Акимова Л. Н. Психология сексуальности.

Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53544

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

социальных факторов в онтогенезе можно выделить три взаимосвязанных аспекта сексуального здоровья детей: медико- биологический, социально-психологический и социокультуральный.
Взгляды Фрейда на детскую сексуальность развиты и реформированы в работах А. Фрейд, М. Кляйн.
Новое представление о сексуальном развитии и формировании психики дает трансперсональная психология — изучение сознания путем психоделических сеансов (сеансы ЛСД). Один из ее представителей — С. Гроф (1992) — считает, что сексуальность развивается с момента зачатия и различает 4 стадии в динамике бессознательного на пренаталдьном уровне.
В 1-й стадий (1-я базовая перинатальная матрица — БПМ-І), соответствующей периоду беременности. У плода наблюдается безмятежное состояние, прекрасные мирные образы, релаксация, спокойствие духа. Во всех эрогенных зонах присутствует удовлетворение либидо.
Во 2-й стадии (БПМ-2), совпадающей с началом биологического рождения (шейка матки еще закрыта), возникает тревога, надвигающаяся опасность, ощущение беспомощности, отчаяния и вины. В эрогенных зонах чувствуется неприятное напряжение и боль: в области оральной эрогенной зоны — голод, жажда, тошнота и болезненное раздражение рта; в анальной — боль в прямой кишке и задержка кала; уретральной — боль в мочевом пузыре и задержка мочи; генитальной — сексуальная фрустрация и напряжение, спазмы матки и влагалища, боли в яичниках.
В 3-й стадия (БПМ-3), когда происходят сокращения матки и начало движения по родовому каналу, у ребенка возникает переживание смерти, извращенной сексуальности, агрессии, скато-логии (поедание фекалий). Младенец испытывает сильное сексуальное возбуждение, сексуальные отклонения: в оральной эрогенной зоне наблюдается жевание, глотание, рвота; анальной и уретральной — дефекация и мочеиспускание, генитальной — сексуальный оргазм.
В 4-й стадии (БПМ-4) в процессе прохождения по родовому каналу и рождения у ребенка возникает ощущение катастрофы огромного размаха, идет борьба жизни и смерти заканчивающаяся победой жизни. Либидо испытывает состояние удовлетворения после активности, рвоты, дефекации, мочеиспускания и оргазма.
В отличие от теорий С. Грофа микропсихоанализ С. Фанти (1995) устанавливает, что гармонии между матерью и ее плодом не существует. Наоборот, для их отношений характерны попытки взаимного разрушения, когда на 8-й день ворсинки хориона бла-
106

стоцисты проникают между стенками матки, разрушают их посредством ферментов, остатки разрушенных стенок пожираются; происходит ввинчивание в соединительную материнскую строму. Так выявляется в течение психоаналитических сеансов, что взрослый человек хранит в глубине своего бессознательного воспоминания о том, как он пожирал свою мать. Смертельная ненависть некоторых анализируемых к своим матерям представляют, по С. Фанти, фиксацию именно тех дней. С иммунологической точки зрения эмбрион — чужеродное тело, и первой реакцией матери в отношении своего ребенка являются попытки отторжения. Мать пытается символически освободиться от плода, когда у нее бывает рвота. Таким образом, жизнь рождается, с точки зрения микропсихоанализа, в «маточной войне». Рождение представляет собой, скорее, освобождение, чем эмоциональную травму.
Согласно современным медицинским, биологическим, психологическим и социальным представлениям до 12-летнего возраста, т.е. до возраста полового созревания, психосексуальное развитие охватывает первые два возрастных периода становления и динамики сексуальности. При этом формируются:
1) половое самосознание — способность осознавать себя представите
лем определенного пола;
2) полоролевое поведение — специфический набор требований и
ожиданий, предъявляемых обществом к индивидууму мужского и
женского пола, а также определенные паттерны поведения, харак
терные для фемининности и маскулинности.
Каждому этапу свойственна фазность, которая является закономерностью. В первой фазе накапливается информация о существовании полов, о половой роли. Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды. Индивидуальную ориентацию в данной фазе можно считать завершенной только при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Во второй фазе происходит усвоение паттернов поведения полов, мужских и женских социальных ролей. Наряду с явными специфическими сексологическими проявлениями задолго до собственно пубертатного периода у юных представителей обоих полов происходят психофизиологические процессы, которые на первый взгляд имеют лишь косвенное отношение к сексуальной сфере, но в действительности играют важную роль в формировании сексуальности.
107

