Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156335

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Другая, не менее важная возможность расстройства состоит в том, что мотивационные когниции активизируются, а затем начинают колебаться то назад, то вперед, так что процесс задерживается или совсем прекращается. Они являются составными частями чрезмерной фиксации на актуальном положении вещей (Kuhl, 1983, 1996; Kuhl & Beckmann, 1994). Под «фиксацией на актуальном положении вещей» (Lageorientierung) следует понимать мысленную концентрацию на ситуативных обстоятельствах и возможности в ущерб концентрации на начале действия и на выполнении действия.
Содержательные расстройства с точки зрения ожиданий могут состоять в том, что возникают негативные ожидания (т. е. страдающий этим расстройством человек, например, думает, что значимая для него цель является недостижимой). Причины этого могут лежать в негативной интерпретации предшествующего опыта и настоящей ситуации, которые могут восходить, с одной стороны, к негативным представлениям о своих способностях и к интервальной каузальной атрибуции негативных событий, с другой (см. ниже).
Кроме того, в фазе активизации может возникнуть недостаток или избыток значимости. В случае недостатка значимости человеку все безразлично; он не видит, каких важных целей необходимо достичь. К непосредственным причинам такого нарушения относится прежде всего недостаток позитивных чувств, которые в норме связаны с действиями или достижением цели. Другая непосредственная причина может состоять в недостаточной разработанности значимости, т. е. прежде всего слишком слабых и слишком мало детализированных чувственных представлениях о действиях и достижении желаемых целей. Более далекие причины могут заключаться в общих проблемах развития идентичности и личностных целей (Brunstein & Maier, 1996). Но и чрезмерно высокая значимость может представлять собой проблему. Это справедливо как для чрезмерно позитивной значимости (если, например, очень много целей и действий одновременно переживаются как важные), так и для чрезмерно негативной значимости (которая заключается в предвосхищении негативных эмоций и ведет к мотивации избегания).

2.1.2. Формирование желаний совершить действие (мотивация выбора)

На основе информации об ожиданиях и значимости формируются более или менее интенсивные желания выполнить соответствующее действие (Heckhausen & Kuhl, 1985). В соответствии с теорией «ожидания—значимости» предполагается, что этот процесс протекает субъективно и «целерационально»: действие стремятся совершить в том случае, если оно связано с позитивными ожиданиями цели и позитивной значимостью цели и действий; и к нему стремятся тем сильнее, чем выше соответственно ожидания и значимость.
Расстройства мотивационного процесса. В этой фазе также может произойти преждевременное прекращение или чрезмерное, связанное с фиксацией на актуальном положении вещей растяжение во времени соответствующих частных процессов. В обоих случаях причиной может быть негативная метамотивация. При действиях, связанных с тревогой, такая метамотивация в смысле избегания тревоги нацелена или на то, чтобы избежать подобных размышлений о соответствующих действиях, или на то, чтобы по возможности затянуть намечающиеся решения.
Недостаток желаний и избыток желаний. Недостаток желаний может возникать из-за дефицита значимости, из-за негативных ожиданий или при отсутствии завершения фазы активизации (см. выше). В качестве примера можно назвать пребывание в депрессивном настроении при отсутствии желания совершать какие-либо действия, основанное на представлении, что действия не приведут к улучшению ситуации. Чрезмерные желания совершения действий могут возникать, помимо прочего, и из-за представлений о чрезмерной значимости (например, патологические влечения).
Образование нереалистичных и иррациональных желаний. Желания могут содержать нереалистичные ожидания относительно достижения цели; в этом заложено возникновение последующих проблем. Кроме того, может быть так, что единицы субъективной информации об имеющихся ожиданиях и значимости неадекватно сопоставляются друг с другом, что приводит к возникновению субъективно иррациональных желаний (Pekrun, 1988). Часто случается так, что мысли об амбивалентных действиях и целях из-за имеющейся негативной значимости (например, связанной с тревогой) избегаются (негативные метакогниции; см. выше). Это может привести к субъективно не желаемым, преждевременным задачам.

