободней всех живущих в Египте. Если б я был твоим рабом последним, сидел бы я в подземельи и видел бы раз в год или в два года золотой узор твоих сандалий, когда ты случайно мимо темниц проходишь, и стал бы счастливей всех живущих в Египте». Примечание. Никогда не задумывались, почему люди, противореча, казалось бы основам добродетели гордятся и с некоторой завистью смотрят на самых известных преступников, удачливых крупных мошенниках, воинов, самых сильных и хищных зверей, самых ядовитых пауков и змей. Они готовы признать зло, только, чтобы оно было выдающимся. С некоторым затаенным страхом и восторгом смотрят они на него. Радость же закона и справедливости заключается в том, чтобы восторжествовать над высшим злом. (Некоторым мелким жуликам, кичящимся своим ремеслом, хотелось бы сказать: пусть гордится «дерьмо», что в него наступил человек). Примечание. Ницше: «Не за то я был пригвожден к древу мучений, что я знал, что человек зол, - но за то, что я кричал, как никто еще не кричал: «Ах, его самое злое так ничтожно! Ах, его самое лучшее так ничтожно!» 17.1 Человек сообразно своему внутреннему чувству определяет для себя прекрасное; прекрасное влечет к себе человеческий дух. Но неотъемлемым атрибутом прекрасного является элемент превосходства; он необходим, — если нет, — то прекрасное перестает быть прекрасным и низводится до обыденности в своем роде. Таким образом, стремление духа к прекрасному есть стремление духа отчасти к превосходному. Элемент возвышенности присущ красоте, будь то красота в малом — в этом случае малое, например, сосновая иголка, возвышается в глазах человека. Таким образом, возвышенность всегда присуще прекрасному и может быть объективно и/или субъективно обусловленной. Красота, совершенство, гармония есть не что иное, как лики превосходства. Вот как, к примеру, совершенство определяет Козельский: «Совершенство вещи полагаю я в том, когда у ней все свойства состоят в превосходной степени, а противное сему называю я несовершенством», и далее: «Совершенство всякой вещи состоит в достижении ее свойств до высшей степени, а свойства в нас могут быть хороши и худы; и таким образом, совершенство может быть как в доброте, так и в худобе». То есть совершенство этически нейтрально, с чем трудно не согласиться; ибо и злодей может достигнуть совершенства в своем ремесле. Как мы видим без слов «превосходство, высочайшее» никак не обойтись при определении совершенства; ибо превосходство светится в сущности всякого совершенного. Таким образом, утверждая идею бытия в стремлении к совершенству, в воле к превосходству, мы говорим о этически нейтральной идеи, которая может облекаться как в добро, так и во зло. Ценности добра и зла здесь выступают лишь как идеи, направляющие волю к превосходству. Отметим также, что значение бытия представляет его качество, ибо бытие есть бытие качеств, и существенным элементом всякого качества является сравнительная форма превосходства; то есть понятие «превосходства» как общности пронизывает бытие в каждом качестве; ибо всякому качеству можно найти шкалу сравнения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|