|
Акимова Л. Н. Психология сексуальности.Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53544
Автор: Акимова Л. Н.
Название: Психология сексуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке социальных факторов в онтогенезе можно выделить три взаимосвязанных аспекта сексуального здоровья детей: медико- биологический, социально-психологический и социокультуральный.
Взгляды Фрейда на детскую сексуальность развиты и реформированы в работах А. Фрейд, М. Кляйн. Новое представление о сексуальном развитии и формировании психики дает трансперсональная психология — изучение сознания путем психоделических сеансов (сеансы ЛСД). Один из ее представителей — С. Гроф (1992) — считает, что сексуальность развивается с момента зачатия и различает 4 стадии в динамике бессознательного на пренаталдьном уровне. В 1-й стадий (1-я базовая перинатальная матрица — БПМ-І), соответствующей периоду беременности. У плода наблюдается безмятежное состояние, прекрасные мирные образы, релаксация, спокойствие духа. Во всех эрогенных зонах присутствует удовлетворение либидо. Во 2-й стадии (БПМ-2), совпадающей с началом биологического рождения (шейка матки еще закрыта), возникает тревога, надвигающаяся опасность, ощущение беспомощности, отчаяния и вины. В эрогенных зонах чувствуется неприятное напряжение и боль: в области оральной эрогенной зоны — голод, жажда, тошнота и болезненное раздражение рта; в анальной — боль в прямой кишке и задержка кала; уретральной — боль в мочевом пузыре и задержка мочи; генитальной — сексуальная фрустрация и напряжение, спазмы матки и влагалища, боли в яичниках. В 3-й стадия (БПМ-3), когда происходят сокращения матки и начало движения по родовому каналу, у ребенка возникает переживание смерти, извращенной сексуальности, агрессии, скато-логии (поедание фекалий). Младенец испытывает сильное сексуальное возбуждение, сексуальные отклонения: в оральной эрогенной зоне наблюдается жевание, глотание, рвота; анальной и уретральной — дефекация и мочеиспускание, генитальной — сексуальный оргазм. В 4-й стадии (БПМ-4) в процессе прохождения по родовому каналу и рождения у ребенка возникает ощущение катастрофы огромного размаха, идет борьба жизни и смерти заканчивающаяся победой жизни. Либидо испытывает состояние удовлетворения после активности, рвоты, дефекации, мочеиспускания и оргазма. В отличие от теорий С. Грофа микропсихоанализ С. Фанти (1995) устанавливает, что гармонии между матерью и ее плодом не существует. Наоборот, для их отношений характерны попытки взаимного разрушения, когда на 8-й день ворсинки хориона бла- 106 стоцисты проникают между стенками матки, разрушают их посредством ферментов, остатки разрушенных стенок пожираются; происходит ввинчивание в соединительную материнскую строму. Так выявляется в течение психоаналитических сеансов, что взрослый человек хранит в глубине своего бессознательного воспоминания о том, как он пожирал свою мать. Смертельная ненависть некоторых анализируемых к своим матерям представляют, по С. Фанти, фиксацию именно тех дней. С иммунологической точки зрения эмбрион — чужеродное тело, и первой реакцией матери в отношении своего ребенка являются попытки отторжения. Мать пытается символически освободиться от плода, когда у нее бывает рвота. Таким образом, жизнь рождается, с точки зрения микропсихоанализа, в «маточной войне». Рождение представляет собой, скорее, освобождение, чем эмоциональную травму. Согласно современным медицинским, биологическим, психологическим и социальным представлениям до 12-летнего возраста, т.е. до возраста полового созревания, психосексуальное развитие охватывает первые два возрастных периода становления и динамики сексуальности. При этом формируются: 1) половое самосознание — способность осознавать себя представите лем определенного пола; 2) полоролевое поведение — специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивидууму мужского и женского пола, а также определенные паттерны поведения, харак терные для фемининности и маскулинности. Каждому этапу свойственна фазность, которая является закономерностью. В первой фазе накапливается информация о существовании полов, о половой роли. Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды. Индивидуальную ориентацию в данной фазе можно считать завершенной только при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Во второй фазе происходит усвоение паттернов поведения полов, мужских и женских социальных ролей. Наряду с явными специфическими сексологическими проявлениями задолго до собственно пубертатного периода у юных представителей обоих полов происходят психофизиологические процессы, которые на первый взгляд имеют лишь косвенное отношение к сексуальной сфере, но в действительности играют важную роль в формировании сексуальности. 107 5.2. Периодизация психосексуального развития Психосексуальное развитие, с одной стороны, — определенный аспект онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма. С другой — результат половой/гендерной социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Сексуальное поведение и мотивация индивида зависят от обоих этих факторов, но периодизация, основанная на стадиях развития организма, не может совпадать с периодизацией, основанной на структуре жизненного пути личности. В отечественной сексологической литературе под психосексуальным развитием понимают формирование полового самосознания, половой роли и психосексуальной ориентации, то есть формирование сексуального влечения и поведения (Ва-сильченко Г.С, 1983), которые формируются в три этапа: I. Формирование полового самосознания. И. Формирование стереотипа полоролевого поведения. III. Формирование психосексуальных ориентаций. Д. Мани и др. сексологии и психиатры склонны считать, что процесс психосексуального развития начинается с момента зачатия. Онтогенезу предшествует пренатальный период развития сексуальности, в процессе которого происходит формирование пола (на генетическом, гонадном и морфологическом уровнях) и структур мозга, ответственных за сексуальное поведение. В процессе индивидуального развития человека, ведущие отечественные сексопатологи выделяют несколько основных периодов развития сексуальности (Г.С. Васильченко, В.М. Маслова, И.Л. Ботнева): I. Парапубертатный период (от рождения до 7 лет) — форми руется половое самосознание и начальный этап стереотипа поло- ролевого поведения (1-й этап психосексуального развития). II. Препубертатный период (7 —12 лет), характеризующийся выбором и стереотипом полоролевого поведения (2-ой этап психосексуального развития). III. Пубертатный период (12—16 лет) — самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального влечения — либидо (первые 2 стадии 3-го этапа психосексуального развития). IV. Переходный период становления сексуальности (16—26 лет), характеризующийся началом половой жизни, мастурбаци ей, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами воздержания 108 (последняя стадия 3-го этапа психосексуального развития с завершением формирования сексуального влечения). V. Период зрелой сексуальности (26—55 лет), характеризующийся регулярной половой жизнью с постоянным партнером. VI. Инволюционный период (55—75 лет) — снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, снижение сексуального влечения до уровня эротической, а затем платонической стадий Полное соответствие возрастных периодов и этапов психосексуального развития характерно для гармоничного созревания сексуальности. Психиатры и сексопатологи считают критическими для развития сексуальности и возникновения половых расстройств следующие возрастные периоды: 2—4 года, 7—8 лет, 12—15 лет, 16—24 года. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|