2.1.3. Выбор между желаниями выполнения действий: формирование намерения

Если сформировалось желание совершить некоторое действие, необходимо «перейти Рубикон» (Gollwitzer, 1996): необходимо решить, перейдет ли оно в субъективно обязывающее намерение. При этом оно зачастую конкурирует с другими желаниями, которые не могут быть одновременно реализованы (конфликт желаний). Теории «ожидания—значимости» обычно предполагают, что подобные конфликты решаются таким образом, что выполняется только желание с наиболее высокой комбинацией значимости и ожидания. Правда, существуют также и другие возможности (см. также Heckhausen & Kuhl, 1985). Например, реализация определенных желаний может быть отложена (формирование намерения и его хранение в памяти «про запас»; Gollwitzer & Malzacher, 1996). В этой важнейшей фазе могут возникать следующие проблемы.
Расстройства мотивационного процесса. С одной стороны, они могут состоять в том, что формирование намерения протекает неадекватно быстро и нерефлективно. Это может привести к слабым, слишком мало дифференцированным или даже нереалистичным намерениям («импульсивность»). С другой стороны, здесь также существует описанная выше возможность избыточной персеверации (чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей).
Избыток или недостаток намерений. Избыток или недостаток намерений может первоначально основываться на уже имеющемся недостатке или избытке соответствующих желаний выполнения действий. Недостаток может возникнуть также в том случае, если имеющиеся желания не переводятся в намерения из-за чрезмерной фиксации на актуальном положении вещей. Клинически релевантной составной частью такой фиксации является неспособность принять решение относительно несовместимых желаний выполнения действий (конфликт желаний).
Классическим примером является простой и двойной конфликт приближения-избегания (Lewin, 1938; Miller, 1959). При простом конфликте такого рода из-за сосуществующей позитивной и негативной значимости, с одной стороны, к ситуации или действиям стремятся, а с другой стороны, их опасаются (пример: первое свидание с представителем другого пола у социально тревожных молодых людей). При двойном конфликте приближения—избегания индивид не может сделать выбор между двумя альтернативами действия (например, двумя возможными профессиями), так как преимущества и недостатки обоих вариантов не очевидны, т. е. имеют одинаково сильную позитивную и негативную значимость и поэтому в равной степени возбуждают надежду и опасения. Похожую роль играют простые конфликты приближения—приближения (например, Буриданов осел, умерший от голода из-за неспособности выбрать между двумя равноудаленными копнами сена) и простые конфликты избегания—избегания.
При сложностях, возникающих в процессе принятия решения, можно использовать метамотивацию, т. е. такую мотивацию, которая способна повлиять на этот процесс (для чего в качестве средства может послужить, например, поиск дополнительной информации о соответствующих альтернативах действия). В благоприятном случае это приводит к тому, что решение принимается вовремя. В неблагоприятном случае возникает негативная метамотивация и происходит задержка принятия решения, что в дальнейшем приводит к недостаточному переводу желаний в намерения (избегание решения).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Свобода выбора истощает психику
  • Паршикова О. О., Мельничук Г. М., Савченко Л. П., Сидоренко М. М., Горбач Л. В. Німецька мова: піаручник для 1 класу
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Technique counseling in a systems approach
  • Кирюхин В.М., Окулов С.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады
  • Притча «Решение проблем»
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Серебринская Мария. The problem of shyness in preschoolers - проблемы застенчивости у дошкольников
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Потоскуев Е.В. Векторно-координатный метод решения задач стереометрии
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Мицукова Лилия Владимировна. Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Michael Swan Practical English Usage (3rd Edition)
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Сырых В.М. Проблемы теории государства и права. Под редакцией
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах
  • Рамиль Гарифуллин. Об опасности детских конкурсов красоты
  • Коннова Наталья Борисовна. Актуальные проблемы преподавнания курса ОРКСЭ
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Р.Е. Мансуров. Методы нематериальной мотивации персонала
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Пантелеев А.В., Летова Т.А. Методы оптимизации в примерах и задачах
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Крамор В.С. Задачи с параметрами и методы их решения
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Александрова О.М., Добротина И.Н. и др. Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. 10-11 классы
  • Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы
  • Папушек М., Папушек Х., Солоед К.В. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Детский алгоритм решения изобретательских задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь