Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27928

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Экспериментально было подсчитано, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации. На деле получается совсем не так просто: «Я сказал то, что хотел, он понял то, что я сказал». И «Я могу сказать не так и не то, что хотел, и вы поймете совсем не то, что я хотел вам передать». Потери составляют 70-80%, если учесть к тому же, что «помогает» потерять информацию и память.
Поэтому хороший слушатель — это всегда доброжелательный, внимательный к своему собеседнику, к его речи, и прежде всего к содержанию речи, а не ее внешним особенностям, умеющий понимать подтекст и чужую точку зрения, активно поддерживающий говорящего выражением своего лица, мимикой, своей речью, не перебивающий собеседника и не торопящийся навесить на него ярлык. Попробуйте вспомнить, охотно ли разговаривают с вами, а также, кто больше говорит во время разговора — вы, ваш собеседник или примерно оба поровну.
Однако самый показательный для речи вид — это говорение, или «порождение речевого высказывания». В этом виде активной речи с ориентацией на слуховую модальность проявляются многие, если не все, индивидуально-психологические и личностные особенности говорящего. Это настолько важный вид речи, что есть даже выражение, бытующее в среде бизнесменов: твоя речь — твоя судьба. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе со слушанием (аудированием) на три четверти представляет собой весь речевой процесс.
С психофизиологической стороны отмечаются, как было указано раньше, скорость и четкость артикуляции, сила и глубина голоса, частотно-высотные свойства речи и различные виды модуляции. Есть достаточно много интересных работ, связывающих эти характеристики с различными эмоциональными состояниями говорящего, его социальным статусом, характерологическими особенностями и профессиональными занятиями. Например, человек, говорящий всегда тихо, обычно отличается робостью, неуверенностью в себе, даже трусливостью, интровертированностью. Речь флегматика обычно всегда замедленная, в отличие от поспешной речи сангвиника. В речи, по данным радиоопросов, хорошо распознаются профессии актера, судьи, священника. Менторским тоном зачастую характеризуется речь педагогов, особенно школьных.
Очень важна активная речь — говорение — с точки зрения выполнения интеллектуальной функции. Это — умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны собеседнику, делать паузы для обдумывания, проверять, хорошо ли вас поняли. Вдобавок к всему вы не высокомерны, дружелюбны по отношению к собеседнику, не избегаете его взгляда в разговоре. Проверьте, насколько охотно вас слушают в гостях, когда собирается 5-6 человек. Если вас вообще не слушают и вы редко являетесь инициатором разговора, задайте себе вопрос о том, так ли вы говорите.
В диалогической речи очень важно чувствовать собеседника, стараться поровну делить с ним разговор и вообще вести его для того, чтобы решить какую-то проблему, обменяться мнениями, помочь друг другу.
Речь — продукт социального развития, она необходима для общения, но одно дело — общаться со своим знакомым, другое — с малознакомыми людьми и тем более — выступать перед большим обществом (так называемая публичная речь).
При разговоре с малознакомыми людьми и в официальных условиях, например, при разговоре начальника с подчиненным, надо стремиться сохранять вежливость, корректность, дружелюбие, во избежание конфликтов — применять лингвистическую «косметику», сглаживая слишком острые углы и избегая ненужных обобщений и язвительных выпадов (типа «Вы никогда не отличались особым умом» или «Что-что, а завалить дело вам всегда удается лучше других»). Запомните, что такие реплики, особенно из уст начальника, очень быстро помогут вам нажить врагов. Нелицеприятный разговор ведите только с глазу на глаз. Зато не упускайте возможности как можно шире распространить хвалебный отзыв. Хвалите в присутствии других людей, а еще лучше — когда самого «виновника» в это время не будет рядом, ему обязательно передадут и не один раз.
В инструкции для руководителей заводов Форда говорится: «Терпение и вежливость — краеугольные камни работы руководителя. Терпение и вежливость!»
Большим затруднением для многих оказывается публичная речь, которая требует от выступающего большой сосредоточенности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, профессиональной компетентности. Карнеги считает, что именно публичная речь — основное средство карьеры и самоутверждения. Неудачи в публичных выступлениях, особенно систематические, могут поселить в Вас чувство неполноценности, тревогу и страх. Всего этого можно благополучно избежать, если с помощью постоянных тренировок приучить себя к контакту с аудиторией. В преодолении страхов помогает аутотренинг, самоубеждение в том, что в профессиональном плане Вы хорошо владеете материалом, может быть, даже лучше всех в аудитории.