5.2. Периодизация психосексуального развития
Психосексуальное развитие, с одной стороны, — определенный аспект онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма. С другой — результат половой/гендерной социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Сексуальное поведение и мотивация индивида зависят от обоих этих факторов, но периодизация, основанная на стадиях развития организма, не может совпадать с периодизацией, основанной на структуре жизненного пути личности. В отечественной сексологической литературе под психосексуальным развитием понимают формирование полового самосознания, половой роли и психосексуальной ориентации, то есть формирование сексуального влечения и поведения (Ва-сильченко Г.С, 1983), которые формируются в три этапа:
I. Формирование полового самосознания.
И. Формирование стереотипа полоролевого поведения.
III. Формирование психосексуальных ориентаций.
Д. Мани и др. сексологии и психиатры склонны считать, что процесс психосексуального развития начинается с момента зачатия. Онтогенезу предшествует пренатальный период развития сексуальности, в процессе которого происходит формирование пола (на генетическом, гонадном и морфологическом уровнях) и структур мозга, ответственных за сексуальное поведение. В процессе индивидуального развития человека, ведущие отечественные сексопатологи выделяют несколько основных периодов развития сексуальности (Г.С. Васильченко, В.М. Маслова, И.Л. Ботнева):
I. Парапубертатный период (от рождения до 7 лет) — форми
руется половое самосознание и начальный этап стереотипа поло-
ролевого поведения (1-й этап психосексуального развития).
II. Препубертатный период (7 —12 лет), характеризующийся выбором и стереотипом полоролевого поведения (2-ой этап психосексуального развития).
III. Пубертатный период (12—16 лет) — самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального влечения — либидо (первые 2 стадии 3-го этапа психосексуального развития).
IV. Переходный период становления сексуальности (16—26
лет), характеризующийся началом половой жизни, мастурбаци
ей, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами воздержания
108

(последняя стадия 3-го этапа психосексуального развития с завершением формирования сексуального влечения).
V. Период зрелой сексуальности (26—55 лет), характеризующийся регулярной половой жизнью с постоянным партнером.
VI. Инволюционный период (55—75 лет) — снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, снижение сексуального влечения до уровня эротической, а затем платонической стадий
Полное соответствие возрастных периодов и этапов психосексуального развития характерно для гармоничного созревания сексуальности. Психиатры и сексопатологи считают критическими для развития сексуальности и возникновения половых расстройств следующие возрастные периоды: 2—4 года, 7—8 лет, 12—15 лет, 16—24 года.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста.
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Ильин Евгений Павлович - Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
  • Сексуальные жесты женщин и мужчин - описание
  • Елькина Юлиана Юрьевна. Гендерное воспитание дошкольников
  • Секс, сексуальный; пол, половой; sex, sexual
  • Белан Юлия Александровна. Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Кузьмичева Татьяна Александровна. Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Бекетова Оксана Николаевна. БУКЛЕТ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Дзюба Татьяна Александровна. Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
  • Дёмина Ирина Львовна. Воспитание доброго отношения к окружающим в младшем дошкольном возрасте
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Ольга Владимировна Голубкова. Роль игры в нравственном воспитании дошкольников
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Стил Б.Ф. Некоторые последствия сексуального злоупотребления детьми
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Чадаева Валентина Юрьевна. Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Саливончик Людмила Анатольевна. Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Мальчики и девочки»
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Извращение; perversion
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Берш Наталья. Родительское собрание на тему: «Роль пальчиковых игр»
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Халевина Оксана Михайловна. Технология полоролевого воспитания дошкольников.
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция импульсивного поведения старших дошкольников
  • Галина Мартыненко. Консультация для родителей «Девочки и мальчики – они разные»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Пол биологический; Sex; Geschlecht
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Шевченко Елена Викторовна. Инновационные технологии по выявлению детей с нарушением поведения в раннем возрасте
  • Гарифуллина Ляйсан Камиловна. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Растем вместе' часть 2
  • Белан Юлия Александровна. Полоролевая идентичность и психофизиологические особенности мальчиков и девочек
  • Постолова Галина Борисовна. Консультация 'Воспитание культуры поведения у детей
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь