Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142776

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• Эриксон постулирует 8 возрастных стадий, фокусирующих в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении своей жизни.
• Каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен.
• Психологическое развитие происходит в результате взаимодействия между биологическими потребностями индивида и требованиями общества.
• Эриксон расширил рамки своей теории, включив в нее, кроме детства, отрочества и юности, оставшийся отрезок жизни, вплоть до ее завершения.
• Ядром, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-иден-тичности.
• Несмотря на то что Фрейд и Эриксон разработали теории в русле психоаналитической традиции, теорию Фрейда можно назвать психосексуальной, тогда как теория Эриксона является, прежде всего, психосоциальной.
Оценка психоаналитической традиции
Хотя многие считают, что традиционный психоанализ стал достоянием истории, он продолжает вносить значительный вклад в исследование человеческого поведения. Его сильная сторона заключена в богатстве возможностей холистическо-
91
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
го подхода: готовности рассматривать целостного индивидуума, включая как сознательную, так и бессознательную психическую активность, в особенности эмоции. Внимание к бессознательным процессам позволяет психоанализу исследовать ключевые области человеческого поведения, которые многими другими психологическими школами едва затрагиваются. Кроме того, эта теория предоставляет богатые возможности для рассмотрения межличностных отношений, особенно в детстве и в рамках нуклеарной семьи.
Основная слабость психоаналитической теории неотделима от ее силы. Хотя эта теория исследует глубины личности, именно эту сферу почти невозможно определить или подтвердить правильность ее описания экспериментом. Психоаналитическая теория развития опирается на факты, полученные в основном клиническим методом, для чего взрослые люди должны были субъективно реконструировать свое детство. Поэтому ее часто упрекают в ненаучности, расплывчатости и в том, что она плохо поддается проверке.
Как вы увидите далее, в теориях «Я» детерминизм, свойственный психоаналитической теории и теориям научения, подвергается сомнению. Несмотря на то что такой теоретик, как Б. Ф. Скиннер, отрицает наличие у человека свободы, создатели теорий «Я» утверждают, что люди могут делать выбор и ощущать ответственность за свои повседневные действия.
ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Охарактеризуйте предположения Фрейда о развитии личности и его теорию психосексуального развития.
2. Чем теория развития личности Эриксона отличается от теории Фрейда?
3. Перечислите конфликты развития, которые, согласно теории Эриксона, становятся критическими в определенных точках жизненного цикла. Обсудите исходы этих конфликтов.
ТЕОРИИ «Я»
Цель гуманистической психологии и связанных с ней теорий «Я» — создать представление о человеческой природе как можно ближе к человеческому опыту. С точки зрения гуманистической психологии люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок животных влечений.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века как более оптимистическая третья сила в исследовании личности (Maslow, 1968). Она явилась реакцией против внешнего детерминизма, отстаиваемого теорией научения, и внутреннего детерминизма сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений, предполагаемого теорией Фрейда. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией экзистенциализма. Экзистенциализм — это направление современной филосо-
92
фии, в центре внимания которого — стремление человека найти смысл своего личного существования и согласно этой теории, люди поступают в соответствии со своей волей и действуют творчески; эта те тесно связана с философией экзиcтeниизмa. Они считают, что люди сами выбирают, как им жить.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ психология -жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.
Поэтому психологи гуманистического направления отвергают детерминизм влечений, инстинктов или средового программирования. Психологи гуманистического направления выше всего ставят человеческий потенциал, в центре внимания которого стремление человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ направление в философии XX века,— Как биологический вид человек отличается от других животных более развитой способностью пользоваться символами и мыслить абстрактно.
По этой причине психологи гуманистического направления считают, что многочисленные эксперименты на животных дают мало информации о людях. Крыса в лабиринте не может теоретически осмыслить стоящую перед ней задачу, как это сделал бы человек.
Психологи гуманистического направления придают одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека. Люди относятся к себе и к другим как к существам, действующим по своему усмотрению и стремящимся творчески достичь своих целей (May, 1986). Оптимизм психологов гуманистического направления заметно отличает его от большинства других теоретических подходов. Рассмотрим подробнее гуманистические взгляды А. Маслоу и К. Роджерса.
Маслоу. Влиятельным психологом гуманистической школы является Абрахам Маслоу (1908-1970). В его теории «Я», предложенной в 1954 году, особое значение придается присущей каждому человеку врожденной потребности в самоактуализации — полном развитии своего потенциала. Согласно теории Маслоу, потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены
потребности, такие как потребности в безопасности, любви, пище и крове.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ Полная реализация потенциала только после того, как будут удовлетворены «низшие» индивидуума.

Например, голодный ребенок не сможет сосредоточиться на чтении или рисовании в школе, пока его не накормят.
Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды, показанной на рис. 2-2. В основании пирамиды лежат основные физиологические потребности выживания; людям, как и другим животным, для того чтобы выжить, нужны пища, тепло и отдых. Уровнем выше находится потребность в безопасности; людям необходимо избегать опасности и чувствовать себя защищенными в повседневной жизни. Они не могут достичь более высоких уровней, если живут в постоянном страхе и тревоге. Когда разумные потребности в безопасности и выживании удовлетворены, следующей насущной потребностью становится потребность в принадлежности. Людям необходимо любить и чувствовать себя любимыми, находиться в физическом контакте друг с другом, общаться с другими людьми, входить
93
Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

Рис. 2-2, Иерархия потребностей Маслоу
Хотя «высшие» потребности являются не менее существенными, чем «низшие», люди нуждаются в первую очередь в удовлетворении последних (таких, как потребности в выживании и в безопасности) и только потом — в удовлетворении потребностей в принадлежности и уважении. Позднее, в период взрослости, люди должны выработать у себя потребность в самоактуализации, чтобы максимально развить свой потенциал в состав групп или организаций (May, 1986). После того как потребности это уровня удовлетворены, актуализируется потребность в уважении к себе; людям нужны положительные реакции окружающих, начиная с простого подтверждения их основных способностей до аплодисментов и славы. Все это дает человеку ощущение благополучия и довольства собой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Журавлева Елена Викторовна. Конспект НОД по познавательному развитию «Легенды о первоцветах»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Чернова Наталья Михайловна. Памятка для родителей - Коротко: ФГТ по дошкольному образованию
  • Османова Гульнара. Физическое воспитание дошкольников
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Туркина Ольга Владимировна. Конспект с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Медкова Екатерина Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Головина Светлана Владимировна. Конспект комплексного занятия по математике «Путешествие на поезде»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь