|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54493
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Высшим уровнем развития саморегуляции и самоуправления
следует считать самовоспитание, самосовершенствование. Психо- логи, изучавшие проблему самовоспитания, показали природу этого феномена, разработали программы, предложили способы работы тем, кто решит заняться самовоспитанием. В ходе работы над темой студентам следует убедиться в том, что воспитательное воздействие тогда ценно, когда ученик вычле- нит из него и «присвоит» способ регуляции, превратив его в способ саморегуляции. Здесь уместно напомнить студентам о понятии «интериоризация», с которым они познакомились при изучении курса общей психологии; показать своеобразие интериоризации в формировании личностных свойств и системы самоуправления. Самовоспитание, самосовершенствование выступают высшим ре- зультатом интериоризации. Важным вопросом, подлежащим рассмотрению на практиче- ских занятиях, является вопрос о количественной и качественной неравномерности в формировании личности ребенка. Психологами доказано, что свойства личности не формируются одновременно с одинаковой полнотой: одни из них «забегают» вперед, другие отстают. Как показывают исследования, отдельные свойства лич- ности набирают темп уже в раннем детстве; другие, напротив, лишь намечаются и сохраняются в своеобразном латентном состо- янии, делая затем, в подходящих условиях, скачок. При этом некоторые свойства привязаны к тому или иному возрастному периоду. Так, согласно исследованию Б. Г. Ананьева, у детей 159 прежде всего формируются коммуникативные свойства, что связа- но с неотъемлемой стороной жизнедеятельности — общением ре- бенка со взрослыми. Неравномерность развития свойств личности и черт характера особенно отчетливо наблюдается у подростков. Не случайно этот период именуется временем бурь и противоречий. Например, у одного и того же подростка можно наблюдать отчужденность, охлаждение отношений с родителями, постепенный выход из-под их опеки и одновременно сближение со сверстниками, укрепление дружеских отношений; настойчивость в спорте и полное отсутст- « вие ее в школьных учебных делах и т. д. Непоследовательность в проявлении характерологических и личностных черт создает ту неустойчивость и противоречивость личности в целом, с которой имеет дело воспитатель, да и сам подросток. Может возникнуть вопрос: существует ли в развитии личности период, когда черты характера согласовываются, «подгоняются» друг к другу? Такое согласование наступает в более поздние пе- риоды — в старшем юношеском возрасте. Однако не исключены и такие случаи, когда противоречивость личности сохраняется на долгие годы, а порой и на всю жизнь. В тесной связи с вопросом о неравномерности формирования личности находится проблема устойчивости личности. Ее целесо- образно рассмотреть с точки зрения формирования и реализации Ы мотивации школьника (индивидуальной и коллективистической), а также проявления конформизма. Устойчивость личности рас- сматривается в двух аспектах: устойчивость как способность че- ловека сохранять свои личные позиции и противостоять воздейст- виям, противоречащим его личным установкам; устойчивость личности как способность человека реализовывать свои личност- ные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение. Первый аспект называют оборонительным, второй — наступатель- ным (В. Э. Чудновский). Устойчивость личности обусловлена содержанием мотивации и целей, а также степенью сформированности конкретных личност- ных свойств. На занятиях по теме внимание студентов должно быть обра- щено наупроблему общения и межличностных отношений школь- ников в учебных и иных группах и коллективах. Известно, что общение играет значительную роль в становлении и формировании личности. В общении складывается и проявляется статус личнос- ти, положение в межличностных отношениях. В свою очередь статус является одним из источников формирования самооценки. В этом случае оценка одноклассниками учебной деятельности, по- ведения, манеры общения и других проявлений школьника фикси- руется в сознании последнего, превращаясь в самооценку. Оценка и самооценка создают своеобразный эмоциональный микроклимат ученика — благополучный или неблагополучный. На занятии сле- дует напомнить студентам о социометрии как наиболее оператив- 160 ном методическом приеме изучения межличностных отношений и статуса школьников. В работе над темой следует остановиться на психологических предпосылках формирования материалистического мировоззрения и морального воспитания учащихся. Формирование материалисти- ческого мировоззрения—сложный и длительный процесс. Он не ограничивается созданием и закреплением частного психологиче- ского механизма, умственного или моторного действия. Мировоз- зрение—это сложноструктурное образование, состоящее из «ин- теллектуального», «личностного» и «практического» компонентов. Интеллектуальный компонент—запас знаний и умение их приме- нять; личностный — отношение, мотивация, моральная направлен- ность; практический—реализация знаний в практической деятель- ности, собственном поведении'. Каждый из компонентов мировоззрения несет определенную нагрузку и в ходе воспитания и формирования мировоззрения должен быть «отработан», закреплен в сознании школьника. В то же время все компоненты взаимосвязаны. С вопросом о формировании материалистического мировоззре- ния тесно