|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165088
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Формирование нравственных механизмов регуляции поведения и отношений на сегодняшний день является одной из важнейших задач развития профессионализма. Не секрет, что сегодня проблема нравственной регуляции поведения является далеко не приоритетной.
В частности, социально-психологические исследования свидетельствуют, что такие всегда значимые и ценные качества личности, как честность и порядочность, ставятся немалым числом государственных служащих лишь на седьмое место, а предпринимателями — еще ниже*. * Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Под ред. А. Л. Журавлева и Е. В. Шороховой. — М. ИП РАН, 1999. Многие ведущие электронные журналисты утверждают, что показатели нравственности не должны входить в систему оценки их профессионализма, оправдывая тем самым мнение, что журналистика является «второй древнейшей профессией». Политики же вообще о нравственности предпочитают не говорить, потому что их приоритетами являются политические (считай, экономические) интересы и цели. Низкая моральная нормативность поведения и деятельности у политиков и предпринимателей имеет свое объяснение. Как показали исследования, такое положение дел связано прежде всего с наличием разных психологических дистанций по отношению к людям, что как бы подталкивает руководствоваться и различными правилами поведения по отношению к ним. Думается, эта причина не единственная. Как бы то ни было, развитие профессионала должно независимо от сферы его деятельности обязательно сопровождаться формированием позитивного отношения к моральным и этическим нормам поведения и отношений. Структура системы нравственной регуляции деятельности и поведения у профессионалов отличается сложностью и включает в себя следующие базисные взаимосвязанные компоненты*: • мотивационный (положительное отношение к данному виду деятельности, стремление к самореализации и достижениям, нравственные и профессиональные установки и интересы); • когнитивный (знания о профессиональной этике, представления о нравственности и нравственных нормах); • регулятивный (владение способами и приемами, необходимыми для понимания смысла нравственных норм и предписаний); • позиционный (положительное отношение к лицам, с которыми осуществляются профессиональные взаимодействия, обязательность и ответственность перед ними); • эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию, способность чувствовать удовлетворение от работы, инициативность); • оценочный или рефлексивный (нравственная самооценка своей подготовки, результатов деятельности и отношений). * Богданов Е. Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. — М.: РАГС, 1995. Гармоничное единство данных компонентов и составляет нормативную систему нравственной регуляции поведения и отношений профессионала. Последовательное формирование нормативной системы регуляции деятельности, поведения и отношений является основой профессионально-нравственной культуры, что является признаком настоящего профессионала. В акмеологических исследованиях разработана теоретическая модель профессионально-нравственной культуры субъекта труда в его движении к АКМЕ, включающая последовательную систему алгоритмов саморазвития: • актуализация потребности в личностном и профессиональном самопознании с целью осуществления личностно-профессионального роста до уровня профессионализма; • ознакомление с основными средствами психологической самодиагностики и освоение их; • формирование профессиональных и гуманистических ценностных установок, эталонов и норм к объектам и субъектам профессиональной деятельности; • развитие подсистемы профессионализма деятельности и личности; • рефлексия профессиональной деятельности и личностно-профессиональных качеств; • формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании. Ориентация на отмеченные системы и модели является залогом формирования нормативной нравственной системы регуляции деятельности, поведения и отношений профессионала. Подсистема формирования продуктивной Я-концепции. Личностно-профессиональное развитие субъекта труда до уровня профессионала возможно при наличии продуктивной Я-концепции, то есть устойчивой осознанной и переживаемой неповторимой системы представлений субъекта о самом себе, своих возможностях и перспективах, на основе чего он строит свои отношения и взаимодействия. Адекватные представления позволяют сформировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программы развития и саморазвития, выстроить гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений. Я-концепция — это целостный, хотя, возможно, не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», он выступает как установка по отношению к самому себе и включает следующие компоненты: • когнитивный (образ своих качеств, способностей, социальной значимости и пр., то есть проявление самосознания); • эмоциональный (самоуважение, себялюбие и пр.); • оценочно-волевой (стремление завоевать уважение). Основу Я-концепции составляют различные представления о самом себе, отличающиеся различной степенью адекватности: • «Я» реалистичное в настоящем времени; • «Я» идеальное (т. е. каким субъект стремится быть, ориентируясь на моральные нормы); • «Я» динамическое (каким намерен стать в будущем в процессе своего развития); • «Я» фантастическое (каким желал бы стать, если это оказалось бы возможным). В акмеологических исследованиях было показано, что развитие профессионализма личности предполагает гармоничность составляющих Я-реального (настоящего), Я-идеального, Я-фантастического и Я-будущего*. * Агапов В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности. — М ГУУ, 1999; Агапов В. С. Становление Я-концепции личности теория и практика. — М.. Ин-т молодежи, 1999. Адекватность Я-настоящего обусловливается развитием системы самооценки, самоконтроля, рефлексией. Я-идеалыюе и Я-будущее являются стимулом для личностного развития в случае их реалистичности и адекватной оценки своей индивидуальной ресурсности и возможности ее усиления. Я-фантастическое способствует формированию высоких личностных и профессиональных стандартов. Явное доминирование какого-либо компонента может стать тормозом для становления профессионала. В процессе развития следует помнить о том, что в силу гетерохронности отдельных этапов их роль неравнозначная. Акмеологические представления о сущности продуктивной Я-концепции развивающейся личности базируются главным образом на анализе личностно-профессионального развития управленческих кадров и государственных служащих. Именно в этой области, по нашему мнению, получены наиболее конструктивные результаты. В этих исследованиях было показано, что для функций Я-концепции развивающейся личности характерно следующее: • они находятся в тесном взаимодействии с социально-психологическими механизмами идентификации, интериоризации, рефлексии, психологической защиты динамического равновесия, стереотипизации, локуса контроля, аттракции, эмоциональной самоподдержки, эмпатии, подражания и психологического заражения; • продуктивность их проявления связана с природными и социальными качествами субъекта труда; • выражены они у субъекта в разной степени и обладают акцентами доминирования; • их разнообразие и гармоническое единство обеспечивает продуктивность развития; • осознанные негативные проявления являются основой для самосовершенствования. При этом отмечалось, что для развития продуктивной Я-концепции необходимы: • гностические умения (прежде всего анализировать ситуацию, характеристики субъектов и объектов деятельности и взаимодействий); • проектировочные умения (адекватно представлять существующие причинно-следственные и функциональные связи); • конструктивные умения (выстраивать и корректировать систему поведенческих, «деятельностных и отношенческих» стратегий); • коммуникативные умения (устанавливать, реализовывать и корригировать взаимоотношения, адекватно регулировать отношения внутри группы, устанавливать эмоционально положительные контакты, управлять и влиять на поведение и отношения); • рефлексивные умения (реагировать адекватно ситуации и субъектам взаимодействия); • социально-перцептивные умения (выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество, действовать с учетом индивидуальных особенностей субъектов взаимодействия). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|