Старайтесь поддерживать зрительный контакт с аудиторией, вводите в речь элементы, привлекающие внимание: интересные и доступные примеры, шутки, небольшие отступления (типа своих личных впечатлений), но главное — держите логику мысли. Очень важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления. От этого зависит, будут ли вас слушать дальше или сразу же поставят на вас крест. Ни в коем случае не демонстрируйте свои слабости: не извиняйтесь заранее за свою некомпетентность или плохую речь, эти извинения обернутся против вас. Старайтесь подключать паралингвистические признаки: позу (не стойте, как истукан и не качайтесь, как маятник), жестикуляцию (она должна быть умеренной и только выше пояса), взгляд (не упирайтесь им в потолок или в конспект). Корректность и культура внешнего облика — тоже настраивают аудиторию в вашу пользу. Никогда не приводите себя в порядок перед слушателями, это создает неловкость для всех (не причесывайтесь, не расстегивайтесь и не застегивайтесь, не поправляйте галстук и пр.). Естественность и непринужденность вовсе не тождественны бесцеремонности. Четко держите хронометраж и используйте каждую минуту отпущенного времени. Конечно, ваша речь должна быть достаточно громкой и четкой. Все это составляет предмет специальной науки — риторики, которая, к сожалению, не включается в программу обучения.
Из зрительных модальностей речи более распространена пассивная форма — чтение. Естественно, чтение может быть разным — от легкого до профессионального на родном и иностранных языках. С возрастанием трудности текста усиливаются умственные затраты, эмоциональные нагрузки.
Очень важными показателями эффективности чтения являются скорость и усвоение прочитанного материала. Скорость чтения рассчитывается по количеству прочитанных слов в минуту и может быть низкой — 200, средней — 250-300, быстрой — 300-450, и сверхбыстрой — 650 слов/мин. Конечно, надо стараться развивать у себя навыки быстрого чтения, так как они позволят быстрее усваивать информацию, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Можно порекомендовать ряд технических приемов, способствующих ускорению чтения: читать не каждое слово, а сразу все предложение и вообще стараться схватить взглядом как можно больше текстового материала, не проговаривать читаемые слова, на это уходит время, стараться не возвращаться взглядом к прочитанному, регрессии тоже требуют времени. Вообще, при скоростном чтении глаза не переходят от строчки к строчке, а держатся посередине страницы с небольшими отклонениями влево и вправо.
Конечно, большую роль играет практика, поэтому надо сделать своей постоянной привычкой чтение как профессиональной литературы, так и газет, журналов, в том числе на иностранных языках.
Очень интересные исследования проводят сейчас в библиотеках, анализируя, какую литературу предпочитают читать разные читатели: по выбору литературы можно судить о направленности интересов, интеллектуальных особенностях, способах адаптации к жизни. Так, например, по последним исследованиям, очень популярными являются литературные произведения типа «женских романов», так как они позволяют уйти от непонятной и тревожной действительности, окунуться в мир гармонии и финансового благополучия. Это — своего рода бегство от действительности как способ психологической защиты.
Чтение литературы, особенно профессиональной, предполагает запоминание прочитанного, и лучший мнемонический способ для этого — конспектирование.
Культура конспектирования, как и культура чтения, состоит прежде всего в отказе от поэлементного, пословного или пофразового конспектирования, что не только невозможно чисто физически (скорость письма во много раз меньше скорости мысли), но и неэффективно. Записывать надо ведущие аргументы и суждения, можно использовать при этом сокращенные способы, подобные принятым в стенографии. При конспектировании надо всегда оставлять пространство, например, поля для синхронного или последующего рецензирования прочитанного, для своих замечаний. Очень помогают при последующей работе над конспектом «цветные» выделения наиболее важных положений, обведение их рамочкой, подчеркивание и т. п.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Психология запахов
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Пекова Александра Викторовна. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Ибрагимова Ирина Петровна. «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»
  • Кичесова Наталья Владимировна. Сенсорика в группе раннего возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Имаго; Imago
  • Тагачакова Надежда Анатольевна. Конспект занятия 'Наши помощники — органы чувств'
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Психология восприятия цвета
  • Гадание по дате рождения
  • Галина Васильевна Смирнова. Развивающие тренажёры
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Образ; Image; Bild
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Шатова Марина. Конспект НОД 'Наши помощники-органы чувств' средний дошкольный возраста
  • Секреты заговоров
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Любовь Кошелкина. Сенсорно-моторное полотно в коррекционной группе
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Еваника Данилкина. Архетипы в символике ТАРО
  • Иризбаева Ирина Александровна. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с использованием методов сенсорной интеграции
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Запах страха и тревоги
  • К чему снится ссора?
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Преснецова Людмила Вячеславовна, Иванова Марина Витальевна. Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь