Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54493

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Высшим уровнем развития саморегуляции и самоуправления
следует считать самовоспитание, самосовершенствование. Психо-
логи, изучавшие проблему самовоспитания, показали природу
этого феномена, разработали программы, предложили способы
работы тем, кто решит заняться самовоспитанием.
В ходе работы над темой студентам следует убедиться в том,
что воспитательное воздействие тогда ценно, когда ученик вычле-
нит из него и «присвоит» способ регуляции, превратив его в способ
саморегуляции. Здесь уместно напомнить студентам о понятии
«интериоризация», с которым они познакомились при изучении
курса общей психологии; показать своеобразие интериоризации
в формировании личностных свойств и системы самоуправления.
Самовоспитание, самосовершенствование выступают высшим ре-
зультатом интериоризации.
Важным вопросом, подлежащим рассмотрению на практиче-
ских занятиях, является вопрос о количественной и качественной
неравномерности в формировании личности ребенка. Психологами
доказано, что свойства личности не формируются одновременно
с одинаковой полнотой: одни из них «забегают» вперед, другие
отстают. Как показывают исследования, отдельные свойства лич-
ности набирают темп уже в раннем детстве; другие, напротив,
лишь намечаются и сохраняются в своеобразном латентном состо-
янии, делая затем, в подходящих условиях, скачок. При этом
некоторые свойства привязаны к тому или иному возрастному
периоду. Так, согласно исследованию Б. Г. Ананьева, у детей
159

прежде всего формируются коммуникативные свойства, что связа-
но с неотъемлемой стороной жизнедеятельности — общением ре-
бенка со взрослыми.
Неравномерность развития свойств личности и черт характера
особенно отчетливо наблюдается у подростков. Не случайно этот
период именуется временем бурь и противоречий. Например, у
одного и того же подростка можно наблюдать отчужденность,
охлаждение отношений с родителями, постепенный выход из-под
их опеки и одновременно сближение со сверстниками, укрепление
дружеских отношений; настойчивость в спорте и полное отсутст- «
вие ее в школьных учебных делах и т. д. Непоследовательность
в проявлении характерологических и личностных черт создает ту
неустойчивость и противоречивость личности в целом, с которой
имеет дело воспитатель, да и сам подросток.
Может возникнуть вопрос: существует ли в развитии личности
период, когда черты характера согласовываются, «подгоняются»
друг к другу? Такое согласование наступает в более поздние пе-
риоды — в старшем юношеском возрасте. Однако не исключены
и такие случаи, когда противоречивость личности сохраняется на
долгие годы, а порой и на всю жизнь.
В тесной связи с вопросом о неравномерности формирования
личности находится проблема устойчивости личности. Ее целесо-
образно рассмотреть с точки зрения формирования и реализации Ы
мотивации школьника (индивидуальной и коллективистической),
а также проявления конформизма. Устойчивость личности рас-
сматривается в двух аспектах: устойчивость как способность че-
ловека сохранять свои личные позиции и противостоять воздейст-
виям, противоречащим его личным установкам; устойчивость
личности как способность человека реализовывать свои личност-
ные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.
Первый аспект называют оборонительным, второй — наступатель-
ным (В. Э. Чудновский).
Устойчивость личности обусловлена содержанием мотивации
и целей, а также степенью сформированности конкретных личност-
ных свойств.
На занятиях по теме внимание студентов должно быть обра-
щено наупроблему общения и межличностных отношений школь-
ников в учебных и иных группах и коллективах. Известно, что
общение играет значительную роль в становлении и формировании
личности. В общении складывается и проявляется статус личнос-
ти, положение в межличностных отношениях. В свою очередь
статус является одним из источников формирования самооценки.
В этом случае оценка одноклассниками учебной деятельности, по-
ведения, манеры общения и других проявлений школьника фикси-
руется в сознании последнего, превращаясь в самооценку. Оценка
и самооценка создают своеобразный эмоциональный микроклимат
ученика — благополучный или неблагополучный. На занятии сле-
дует напомнить студентам о социометрии как наиболее оператив-
160
ном методическом приеме изучения межличностных отношений и
статуса школьников.
В работе над темой следует остановиться на психологических
предпосылках формирования материалистического мировоззрения
и морального воспитания учащихся. Формирование материалисти-
ческого мировоззрения—сложный и длительный процесс. Он не
ограничивается созданием и закреплением частного психологиче-
ского механизма, умственного или моторного действия. Мировоз-
зрение—это сложноструктурное образование, состоящее из «ин-
теллектуального», «личностного» и «практического» компонентов.
Интеллектуальный компонент—запас знаний и умение их приме-
нять; личностный — отношение, мотивация, моральная направлен-
ность; практический—реализация знаний в практической деятель-
ности, собственном поведении'.
Каждый из компонентов мировоззрения несет определенную
нагрузку и в ходе воспитания и формирования мировоззрения
должен быть «отработан», закреплен в сознании школьника. В
то же время все компоненты взаимосвязаны.
С вопросом о формировании материалистического мировоззре-
ния тесно связан вопрос о психологических предпосылках нравст-
венного воспитания. Можно считать, что психологические механиз-
мы нравственного становления личности в известной мере совпа-
дают с механизмами становления мировоззрения.
В становлении нравственной стороны личности школьника, как
и при формировании мировоззрения, на первый план выступают
знания нравственных норм, правил, традиций, обычаев. В созна-
нии школьника они существуют в понятиях и представлениях.
«Личностным» компонентом нравственной стороны школьника
является эмоциональность, переживание. Оно придает своеобраз-
ный колорит знаниям нравственных категорий, делает их более
стойкими. Поэтому соединить в ходе воспитания знание и пере-
живание—это значит решить вопрос о мотивации морального
поведения, а также способствовать моральной оценке поведения
окружающих.
Третьим компонентом нравственной характеристики ученика
следует считать поведение, которое в конечном счете определяет
нравственный облик личности. В поведении получает реализацию
мотивационная сфера, нравственное сознание. Наиболее полно и
отчетливо нравственность личности выражается в поступках. По-
ступок—действие (или бездействие) человека, подлежащее оцен-
ке с позиции норм морали. Серия поступков в разных ситуациях
и создает нравственный облик. Воспитание школьника предпола-
гает выработку у него потребности в поведении (поступках),
наполненных во всех частях (от мотива до исполнения) нравст-
венным содержанием и переживанием.
Ранее было сказано о деятельном опосредовании воспитания.
и
ч'———————————
~" ' См.: Проблемы формирования коммунистического мировоззрения. — Минск,
1975.—С. 170.
Ч Заказ 2?68 161