связан вопрос о психологических предпосылках нравст- венного воспитания. Можно считать, что психологические механиз- мы нравственного становления личности в известной мере совпа- дают с механизмами становления мировоззрения. В становлении нравственной стороны личности школьника, как и при формировании мировоззрения, на первый план выступают знания нравственных норм, правил, традиций, обычаев. В созна- нии школьника они существуют в понятиях и представлениях. «Личностным» компонентом нравственной стороны школьника является эмоциональность, переживание. Оно придает своеобраз- ный колорит знаниям нравственных категорий, делает их более стойкими. Поэтому соединить в ходе воспитания знание и пере- живание—это значит решить вопрос о мотивации морального поведения, а также способствовать моральной оценке поведения окружающих. Третьим компонентом нравственной характеристики ученика следует считать поведение, которое в конечном счете определяет нравственный облик личности. В поведении получает реализацию мотивационная сфера, нравственное сознание. Наиболее полно и отчетливо нравственность личности выражается в поступках. По- ступок—действие (или бездействие) человека, подлежащее оцен- ке с позиции норм морали. Серия поступков в разных ситуациях и создает нравственный облик. Воспитание школьника предпола- гает выработку у него потребности в поведении (поступках), наполненных во всех частях (от мотива до исполнения) нравст- венным содержанием и переживанием. Ранее было сказано о деятельном опосредовании воспитания. и ч'——————————— ~" ' См.: Проблемы формирования коммунистического мировоззрения. — Минск, 1975.—С. 170. Ч Заказ 2?68 161 В качестве самостоятельного вопроса должен быть рассмотрен производительный труд как важнейший фактор формирования социалистического типа личности. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы со всей четкостью ставится задача приобщения учащихся к трудовой дея- тельности, выработки у них производственных навыков и умений. Вместе с тем в документе отмечается исключительная роль труда в воспитании юного поколения советских людей. Разработкой теории и практики воспитания в производитель- ном труде занимаются педагогика, частные методики. Педагоги- ческая психология выясняет психологические механизмы всего комплекса трудовой деятельности, в том числе механизмы форми- рования личностных свойств в условиях производительного труда, на знании которых строится теория и практика воспитания. В педагогической психологии, а также психологии труда на- коплен значительный багаж знаний о влиянии производительного труда на выработку положительных качеств личности. На практических занятиях следует оживить в памяти студентов психологическую характеристику труда как основного вида дея- тельности, с которой они ознакомились в курсе общей психологии. Л далее целесообразно отметить, что труд в его разнообразных иидах, выраженный в профессиях, формирует некоторые общие свойства личности. Вместе с тем конкретный вид труда неизбеж- но влияет на возникновение и упрочение специфических свойств и качеств. Необходимо подчеркнуть, что в труде у учащихся фор- мируется отношение к предмету труда, к самой деятельности, приобретаются навыки общения, обращения с участниками сов- местного труда. В пределах темы необходимо рассмотреть вопрос о професси- ональном самоопределении школьников и выборе ими жизненного пути. Как правило, в педвузе этот материал выносится на спец- семинар или излагается в спецкурсе. На занятиях по возрастной и педагогической психологии для подробного и всестороннего рас- смотрения данного материала условий нет. Поэтому из обширного содержания целесообразно вычленить некоторые, наиболее суще- ственные положения. Ими, на наш взгляд, являются следующие: — социальная, государственная и личностная значимость пра- вильного выбора профессии в юношеском возрасте; — характеристика групп профессий и требования, предъявля- емые ими к человеку; — мотивы профессионального самоопределения школьников, их истоки; — склонности, способности и другие свойства личности уча- щихся, их развитие в целях профессионального самоопределения; — некоторые приемы выявления у школьников профессио- нально ценных (необходимых) свойств и качеств. Известно, что педагогические действия органически вытекают нз задач коммунистического воспитания. Они направлены на вы- работку у школьников умений, навыков, привычек, а в конечном 162 счете—на формирование личности во всей совокупности ее свойств. Педагогические действия могут быть предназначены для всех учащихся данного возраста. Это общие приемы, способы, методы воспитания. Но существуют и используются такие педагогические действия, которые применимы лишь к конкретному школьнику. И первые и вторые должны сообразоваться с уровнем воспитанности учащихся, их индивидуально-психологическими особенностями. психическим состоянием и другими факторами. ^Следует уделить внимание психологическому обоснованию наи- более распространенных видов педагогического действия: убежде- нию, приучению, поощрению, наказанию. Изучая закономерности формирования личности, психология воспитания выделяет показа- тели развития того или иного свойства и в целом личности, а сопоставление свойств каждого ребенка с этими показателями становится диагностической процедурой по определению уровня воспитанности. Отсюда возможность педагогического вывода о том, какие средства, приемы, способы