|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379458
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ПАМЯТЬ
Задумайтесь на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек совершенно лишен памяти. Он бы не знал, кто он такой, где находится и какое сегодня число. Он не мог бы говорить, читать, писать и пользоваться столовыми приборами. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы. Более того, он никогда даже не осознал бы, что у него нет памяти. Или с другой стороны. Попробуйте просто перечислить все, что вы помните. Кроме фактической информации (исторические даты, математические законы, выученные в школе, и прочее) в вашей памяти хранится огромное количество разных мелочей. Например, вы без труда можете сказать, где сейчас ваши носки, сколько окон в вашей комнате и есть ли у вас в холодильнике молоко, а в баке машины — бензин. Многие психологи сравнивают человеческую память с картотекой. Эта аналогия подразумевает, что вы извлекаете из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храните ее в своем мозге. Если вы поместите ее в нужное место, то в случае необходимости вам легко будет ее извлечь. Но если вы поместите ее не в свою ячейку или забудете, где она находится, то при извлечении (припоминании) этой информации у вас возникнут трудности. Где же расположена эта картотека? Можно, конечно, хотя это и не так просто, представить себе, что в мозге каждого человека имеется большой шкаф с ящичками. Но уж хранятся-то воспоминания, естественно, не в папках-скоросшивателях. Впрочем, такая аналогия довольно забавна и не лишена смысла. Имеются данные, свидетельствующие о том, что воспоминания могут оставлять в мозгу след или отпечаток. Однако в научном мире пока нет единого мнения о том, в какой именно части мозга хранятся эти самые следы воспоминаний. Но хотя точное местонахождение памяти ученым и неизвестно, они вполне единодушны в том, что касается ее объема. Люди используют лишь малую часть возможностей своей памяти. Вас, наверное, интересует, как можно усовершенствовать свою память? Развитие памяти, несомненно, весьма достойная цель. Начать следует с изучения процесса запоминания и задействованных в нем блоков памяти, после чего выяснить, как этот процесс можно усовершенствовать. Блоки памяти В различных теориях описываются три блока памяти: сенсорный блок («сенсорный» означает «связанный с органами чувств»: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием), а также блоки кратковременной и долговременной памяти. Каждый из них играет свою роль в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Их основное отличие заключается в порядке и продолжительности действия. Начинается процесс памяти с сенсорного блока — он длится всего несколько миллисекунд. Трудно даже себе представить столь маленький отрезок времени! Дальше за дело берется блок кратковременной памяти — его время ограничивается несколькими секундами. Информация же, которая «дошла» до блока долговременной памяти, может сохраняться всю жизнь. На рис. 4.1 изображены этапы запоминания. Более подробно отличия в работе блоков памяти будут рассмотрены далее. Следы в памяти: информация о событиях, объектах и впечатлениях, имевших место в прошлом. Сенсорная память: блок памяти, действующий на первом этапе запоминания, когда информация, поступившая в форме ощущении, «записывается» на короткое время, а затем либо «передается» в кратковременную память, либо быстро угасает. Блок сенсорной памяти. Когда вы видите, слышите, ощущаете или получаете какие-нибудь другие впечатления из внешнего мира, то сначала они передаются посредством органов чувств в сенсорную память. Сенсорная память фиксирует все, что вы ощущаете. Но информация, находящаяся в сенсорной памяти, быстро угасает: «запись» здесь сохраняется не дольше секунды. Лишь доля процента всех ощущений передается в кратковременную память. Сейчас, когда вы сидите и читаете эту главу, в вашу сенсорную память поступает значительное количество информации. Такие раздражители, как звук гудка автомобиля или щебет птиц за окном, скорее всего, сохранены не будут. В вашу сенсорную память поступает гораздо больше информации, чем она может одновременно обрабатывать, поэтому большая часть информации будет утеряна. Но нам очень хотелось бы надеяться, что прочитанные вами слова и выражаемые ими понятия будут «переданы» не на кратковременное, а на долговременное хранение. Рис. 4.1. Блоки памяти и этапы запоминания. Кратковременная память. Кратковременная память действует до тех пор, пока ваше внимание находится в сосредоточенном состоянии. Найдя в справочнике номер телефона ближайшей химчистки, вы, вероятно, будете помнить его ровно столько времени, сколько потребуется, чтобы набрать номер. Если через час вас попросят повторить этот номер, вам придется снова искать его в телефонном справочнике. Кратковременная память сохраняет информацию в течение ограниченного времени и в ограниченном объеме. Несмотря на индивидуальные различия, большинство людей могут одновременно манипулировать примерно семью единицами информации. Местный номер телефона, вероятно, может сохраниться в вашей кратковременной памяти, но если к нему добавить еще и код города, то с запоминанием может возникнуть проблема. Поскольку информация может сохраняться в памяти как отдельными единицами, так и группами, многие находят полезным объединять ее в группы. Как запомнить номер 219-45-17? Семь цифр, не так ли? Мы запоминаем двойку, год окончания Второй мировой войны и две последние цифры года Октябрьской революции — всего три единицы информации. Остается еще четыре. Таким образом, у нас есть возможность запомнить еще кое-что. Объединение отдельных единиц информации с целью экономии места для хранения дополнительных сведений называется