В качестве самостоятельного вопроса должен быть рассмотрен
производительный труд как важнейший фактор формирования
социалистического типа личности. В Основных направлениях
реформы общеобразовательной и профессиональной школы со всей
четкостью ставится задача приобщения учащихся к трудовой дея-
тельности, выработки у них производственных навыков и умений.
Вместе с тем в документе отмечается исключительная роль труда
в воспитании юного поколения советских людей.
Разработкой теории и практики воспитания в производитель-
ном труде занимаются педагогика, частные методики. Педагоги-
ческая психология выясняет психологические механизмы всего
комплекса трудовой деятельности, в том числе механизмы форми-
рования личностных свойств в условиях производительного труда,
на знании которых строится теория и практика воспитания.
В педагогической психологии, а также психологии труда на-
коплен значительный багаж знаний о влиянии производительного
труда на выработку положительных качеств личности.
На практических занятиях следует оживить в памяти студентов
психологическую характеристику труда как основного вида дея-
тельности, с которой они ознакомились в курсе общей психологии.
Л далее целесообразно отметить, что труд в его разнообразных
иидах, выраженный в профессиях, формирует некоторые общие
свойства личности. Вместе с тем конкретный вид труда неизбеж-
но влияет на возникновение и упрочение специфических свойств
и качеств. Необходимо подчеркнуть, что в труде у учащихся фор-
мируется отношение к предмету труда, к самой деятельности,
приобретаются навыки общения, обращения с участниками сов-
местного труда.
В пределах темы необходимо рассмотреть вопрос о професси-
ональном самоопределении школьников и выборе ими жизненного
пути. Как правило, в педвузе этот материал выносится на спец-
семинар или излагается в спецкурсе. На занятиях по возрастной
и педагогической психологии для подробного и всестороннего рас-
смотрения данного материала условий нет. Поэтому из обширного
содержания целесообразно вычленить некоторые, наиболее суще-
ственные положения. Ими, на наш взгляд, являются следующие:
— социальная, государственная и личностная значимость пра-
вильного выбора профессии в юношеском возрасте;
— характеристика групп профессий и требования, предъявля-
емые ими к человеку;
— мотивы профессионального самоопределения школьников,
их истоки;
— склонности, способности и другие свойства личности уча-
щихся, их развитие в целях профессионального самоопределения;
— некоторые приемы выявления у школьников профессио-
нально ценных (необходимых) свойств и качеств.
Известно, что педагогические действия органически вытекают
нз задач коммунистического воспитания. Они направлены на вы-
работку у школьников умений, навыков, привычек, а в конечном
162
счете—на формирование личности во всей совокупности ее свойств.
Педагогические действия могут быть предназначены для всех
учащихся данного возраста. Это общие приемы, способы, методы
воспитания. Но существуют и используются такие педагогические
действия, которые применимы лишь к конкретному школьнику. И
первые и вторые должны сообразоваться с уровнем воспитанности
учащихся, их индивидуально-психологическими особенностями.
психическим состоянием и другими факторами.
^Следует уделить внимание психологическому обоснованию наи-
более распространенных видов педагогического действия: убежде-
нию, приучению, поощрению, наказанию. Изучая закономерности
формирования личности, психология воспитания выделяет показа-
тели развития того или иного свойства и в целом личности, а
сопоставление свойств каждого ребенка с этими показателями
становится диагностической процедурой по определению уровня
воспитанности. Отсюда возможность педагогического вывода о том,
какие средства, приемы, способы следует применить к данному
ребенку с целью дальнейшего воспитания или перевоспитания.
Таким образом, на первом семинарском занятии целесообраз-
но рассмотреть методологические проблемы психологии воспита-
ния, обратив особое внимание на значение марксистско-ленинского
учения о всестороннем развитии личности как основы коммуни-
стического воспитания и роль психологических знаний для пост-
роения теории воспитания. Следует также дать критическую
оценку идеалистическим и биологизаторским концепциям, лежа-
щим в основе буржуазных теорий воспитания.
На втором семинарском занятии, посвященном идейной и мо-
ральной устойчивости личности, следует уделить больше внимания
формированию у советских школьников направленности личности
и устойчивости их жизненной позиции, формированию положитель-
ных свойств в общественно полезном труде, индивидуальному
подходу в воспитании.
Третье занятие отводится рассмотрению роли коллектива з
формировании личности. На этом занятии необходимо подчеркнуть
то значение, которое имеют общение и межличностные отношения
в системе «учитель—ученик», «ученик—ученик» для становления
и формирования личности, ее коллективистических качеств.
На четвертом занятии следует рассмотреть психологические
предпосылки профессионального самоопределения школьников,
возможности диагностирования уровня воспитанности.
Пятое занятие отводится практическому овладению студента-
ми методикой определения уровня воспитанности школьников.
Планы семинарских и практических занятий
Первое занятие (семинарское)
Методологические проблемы психологии воспитания
1. Формирование гармонично развитой, общественно активной
личности—главная задача коммунистического воспитания.
II*
163