следует применить к данному ребенку с целью дальнейшего воспитания или перевоспитания. Таким образом, на первом семинарском занятии целесообраз- но рассмотреть методологические проблемы психологии воспита- ния, обратив особое внимание на значение марксистско-ленинского учения о всестороннем развитии личности как основы коммуни- стического воспитания и роль психологических знаний для пост- роения теории воспитания. Следует также дать критическую оценку идеалистическим и биологизаторским концепциям, лежа- щим в основе буржуазных теорий воспитания. На втором семинарском занятии, посвященном идейной и мо- ральной устойчивости личности, следует уделить больше внимания формированию у советских школьников направленности личности и устойчивости их жизненной позиции, формированию положитель- ных свойств в общественно полезном труде, индивидуальному подходу в воспитании. Третье занятие отводится рассмотрению роли коллектива з формировании личности. На этом занятии необходимо подчеркнуть то значение, которое имеют общение и межличностные отношения в системе «учитель—ученик», «ученик—ученик» для становления и формирования личности, ее коллективистических качеств. На четвертом занятии следует рассмотреть психологические предпосылки профессионального самоопределения школьников, возможности диагностирования уровня воспитанности. Пятое занятие отводится практическому овладению студента- ми методикой определения уровня воспитанности школьников. Планы семинарских и практических занятий Первое занятие (семинарское) Методологические проблемы психологии воспитания 1. Формирование гармонично развитой, общественно активной личности—главная задача коммунистического воспитания. II* 163 2. Значение психологических знаний для построения теории воспитания. 3. Деятельность—основа формирования индивида как лич- ности. 4. Проблема управления и самоуправления воспитанием. 5. Критика идеалистических и биологизаторских концепций, лежащих в основе буржуазных теорий воспитания. Второе занятие (семинарское) Психологические предпосылки формирования идейной и мо- ральной устойчивости личности 1. Проблема формирования направленности личности советско- го школьника и его жизненной позиции. 2. Психологическая характеристика процесса формирования материалистического мировоззрения и коммунистических убежде- ний школьников. 3. Психологические условия формирований у школьников по- требности в общественно полезном труде. 4. Компоненты, определяющие нравственную устойчивость лич- ности. 5. Условия, определяющие формирование идейной и моральной устойчивости школьника. Третье занятие (семинарское) Коллектив учащихся как фактор формирования личности школь- ника 1. Психологическая характеристика структуры классного кол- лектива. 2. Общение и межличностные отношения в классном коллекти- ве и их роль в формировании личности. 3. Педагогическое общение в системе «учитель—ученик» как фактор становления и развития личности школьника. 4. Психологические основы индивидуального подхода в воспи- тании. 5. Конфликты среди учащихся, их психологическая природа, способы разрешения и воспитательный смысл. Четвертое занятие (семинарское) Профессиональное самоопределение и проблемы диагностики воспитанности 1. Готовность школьника к профессиональному самоопределе- нию в соответствии с требованиями общества и личными возмож- ностями. 2. Становление и развитие личности в процессе профессиональ- но-технического образования. 3. Проблема диагностики воспиганностн в советский педагоги- ке И ПСИХОЛОГИИ. 164 4. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа. 5. Диагностика воспитанности школьника в практике работы учителя-воспитателя. Пятое занятие (практическое) Выработка у студентов умения определять уровень воспитан- ности школьников I. Показатели воспитанности /—/// классы Патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, чест- ность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, приле- жание, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким, закаленным. IV—V классы. Патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, чест- ность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, само- стоятельность, любознательность, любовь к прекрасному, стремле- ние быть сильным, ловким, закаленным. VI—VIII классы Патриотизм, коллективизм, гуманность, честность, добросовест- ное отношение к труду, дисциплинированность, активность, сме- лость, сила воли, самокритичность, скромность, любознательность, эстетическое развитие, стремление быть сильным, ловким, зака- ленным. IX—XI классы Патриотизм, коллективизм, интернационализм, гуманность, честность, активность, любознательность, эстетическое развитие, стремление к физическому совершенству. И. Критерии воспитанности учащихся показателя /—III классы в пределах каждого Патриотизм: интерес к прошлому и настоящему родного края; любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе. Товарищество: участие в коллективных занятиях, играх; стрем- ление поделиться своими радостями, огорчениями с товарищами; готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести. свой класс, свою звездочку. ' Уважение к старшим: вежливость; послушание; оказание по- сильной помощи учителям, родителям, взрослым. Доброта: дружелюбие; заботливое отношение к малышам; .го- товность поделиться игрушками, книгами и т. д. с товарищами; любовь к животным. 165 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|