|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52295
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Одна из основных трудностей разработки эффективной систолы для работы экипажа заключается в необходимости одновременного учета множества деталей и мелочей. Она возникает из-за постоянных сложностей в установлении взаимосоответствий между общей концепцией системы и ее компонентов. Основная цель предлагаемого варианта системно-функционального анализа состоит в разработке целостной модели системы, пригодной дня определения требований к человеко-машинному интерфейсу, разработки базы критериальной оценки показателей выполнения деятельности и для составления проверочного опросного листа, позволяющего убедиться, что все требования со стороны системы выполнены. Кроме того, этот подход позволяет построить более понятную и варьируемую схему анализа и отладки системы, включающую учет взаимодействий между подсистемами. Без организации такого систематического анализа рассмотрение взаимосвязанных характеристик ошеломляет и выглядит как лабиринт частично перекрывающихся или противоречивых ходов, Время от времени из-за этого происходят серьезные упущения, требующие тщательного пересмотра разработки на более поздних стадиях.
В этом разделе мы хотели бы более подробно описать один из вариантов такого подхода, реализованного на практике, Основным стремлением было показать репрезентативную последовательность аналитических действий, которые осуществимы в реальных условиях при разработке системного дизайна. Сценарий. В процессе решения прикладных проблем мы прежде всего озабочены тем, чтобы получить синтезированный обзор всех важнейших требований системы и описание ее функций. Это создает основу для осуществления аналитической деятельности. Наиболее оптимальный путь для обобщения информации, необходимой для анализа функций, состоит в подготовке общего сценария с полным набором системных операций. Сценарий состоит из осмысленного описания типичной последовательности системных операций в вербальной форме, в нем учитываются как нормальные условия протекания деятельности, так и возможные (и наиболее важные) пограничные случаи. В сценарии может отразиться некоторая путаница или взаимоперессчеяие отдельных функций. На начальном этапе описания это не имеет серьезных последствий, но в ходе дальнейшего анализа функций они должны быть чеггко рассортированы. Анализ функций. Цель анализа функций - построить, начиная с верхнего уровня, иерархическую структуру функциональных требований для того, чтобы отразить важнейшие и уникальные характеристики системных операций* Отдельные функционально -единые 109 блоки могут быть идентифицированы в самом общем виде. Для каждого блока строится соответствующее функциональное описание "верхнего уровня"* Впоследствии это становится каркасом для определения тех субфункций, которые должны быть реализованы для удовлетворительного выполнения функций верхнего уровня. Аналогичным образом строится выделение более низких: суб-субфункций, и так до самого низкого уровня. Эта иерархия дает базовую систему описаний, в которой детализация возрастает по мере погружения на все более низкие уровни, содержащие сходные единицы субфункций, су б-субфункций и т.д. Анализ функций служит основой для выделения, или "сортировки", в общем сценарии отдельных комплексов функциональных требований по основным типам выполняемых системой задач. "Функциональные потоки" верхнего уровня - основные элементы операциональной последовательности, выполняемые от начала до конца операции, представлены на рис.3. Базовая структура, если она доведена до достаточного уровня детализации, позволяет определить основные операциональные требования, предъявляемые к действиям системы, и, соответственно, частные требования к информации, которой должен быть обеспечен оператор для принятия адекватных решений. В результате мы имеем последовательность системных требований по типу "фушсция-действие-информация которая в рациональной форме описывает контекст цепочки "предъявление - контроль - переработка информации". Это создает логическую основу для предварительного решения вопроса о распределении функций, определения требований и поиска компромиссов, позволяет построить предварительную концепцию, определить элементы задач и оценить рабочую нагрузку при их выполнении. Даже в наиболее благоприятной форме анализ функций - это чрезвычайно напряженный труд, предполагающий железную дисциплину в развитии выбранной логики рассуждений и использовании весьма скупых описаний. <<*♦> Базовые правила состоят в следующем (неточность в следовании этим принципам обычно приводит к смешению выделенных уровней и дает не более чем организованный список н а б лю д ений): а) Используйте не более 3-4 слов для описания функции. б) Всегда начинайте описание с термина, обозначающего действие. в) Убедитесь, что каждая функция самодостаточна, то есть все функции и установленные последующие связи отражают полную функциональную последовательность - от "начала" до "конца". г) Обратите внимание на параллелизм на выделенных уровнях связей. Отраженные в диаграммах, точно и полно описанные результаты такого анализа представляют собой подробную характеристику ка- ПО ждой системной функции. Один ю вариантов метода был применен дня разработки тренировочной программы, получившей название "Специальные цели поведения", созданной для подготовки пилотов Boeing-747 (Brown et aL, 1968). На основе этого метода, позволившего ослабить ранее считавшийся необходимым акцент на усвоение общих инженерных знаний, не связанных с необходимой для работы информацией, были выработаны четкие и функционально опреде-ленные требования к обучению и тренировке пилотов. В результате была разработана эффективная и компактная система подготовки, использование которой уже дало положительные результаты. Распределение функций^:„> До начала этапа распределения функций определяются назначение системы и ее операциональный состав, выявляются полный набор независимых и зависимых функций. Как правило, заранее уже известны некоторые специальные требования, ограничения и допустимые компромиссы. После этого становится возможным сопоставить и оценить возможности взаимодействия человека и машины, определить те функции, которые будет выполнять человек, и функции, передаваемые техническому оборудованию. Наиболее популярным и полезным средством для этой работы по-прежнему остаются различные модификации перечня Fitt's. Несмотря на то, что такие перечни часто подвергаются критике, они весьма полезны при том условии, что функции з них определены с той степенью детализации, которая достаточна для осмысленного использования. Кроме того, желательно объективно оценивать те элемент выполнения оператором деятельности, которые в дальнейшем могут повлиять на его место в системе, а также оказать дополнительное влияние на выбор оборудования. Однако этот особый процесс продолжает реалиэовываться в основном на эмпирическом уровне и остается субъективным. Общие и специфические кониепиии оборудования. После того как определены функциональные требования и осуществлено предвари* тельное распределение обязанностей, становится возможным создать > хотя бы в минимальном объеме, общую концепцию оборудования. Это необходимо дли оценки требований к техническому оснащению с точки зрения того, что нужно для выполнения операторских функций, реализации соответствующих процедур, их упорядочения и распределения во времени. С помощью таких оценок проводится более точное количественное описание операционального состава деятельности, что важно для характеристики изменений рабочей нагрузки. Когда речь идет о самолете, то это описание обычно включает и возможные технические решения, п общий операциональный состав деятельности (структуры маршрутов, варианты профилей полета, узловые моменты полета и процедуры управления воздушным движением). На ранних этапах разработка концепций оборудования и системных операций может основываться на достаточно грубых оценках, даже такой уровень полезен для определения пригодности предлагаемых решений (Linton et al.t 1977). По мере углубления процесса разработки эти оценки становятся все более точными и позволяют специфицировать типы оборудования и состав операций. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|