группировкой. По данным Чейза и Саймона (Chase and Simon, 1973), методом группировки часто пользуются хорошие шахматисты. Бросив беглый взгляд на доску, они видят не отдельные шахматные фигуры, а комбинации. Посмотрев на доску в течение всего двух-трех секунд, хороший игрок может в точности воспроизвести позицию. Ясно, что человек с обычной кратковременной памятью не сможет так быстро запомнить расположение 32 шахматных фигур на доске. Исследования вербальной памяти показали, что люди с хорошей памятью по сравнению с остальными людьми объединяют информацию в более компактные группы. Кроме того, при запоминании они обращают внимание на интонацию и ритм. Замечали ли вы, как легко запоминаются слова песен? Как правило, информация лучше всего удерживается в кратковременной памяти в течение первых нескольких секунд. Примерно через 12 секунд качество запоминания начинает ухудшаться, и если через 20 секунд информация не будет востребована, она, скорее всего, утратится. Для того чтобы кратковременная память дольше удерживала информацию, необходимы тренировка и повторение. Если, набрав номер телефона и услышав короткие гудки, вы будете все время повторять его про себя, ожидая повторной попытки, шансы запомнить номер повысятся. Но если вас отвлекут или придется удерживать в кратковременной памяти еще какую-то информацию, может случиться, что, поднеся палец к кнопкам на этот раз, вы не будете иметь ни малейшего понятия, на какие из них надо нажимать. Эффективным методом увеличения длительности удержания информации в этом случае оказалось механическое повторение. Клацки (Klatzky, 1975) указывает на то, что, повторяя информацию про себя или вслух, вы можете запомнить ее почти на неограниченное время. Существуют также данные, свидетельствующие о том, что слуховая информация может удерживаться в памяти дольше, чем зрительная. Если вы хотите запомнить имя своего нового знакомого, то, разговаривая с ним, почаще называйте его по имени. При этом будет происходить механическое повторение, а кроме того, вы будете слышать свой голос. Когда вы будете в следующий раз искать в справочнике номер телефона или заправлять свою машину бензином, попробуйте громко произнести вслух найденный номер или стоимость бензина. Тогда, если вам не удастся сразу дозвониться или возникнет задержка при оплате горючего, вы поразите всех своей выдающейся кратковременной памятью. Долговременная память. Долговременная память, как ясно из названия, сохраняет информацию значительно дольше, чем кратковременная. Большинство ученых считают, что все, что удерживается в памяти долее пяти минут, попадает в долговременную память. Воспоминания могут храниться там в течение нескольких часов, дней, месяцев, лет, а то и всю жизнь. Раз в долговременной памяти хранится так много информации в течение столь длительного времени, она должна иметь огромный объем. Точный объем памяти определить не удается, но установлено, что даже если информация будет поступать в нее в течение ста лет, там еще останется место для хранения нового материала. Для того чтобы найти в долговременной памяти нужные сведения, необходимо просмотреть огромный объем информации. Поэтому вспоминать, то есть извлекать информацию из долговременной памяти, бывает труднее, чем из кратковременной, и на это уходит больше времени. Группировка: объединение отдельных единиц информации с целью экономии места для хранения дополнительных сведении. Долговременная память: третий, практически неограниченный блок памяти; информация, удержанная дольше пяти минут, как правило, сохраняется на всю жизнь. Упражнение 4.1 Укажите, какие из описанных ситуаций подходят в качестве примеров сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. а. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке. б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение легкого ветерка. _______ в. Пожилой человек вспоминает свое детство. г. Официантка в ресторане «Макдональдс» принимает заказ на три гамбургера, две порции картофеля-фри и пять молочных коктейлей. ________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Совершенствование работы блока долговременной памяти Вам, наверное, попадалась на глаза реклама книг и лекций с обещаниями улучшить вашу память. Существует целый ряд приемов и методов, успешно повышающих эффективность долговременного удержания в памяти информации. В большинстве из этих методов в центре внимания находится один из двух аспектов памяти — либо размещение информации в памяти, либо ее извлечение. Как лучше разместить информацию в памяти Во многих методиках, направленных на улучшение организации размещения воспоминаний в мозге, используется мнемоника. Мнемоника, или мнемотехника, — это приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее смысловой организации. Вспомните школьную скороговорку о глаголах-исключениях второго спряжения: «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть...» или то, как в детстве учили цвета спектра по простой, но на всю жизнь запомнившейся фразе: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Мнемоническими приемами пользуются не только дети. Студенты, изучающие астрономию, для запоминания названий планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) в порядке возрастания их удаленности от Солнца, могут использовать мнемоническую фразу «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка». А студенты, изучающие математику и желающие запомнить первые пятнадцать десятичных знаков числа «пи», пользуются фразой «How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy lectures involving quantum mechanics».* Сосчитав количество букв в каждом слове, студенты могут воспроизвести число 3,14159265358979 с точностью до пятнадцати цифр. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|