2. Значение психологических знаний для построения теории
воспитания.
3. Деятельность—основа формирования индивида как лич-
ности.
4. Проблема управления и самоуправления воспитанием.
5. Критика идеалистических и биологизаторских концепций,
лежащих в основе буржуазных теорий воспитания.
Второе занятие (семинарское)
Психологические предпосылки формирования идейной и мо-
ральной устойчивости личности
1. Проблема формирования направленности личности советско-
го школьника и его жизненной позиции.
2. Психологическая характеристика процесса формирования
материалистического мировоззрения и коммунистических убежде-
ний школьников.
3. Психологические условия формирований у школьников по-
требности в общественно полезном труде.
4. Компоненты, определяющие нравственную устойчивость лич-
ности.
5. Условия, определяющие формирование идейной и моральной
устойчивости школьника.
Третье занятие (семинарское)
Коллектив учащихся как фактор формирования личности школь-
ника
1. Психологическая характеристика структуры классного кол-
лектива.
2. Общение и межличностные отношения в классном коллекти-
ве и их роль в формировании личности.
3. Педагогическое общение в системе «учитель—ученик» как
фактор становления и развития личности школьника.
4. Психологические основы индивидуального подхода в воспи-
тании.
5. Конфликты среди учащихся, их психологическая природа,
способы разрешения и воспитательный смысл.
Четвертое занятие (семинарское)
Профессиональное самоопределение и проблемы диагностики
воспитанности
1. Готовность школьника к профессиональному самоопределе-
нию в соответствии с требованиями общества и личными возмож-
ностями.
2. Становление и развитие личности в процессе профессиональ-
но-технического образования.
3. Проблема диагностики воспиганностн в советский педагоги-
ке И ПСИХОЛОГИИ.
164
4. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая
природа.
5. Диагностика воспитанности школьника в практике работы
учителя-воспитателя.
Пятое занятие (практическое)
Выработка у студентов умения определять уровень воспитан-
ности школьников
I. Показатели воспитанности
/—/// классы
Патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, чест-
ность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, приле-
жание, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть
сильным, ловким, закаленным.
IV—V классы.
Патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, чест-
ность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, само-
стоятельность, любознательность, любовь к прекрасному, стремле-
ние быть сильным, ловким, закаленным.
VI—VIII классы
Патриотизм, коллективизм, гуманность, честность, добросовест-
ное отношение к труду, дисциплинированность, активность, сме-
лость, сила воли, самокритичность, скромность, любознательность,
эстетическое развитие, стремление быть сильным, ловким, зака-
ленным.
IX—XI классы
Патриотизм, коллективизм, интернационализм, гуманность,
честность, активность, любознательность, эстетическое развитие,
стремление к физическому совершенству.
И. Критерии воспитанности учащихся
показателя
/—III классы
в пределах каждого
Патриотизм: интерес к прошлому и настоящему родного края;
любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе.
Товарищество: участие в коллективных занятиях, играх; стрем-
ление поделиться своими радостями, огорчениями с товарищами;
готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести.
свой класс, свою звездочку. '
Уважение к старшим: вежливость; послушание; оказание по-
сильной помощи учителям, родителям, взрослым.
Доброта: дружелюбие; заботливое отношение к малышам; .го-
товность поделиться игрушками, книгами и т. д. с товарищами;
любовь к животным.
165



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь