|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117093
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ребенок должен научиться общаться и строить совместную деятельность для достижения общих целей. Овладение технологиями приводит к необходимости принятия на себя ответственности, готовности к самоограничению, и даже к подчинению. Главное новообразование этого возраста — компетентность (определяется усилиями, умениями и навыками, способностью сотрудничать с другими в учении и труде). Основным умением ребенка становится его способность учиться. Противоположным компетентности качеством является инертность, которая может выступать в двух вариантах. Инертность связана с чувством неполноценности, которое толкает к двум вариантам поведения. Первый — сверхконкуренция, когда ребенок, побуждаемый чувством неполноценности, стремится во всех сферах быть первым. Второй — пассивный уход от задач, деятельности в фантазии, воображении, компенсаторные виды деятельности. Это тоже проявление инертности, связанной с отказом от постановки целей и поиска путей их достижения.
В школьном возрасте возникает выбор между формированием способностей к творчеству и созиданию и чувством неполноценности, ограничивающим возможности личности в решении задач самовоспитания и саморазвития. Эго-идентичность выступает в форме «Я — то, чему могу научиться». Подростковый возраст, юность, пубертатная стадия (12-19 лет) — критическая для формирования идентичности. Сущность психосоциального кризиса — выбор между эго-идентичностью и Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 113 смешением идентичности. Радиус значимых отношений — группы сверстников. Сильное качество — верность. Патологическое свойство — отрицание или отказ от роли. Ритуализация — идеологическая. Именно в этом возрасте происходит формирование главного, личностного новообразования — эго-идентичности, интеграция множественных образов Я в единое целое, формирование чувства самотождественности во времени и пространстве, признание значимым социальным окружением идентичности Я. Эго-идентичность — стержень, ядро личности, позволяющее сохранить свое Я на протяжении всего жизненного цикла. Почему именно в подростковом возрасте возникает кризис идентичности, в чем его сущность? Этот кризис подготавливается рядом условий. Во-первых, процессами бурного соматического развития и полового созревания. Подросток сталкивается с кардинальным изменением физического телесного Я, что ставит задачу формирования нового образа Я. Во-вторых, возникновение задач самоопределения и жизненного выбора. Общество и он сам ставят вопросы: «Кто я?», «В чем смысл моей жизни?», «Кем я буду?», «Какова моя будущая профессия?», «Каких принципов я придерживаюсь в этой жизни?» и т. д. Самотождественность во времени предполагает не только ретроспективу, но и перспективу, планирование будущего в контексте жизненных выборов. Сущность этого кризиса — либо обретение целостности Я, или эго-идентичности, либо смешение эго-идентичности, т. е. неспособность ответить на вопросы и выстроить целостную структуру Я. Общество для решения этих задач предлагает подростку идеологическую ритуализацию — систему мировоззрений, ценностей, принципов, норм, правил, взглядов на жизнь в отношении профессиональной и идеологической сфер. Напротив, ритуализм в форме тоталитаризма «освобождает» подростка от выбора, навязывая единственную «верную» модель построения жизни. «Достоинство» тоталитаризма в том, что он избавляет молодого человека от поиска, от страданий и мук выбора. Идеологическая ритуализация предполагает возможности выбора, эксперимента, перспектив будущего, связанных с перспективами общества. Функции идеологии — установление соответствия между миром идеалов и миром реальности; определение этнической идентичности, т. е. принадлежность к определенному этносу, нации, культуре; побуждение к участию в коллективных, совместных видах деятельности, где личные интере- 114 • Возрастная психология. Конспект лекций сы надо соотнести с интересами общественными; предложение определенных моделей лидерства и сотрудничества; представление различных религиозных, политических течений, философских мировоззрений. Идеологическая ритуализация связана с участием молодежи в разных группах, движениях, организациях. Механизмами обретения идентичности, по Эриксону, могут быть три процесса: 1. Интроекция (Фрейд)— это вложение извне внутрь. В геш- тальттерапии интроекты называют непереваренными конструкта ми, некритически перенесенными извне внутрь. Это самый прими тивный механизм, не обеспечивающий обретения истинной иден тичности. 2. Идентификация — механизм, в основе которого лежит под ражание, моделирование рулевого поведения значимых фигур. У подростков обычно имеет м%сто идентификация с родителями, геро ями, актерами, музыкантами, спортсменами и т. д. У каждого поко ления свои герои, представляемые культурой общества. 3. Механизм ролевого экспериментирования, обеспечивающий достижение эго-идентичности. Подросток принимает на себя роль, примеривает ее на себя, проигрывает. Это можно сравнить с теат ром масок, когда герой, меняя маски, резко меняется сам. В течение дня или нескольких часов может играть роль то «души компании», то «непризнанного гения», то изгоя. У подростков мгновенно меня ются увлечения, пристрастия. Непостоянство, неустойчивость пове дения, интересов, настроения отражают процесс ролевого экспери ментирования. Особенность юношеского возраста в том, что этот процесс ролевого экспериментирования осуществляется в услови ях психосоциального моратория на окончательное принятие роли. Можно выделить ряд специфических симптомов подросткового/юношеского возраста, связанных с кризисом становления эго-идентичности. Первый — размывание чувства времени, в форме утраты временной перспективы, в подростковой амнезии — забывании событий при сохранении чувства очень напряженной внутренней жизни. Для подростка может быть ночь — как одна минута, и одна минута может переживаться часами. Второй симптом — это относительная, частичная утрата продуктивности, имеется в виду в творческой, учебной деятельности. В подростковом возрасте происходит стагнация прежних достижений в спорте, подросток начинает хуже учиться. Третья особенность — это уход от близких отношений, стремление к одиночеству, изоляции, стремление остаться наедине со своими чувствами и переживаниями. Ведение дневни- Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 115 ков, характерное для этого возраста, — это возможность саморефлексии наедине с собой. Последний симптом — формирование негативной идентичности. Это принятие системы ценностей, прямо противоположной той, которую предлагает общество. При нарушении доверия между ребенком и родителями часто формируется негативная идентичность. Многие подростки как бы подвергают сомнению то, что предлагает общество, и «примеривают» прямо противоположную идентичность. При сохранении перечисленных симптомов кризиса после его завершения можно говорить о нарушении развития идентичности. Задачи родителей для поддержки в разрешении кризиса: перейти на позицию равноправия с подростком; принять его право на самостоятельный жизненный выбор; предоставить возможность для ролевого экспериментирования; поощряя инициативу, быть готовыми к поддержке и сотрудничеству. Статусы идентичности — характеристика развития эго-иден-тичности. Понятие статусов идентичности впервые было заявлено в работах Э. Эриксона и получило дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей, в первую очередь Д. Марсиа [116]. Сегодня статус идентичности является одним из центральных понятий психологии личности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|