Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38810

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Можно также предложить участникам следующее упражнение: «Подумайте, какую фразу вы очень хотите (или очень не хотите) услышать от кого-либо из партнеров по группе или от своего друга или члена семьи. А теперь станьте этим человеком и произнесите эту фразу». В уже сложившемся коллективе (например, в учебной группе) каждого участника просят поделиться своими пожеланиями или жалобами. Используются также следующие упражнения.
«Самопредставление» (в виде монолога или интервью).
«Исполнение роли» (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).
«Монолог с двойником». Один из участников расхаживает в кругу, образованном группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать и их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы.
«Обмен ролями» позволяет протагонисту не только увидеть себя со стороны, но и побыть в роли значимого другого или отождествиться со своей субличностью, чтобы лучше ее прочувствовать и осознать.
«Зеркало». Показ протагонисту, сидящему в это время в зале, определенных особенностей его поведения – возможно, в преувеличенном виде.
«Техника Мидаса». Группа пытается по поведению участника, отличающегося сдержанностью, определить его тайные желания. Затем с согласия участника дублеры в преувеличенном виде отображают соответствующие его проявления.
«Горячий стул» (разговоры за спиной). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
«Пустой стул»: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность.
«Скульптура семьи». Режиссер выбирает в группе тех, кто напоминает ему членов его семьи, в том числе тех, с которыми он рос. Он усаживает семью за обеденный стол или размещает в определенных позах для разыгрывания какой-то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дается краткая информация о его прототипе и реплика, отражающая характер персонажа. Затем режиссер превращается в актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли и потом делятся своими впечатлениями.
«Близкие и далекие». Участник – режиссер размещает членов группы в пространстве, назначает каждому определенную роль, определяя позу персонажа и снабжая его соответствующей репликой. В заключение персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Вариант этой игры: режиссер расставляет участников вокруг себя на дистанции, соответствующей его представлению о степени близости между людьми.
«Тест на спонтанность». Протагониста неожиданно ставят в заранее подготовленную с дублерами ситуацию и просят действовать как можно естественнее.
«Возврат во времени». Воссоздание картин прошлого по принципу «здесь и теперь».
«Шаг в будущее». Разыгрывание ожидаемого или воображаемого будущего.
«Сновидение». Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить протагониста видеть приятные сны.
«Письмо». Участники по очереди пишут на воображаемой бумаге вслух предельно откровенные письма значимым другим, дублер дописывает постскриптумы. «Телефонный разговор»: то же по телефону, в качестве абонента отвечает вспомогательное лиц
«Шахматная доска». Участник в роли короля выбирает другие фигуры, которые нападают на него или защищают.
«Фотоальбом». Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото и вступает с ним в диалог.

В процессе разогрева выявляется протагонист – главное действующее лицо, драматург и режиссер сегодняшней психодрамы. По ходу его самодиагностики и сообщения необходимых анамнестических данных директор отыскивает ключи – индикаторы проблемы в вербальном и невербальном поведении протагониста. На основе найденных ключей может быть разыграна сцена, метафорически изображающая ситуацию: «Два козлика на узкой тропинке» и т.п.
Протагонист вместе с директором подбирает вспомогательные «Я», играющие значимых других и субличности пациента. Они должны сопереживать протагонисту, чутко улавливать указания терапевта и вносить в игру собственное чувствование проблемы. Зерка Морено (1998) выделяет 5 функций вспомогательного «Я»: 1) играть нужную для протагониста роль, 2) понимать отношения протагониста к изображаемым персонажам, 3) прояснять не осознаваемые им аспекты этих отношений, 4) направлять протагониста на поиск разрешения внутренних проблем и межличностных конфликтов, 5) «наводить мосты» для перехода от ролевой игры к реальной жизни.
Г. Лейтц (1994) добавляет, что вспомогательные «Я» являются посредниками между протагонистом и директором, полученные от них обоих указания определяют их в остальном спонтанную игру. При работе с психически больными необходимо вначале обучать пациентов, исполняющих роли вспомогательных «Я», или использовать ассистентов.
2-я стадия – психодраматического действия, наиболее продолжительна и динамична. В ней достигаются катарсис и инсайт-в-действии по проблеме (отреагирование и осознание вытесненных чувств). Разыгрываются не только ситуации межличностных отношений пациента, но и фантазии, сны; действующими лицами могут выступать противоборствующие силы человека.
Чтобы помочь протагонисту сосредоточиться на конкретном содержании проблемы, Дж. Кори (2003) рекомендует задавать ему такие вопросы:
 Кто доставляет вам больше всего проблем, с кем вы связываете свои трудности?
 Какие несколько слов или фраз могут лучше всего описать ваших отца и мать?
 Вы можете назвать основное сообщение, которые вы получали от родителей?
 В какие моменты вы чувствуете себя наиболее изолированным от других и покинутым?
 Что вы делаете, когда чувствуете себя отверженным или нелюбимым?
 На сколько лет вы себя чувствуете сейчас?
 В чем бы вы хотели изменить поведение своего мужа (своей жены) по отношению к вам? В какие моменты вы чувствуете, что ваш муж (ваша жена) критичнее всего к вам?
 Какие слова супруга (супруги) расстраивают вас больше всего?
 Какие несколько фраз хотели бы вы сказать своему ребенку
 Что бы вы хотели услышать от него?

