Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106599

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Задание 7.
Цель: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.
Занятие проводится в группе. Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба. Психолог рассказывает о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег — зима; ель — лес и пр.
После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом.
123
Для закрепления усвоенного приема психолог предлагает ребенку разнообразные слова и картинки для запоминания.
Задание 8. Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка по ассоциации».
1 этап
Из набора слов детям предлагается выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Психолог зачитывает эти пары слов: лес — гриб; зима — снег; кот — ведро; река — рыба; облако — лев; ворона — краска; гнездо — птица.
2 этап
Детям предлагается выписать оставшиеся пары слов и подумать, как эти слова можно связать друг с другом. Дети обсуждают между собой и составляют ассоциативные ряды.
3 этап
Ребенку зачитываются пары слов, которые необходимо запомнить: диван — тигр, девочка — брат, небо — земля, глаз — муха, озеро — верблюд, ковер — цветок, цыпленок — стол.
Затем психолог зачитывает первое слово, а дети дополняют второе слово. После окончания задания дети обсуждают свои результаты.
Задание 9. Развитие памяти на основе мнемического приема «классификация».
Психолог читает ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем просит назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу.
Аналогичный способ запоминания можно предложить детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.
124
Методика «смысловые единицы» (К. П. Мальцева, 1958).
Цель занятия — обучение ребенка выделению главного звена в тексте.
Техника. Чтобы вычленить главное, ребенок должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?». Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения.
Описание методики:
Обучающая методика имеет две части: первая часть — выделение смысловых опор, вторая часть методики — составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.
Часть I. Обучение созданию мнемических опор
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста, и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать: о ком (или о чем) говорится дальше, и что об этом говорится. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»
Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ «Заячьи лапы».
«Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза Огонь почти хьатал его за плечи.
Вдруг из-под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
125
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня. Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.
Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте».
После чтения рассказа задаются вопросы.
Общие правила выделения мнемических опор:
1. Текст предварительно не разбивается на части.
2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.
3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек».
5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.
6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.
7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.
Через 3-4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» сливаются в один, и пропадает необходимость задавать их вслух.
Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом. Но мне-мическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.
Часть II. Составление плана.
Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания. Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ об основном, но могут являться планом текста.
126
а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа;
б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;
в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана должны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. Кроме того, план — это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели — запомнить.
После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.
Опыт нашей работы показывает высокую эффективность кор-рекционных занятий по формированию мнемических операций для детей с задержкой психического развития. В процессе занятий необходимо учитывать не только уровневые и специфические характеристики памяти ребенка, а также уровень сформированное -ти его мыслительных операций. Занятия следует проводить поэтапно. Обязательным условием эффективности занятий является формирование позитивной установки у ребенка, развитие мотива-ционной основы его деятельности. Это успешно достигается в процессе игровой ситуации, группового взаимодействия детей.
Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с ЗПР
В зависимости от особенностей развития мышления условно можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР:
1) Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью. Это наиболее часто встречается у детей с ЗПР психогенного происхождения.
127



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Притча «Рука дающего и рука берущего»
  • Притча «Ноги»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Наталия Викторовна Резвая. Гинастика после сна
  • Колесникова Инна Владимировна. Комплекс дыхательной гимнастики после сна
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Моськина Татьяна Васильевна. Пальчиковая гимнастика
  • Баркалова Наталья Львовна. «Урожайная зарядка»
  • Афанасьева Ольга. Консультация для родителей 'Комплекс упражнений для самомассажа'
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет 'Веселый английский'
  • Бенджамин Роу. Книга Сеньоров. AHMLICV
  • Егорова Наталия. Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Притча «Хитрый Алдар-Косе»
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Анна Ильиных. Коллекция упражнений для развития мелкой моторики
  • Притча «Она»
  • Редактор. Медвежонок с сердечком ко Дню Святого Валентина.
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Притча «Покой без покоя»
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Меркулов Николай Иванович. Не заживающая рана - рассказ о ветеране ВОВ
  • Притча «Притча о проблемах»
  • Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»
  • Павел Пискарев. «Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
  • Гульнара Ибрагимова. Комплекс ритмической гимнастики.в подготовительной к школе группе
  • Аутогенная тренировка.
  • Радюкова Елена Васильевна. Кинезиологическая гимнастика
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Аверина Марина Олеговна. Гимнастика пробуждения для детей для средней группы
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики у самых маленьких.
  • Султанова Светлана Рифкатовна. Картотека пальчиковых игр для детей с ОВЗ 2-4 лет
  • Ландыш Солтановна Шаяхметова. Организация подвижной игры «Весёлые птички»
  • Притча «Маленькое-Большое Счастье!»
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Ковалева Валентина Александровна. Конспект НОД для детей второй младшей группы на тему: «Бережем тепло»
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Ольга Владимировна Перадзе. Конспект открытого занятия по ФИЗО
  • Притча «Стакан в вытянутой руке»
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Песикина Ольга Васильевна. Психологическое занятие – игра 'Волшебное путешествие'
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Рука Мокусена»
  • Кунтувганова Ралина Аскерхановна. Парад шахматных фигур.
  • Скрещивание лодыжек. - Невербальная коммуникация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь