При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном (от франц. fond – дно, основание). В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета -– цветовые и пространственные характеристики объекта оцениваются относительно фона. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственной фигуры. При этом происходит периодическое колебание внимания – возникает его флуктация (рис. 63). При совпадении контуров обоих объектов возникают так называемые двойственные фигуры (рис. 64).
Рис.64. На совпадении контуров объектов основан прием создания двойственных фигур. Однако лицо человека здесь доминирует – избирательно выделяется в силу значимости этого объекта.
Четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. С различения контура объекта и начинается процесс восприятия, лишь после этого различаются его форма и структура. Рельеф и объемность предметов, глубина пространства воспринимаются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпадающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект (рис. 65).* *Американским, нейрофизиологом Дж. Питтигрю открыты корковые нейроны диспаратности (от лат. disparatis – раздельный). У этих нейронов имеются два рецептивных поля – они возбуждаются только тогда, когда изображение попадает сразу на оба поля. Это объясняет тот факт, что при восприятии объекта и одним глазом возникает эффект стереоскопичности.
Рис. 65. Стереоскопичность зрительного восприятия. Рельефность, объемность, глубина отражаются благодаря бинокулярному зрению – зрению двумя глазами. Вверху –восприятие объекта одним левым и одним правым глазом. Внизу – объект, видимый двумя глазами.
Удаленность предметов воспринимается также за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна (выпуклость) его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией. По аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до б м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения (дивергентности и конвергентности) зрительных осей (рис. 67). Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет сравнение его угловых размеров с размерами знакомых предметов (рис. 66). Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей). Расстояние, с которого опознаются объекты, называется пространственным порогом различения (табл. 6, 7).
Таблица 6 Пространственные пороги различения отдельных объектов
Объекты Пространственные пороги восприятия
Заводская труба, башня, колокольня 15–20 км
Многоэтажный дом 8–10 км
Одноэтажный дом 5 км
Окно дома, отдельное дерево, автомобиль 3 км
Переплет рам 400м
Труба на крыше дома, мотоцикл 2 км
Телеграфные столбы 1 км
Форма листьев на деревьях 100 м
Таблица 7 Пространственные пороги различения элементов внешности человека
Элементы внешности и динамические проявления человека Пространственные пороги восприятия
Выделение фигуры человека Движение рук и ног Голова, плечи, овал лица, кисти рук Черты лица, детали одежды Нос, пальцы, глаза Морщины на лице 2000м 700м 300м 100м 60м 2м
Для восприятия удаленности предметов существенное значение имеют не только аккомодация хрусталика и взаиморасположение зрительных осей, но и линейная и воздушная перспективы. Удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпадением отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка воздуха. Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности. Определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (рис. 68).
Рис. 66. Линейные и угловые размеры объекта.
Угловой размер объекта определяется углом между линиями от краев объекта до глаза. При сохранении одних и тех же линейных размеров угловые размеры объектов меняются в зависимости от их удаленности от наблюдателя. Наилучшее различение объектов происходит тогда, когда их угловой размер равен 5°. При этом изображение объекта попадает на центральную часть сетчатки – фовеа.
Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза*. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение глаза и головы, а также парное движение глаз (рис. 69).
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.