На стадии действия обычно используются следующие приемы.
 Дублирование. Привлечение двойника – Альтер эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его поведения.
 Максимизация. Директор предписывает протагонисту довести до максимума проявление сопротивления с целью осознать его.
 Конкретизация. Абстрактное выражение сопротивления воплощается в физической форме.
 Свеча позволяет члену группы несколько минут побыть на авансцене в роли протагониста.
 Разговоры за спиной (горячий стул). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
 Исполнение роли (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).
 Реплики в сторону (при невозможности высказать что-то партнеру прямо).
 Пустой стул (к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность).
 Высокий стул. Протагонист садится на стул, расположенный выше других, как на трон перед своими подданными, они выражают восхищение его достоинствами.
 Сновидение. Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить протагониста видеть приятные сны.
 Персонификация животных и предметов, наделенных качествами, которых не хватает участникам.
 Круг давления (прорыв вовне). Круг символизирует давление и гнет, который испытывает протагонист. Круг образуют члены группы или расставленные протагонистом стулья, кого-то или что-то изображающие. Протагонист прорывается из круга, отодвигает стулья.
 Стена (прорыв внутрь). Круг участников символизирует внутренние барьеры протагониста, отделяющие его от значимого человека, роль которого исполняет участник, стоящий внутри круга.
 Круг утешения. Участники окружают протагониста и выражают ему словами и невербально свое сочувствие и любовь. Используется после отреагирования печали и при завершении работы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Трансфер; перенос; transference
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Группа; Group; Gruppe
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Васильева Оксана Сергеевна. Театр в нашей группе
  • Ладам Ф. Иллюзия переноса и ловушки контрпереноса (в случаях с подростками)
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Шаверен Дж. Cупервизирование эротического переноса и контрпереноса
  • Раиса Кочеткова. Проектная деятельность во 2 младшей группе «Мы растём»
  • Глуговский Д.В. Перенос в групповом психоанализе
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Групповая психотерапия
  • Онищенко Елена Васильевна. Предметно – развивающая среда в группе раннего возраста.
  • Групповая психология
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Белавина Марина Анатольевна. Педагогический проект «Творчество в семье»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Информационный проект «День здоровья»
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Разиля Гайсина. Оформление группы детского сада
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Габбард Г.О. Судьба переноса: границы после завершения лечения
  • Джозеф Б. Перенос: тотальная ситуация
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Лубошникова Анна Николаевна. Краткосрочный проект в младшей группе «Игрушки»
  • Тунегова Наталья Вячеславовна. Краткосрочный творческий проект по ОО «Познавательное развитие» (математика) «Радуга – дуга» для детей средней группы детского сада
  • Мухина Елена Александровна. Познавательно-творческий проект «Мамино сердце» в старшей группе
  • Двинских Елена Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ младшей группы МБДОУ детский сад №24 «Малыш»
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь