|
Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20932
Автор: Баскаков В.Ю.
Название: СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Свободное
ром ведущий синхронизирует свои движения с собственным дыханием. Например, поднимает руки при вдохе, а опускает при выдохе. Тогда ведомый, отражая его движения, и дышать будет в едином с ним ритме. В этом случае легче и быстрее удается достичь эффекта "зеркала". 3.12. Упражнение "Синтез" (соответственно в парах) Исполняется под запись музыки: К.Глюк. Мелодия. — Орфей и Эвридика. Партнеры взаимодействуют друг с другом, танцуя, используя все приемы невербального общения, которые прорабатывались в предыдущих упражнениях, и при этом обязательно соотносят свои движения с музыкой. Здесь нет предварительно фиксированных ролей ведущего и ведомого. Инициативу берет на себя то один, то другой, и такое общение напоминает обмен репликами в разговоре. Цикл "совместное творчество в группе" 4.1. Упражнение "Организм" ("Механизм") Исполняется под запись музыки: М.Равель. Болеро. Танец начинает кто-то один, импровизируя иод музыку (стоя на месте или перемещаясь в пространстве). К нему присоединяется другой, "подстраивая" свои движения к движениям первого. Таким же образом в танец вступают (но одному) все остальные, и каждый находит свое место в этом едином организме и соотносит свои движения с другими исполнителями, стараясь при этом использовать Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 183 возможности индивидуально-пластического творчества. 4.2. Упражнение "Встретились два существа" Исполняется без заданного звукового сопровождения Перед группой ставится задача: придумать и показать ситуацию (сценку), как встретились два (три) существа, и чем это закончилось. Условие: каждое существо воплощается несколькими участниками. При этом надо показать пластические особенности каждого существа, их реакцию друг на друга, взаимодействие, используя выразительные движения, шумовые и голосовые звуки, вокализации, которые и составят естественное "музыкальное" сопровождение данного упражнения. 4.3. Упражнение "Жизнь эмоций" Исполняется без заданного звукового сопровождения. Группе предлагается передать с помощью выразительных движений не менее четырех эмоций (на выбор: интерес, удивление, радость, печаль, гнев, страх) — но не изолированно одна от другой, а последовательно, чтобы каждая последующая эмоция "вытекала" из предыдущей (очередность их определяется общим замыслом участников). При этом каждую эмоцию интересно передать в развитии: ее зарождение, нарастание, кульминацию и спад (или внезапный переход в другую эмоцию). В качестве "музыкального" сопровождения используются шумовые и голосовые импровизации (звукоподражания, вокализации и пр.). 184 Свободное тело Предпочтительней не показывать конкретные события с конкретными персонажами, а по возможности абстрагировать, символизировать ситуацию, чтобы эмоции предстали как бы "в чистом виде": как некие субстанции или разные "стихии". Однако право выбора, каким образом воплотить замысел, остается за группой. Можно разбить группу на подгруппы в 10-15 человек, каждая из которых разрабатывает свой замысел и затем по очереди "выступают" друг перед другом. Процедура работы с последующими упражнениями: участники слушают запись музыки (лежа на спине с закрытыми глазами), при этом каждый наблюдает за возникающими в его воображении картинами, образами (названия произведений и упражнений не даются); — все обмениваются своими впечатлениями от музыки; по решению группы либо вырабатывается общий замысел совместного танца, либо участники соглашаются импровизировать под звучащую музыку; — группа исполняет упражнение (совместный творческий танец) под музыку; — общее обсуждение после упражнения проводится по усмотрению тренера. 4.4. Упражнение "Фантазия" Исполняется под запись музыки: К.Дебюсси. Облака. Если группа работает активно, с интересом, то тренер старается пг вмешиваться в процесс. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 185 В противном случае, если группе не удается воодушевиться на разработку и воплощение общего замысла, тренер может прийти на помощь и предложить следующее. Участники берутся за руки и перед началом упражнения выстраиваются общим кругом (или спиралью, или "змейкой" — на выбор). Под музыку они начинают неторопливо двигаться, кто как хочет, перемещаться в пространстве от одного участника к другому, ио при этом обязательно сохранять связь, держась за руки (в неудобных для движения положениях руки можно расцеплять и держаться за плечи, торсы других исполнителей). 4.5. Упражнение "Чего на свете не бывает" Исполняется под запись музыки: Э.Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Здесь — в качестве подсказки — тренер может предложить участникам двигаться, как фантастические существа, используя пластику, не свойственную человеку в обыденной жизни. 4.6. Упражнение "Свет и тень" Исполняется под запись музыки: Б.Петров. Вступление. Отвергнутые. Танец протеста. Адажио. — Рок-балет "Память". Участники импровизируют танец, стараясь максимально использовать опыт, наработанный в ходе тренинга. В заключении проводится обсуждение итогов тренинга в общем кругу. 186 Свободное тело Примечание — Предложенная здесь музыка может быть заменена другими произведениями, аналогичными но характеру и продолжительности звучания. — Приведенные упражнения (особенно индивидуальные и парные) можно использовать не только в рамках тренинга, но и выборочно. Если занятия с группой ведутся в течение длительного периода, то упражнения можно повторять с целью все большего развития тех или иных психо-физических качеств. 3.4.Размышления об этике соматической психотерапии.* Вступление Эта статья отвечает на потребность в формировании этических стандартов в области телесной терапии. Она адресована как консультантам и психотерапевтам, пользующимся телесными методами в своей практике, так и более широкому терапевтическому сообществу. Авторы намерены сделать доступнее информацию в этой области, чтобы усилить осознание этических соображений и развивать соответствующие этические стандарты в практике. Соматические подходы в консультировании и психотерапии становятся ведущими. В Северной Америке и Европе в настоящее время уже более пяти лет существует около 52-х институтов с обучающими программами. Включение тела в понимание психологического развития личности относительно ново для западного мира. В разных аспектах этого подхода уже проведено некоторое количество исследований, но по мере роста данной области растет необходимость в них. Эта статья определяет некоторые важные направления развития этических соображений. Соматические подходы требуют дополнительных и более четких этических стандартов, чем обусловленное консультирование и психотерапия, поскольку: * Ian Macnaughton, Ph.D., R.C.C., Marianne Bentzen, M.A., Enc Jarlnaes, M.A. Ethical Consideretion in Somatic Psycotherapies, "Energy and Character", Vol.24,№2. Перевод с англ. М.Булыгиной 188 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|