Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156337

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 31. Мотивационные расстройства


31.1. Классификация и диагностика
Райнхард Пекрун

1. Понятие мотивации

Традиционно мотивация всегда определялась как психическая «сила», лежащая в основе направленности, интенсивности и устойчивости поведения (Heckhausen, 1989). Но с развитием когнитивного направления в науке это гипотетически-абстрактное понятие мотивации в последние годы было конкретизировано. Под мотивацией стали понимать определенные, подготавливающие действия когниции, прежде всего желания и намерения совершить какие-либо действия (Gollwitzer, 1996; Pekrun, 1988). Кроме того, необходимо принимать во внимание возможность несознательной активации программ поведения (которые, например, могут лежать в основе ненамеренно-спонтанной перемены темы разговора в ходе непринужденного общения; ср. Norman & Shallice, 1986; Sokolowski, 1996). В этом смысле можно различать декларативную мотивацию (желание выполнить какие-либо действия, намерения) и процедурную мотивацию (активированное состояние хранящихся в памяти программ поведения).
Правда, в немецкоязычных странах понятие мотивации часто употребляется и в более узком смысле, в соответствии с которым когнитивные процессы формирования намерения совершить действие рассматриваются как мотивация, а намерения и контроль над их реализацией, напротив, как «воля» (Volition) (см. Kuhl & Heckhausen, 1996).
Различаемые по своему содержанию виды мотивации нацелены на различные действия или их цели. Наиболее важными являются прежде всего четыре больших, отчасти пересекающихся содержательных класса человеческой мотивации: а) мотивация, обусловленная потребностями (мотивация, направленная на удовлетворение потребностей организма, таких как голод, жажда, потребность во сне и т. д.); б) социальная мотивация (например, мотивация к близости с другими людьми, применению власти, агрессии или просоциальным отношениям); в) мотивация достижения; г) мотивация, отнесенная к самому себе (например, мотивация, направленная на реализацию целей, связанных с идентичностью). Наряду с этими могут играть определенную роль и другие виды мотивации (например, религиозная мотивация).

2. Классификация

Так же как и в эмоциональной сфере, различаются: а) мотивационные расстройства сами по себе, б) мотивационные расстройства как компоненты более сложных синдромов, а также в) мотивационные расстройства как причины других расстройств (например, а) недостаточная дезактуализация «дегенерированных», невыполнимых намерений, б) устойчивые дегенерированные интенции как составная часть депрессии и в) устойчивость таких интенций, являющихся причиной «паралича» действий). Мотивационные расстройства заключаются в том, что содержание, частота или другие параметры (см. ниже) мотивации неадекватны, так как они сами или их последствия расцениваются как отклонение от нормы. Мотивационные расстройства могут быть классифицированы по различным параметрам.
Содержание. Мотивационные расстройства можно систематизировать прежде всего по содержанию соответствующей мотивации (а также по содержанию вытекающих из нее действий). Как виды мотивации, имеющие отклоняющееся от нормы содержание, можно оценить следующие, направленные на действия, которые а) находятся под наложенным обществом табу (например, в области сексуальных извращений) и/или б) причиняют ущерб другим лицам или самому человеку (например, в сфере агрессивной мотивации).
Частота, интенсивность и устойчивость. Мотивацию любого вида можно назвать нарушенной в том случае, если она появляется часто, интенсивно и продолжительно в ущерб другой мотивации и действиям (пример: злоупотребление психоактивными веществами приводит к тому, что человек перестает заботиться о себе и общаться с другими людьми). Наряду с такой чрезмерной мотивационной частотой, интенсивностью и устойчивостью расстройства могут состоять также и в недостатке этих параметров (например, индифферентность в сфере деятельности).
Параметры качества процесса. Мотивационные расстройства могут выражаться в качественном недостатке параметров формирования желаний и намерений. Решающими здесь являются прежде всего (частично зависимые друг от друга) параметры рефлексивности (когнитивное опосредование, обдуманность), субъективной рациональности и контроля над формированием и реализацией желаний и намерений (мотивационный контроль; пояснения см. в главе 31.2). Двумя типичными возможностями расстройства являются: а) недостаточная рефлексивность при одновременно недостаточном контроле над желаниями, намерениями и действиями («импульсивность») и б) слишком высокая рефлексивность при недостаточном контроле над желаниями, намерениями и действиями (избыточная фиксация на актуальном положении вещей) (см. Kuhl & Beckmann, 1994). Из чрезмерной или недостаточной рефлексивности и контроля над мотивацией можно вывести параметры расстройства более высокого порядка (например, частота изменения мотивации и активности, которые в избыточной форме тоже являются составной частью «импульсивности»).
Мотивационные расстройства как компоненты синдромов. Почти все психопатологически важные синдромы сопровождаются мотивационными расстройствами. Примерами могут служить депрессия (чрезмерная ориентация на актуальное положение вещей); недостаточное формирование желаний; отсутствие контроля над желаниями, намерениями и действиями; мания (нерефлективное, иррациональное (т. е. не адекватное реальности) формирование мотивации; чрезмерное формирование желаний при недостатке их устойчивой, целенаправленной реализации); навязчивые расстройства и патологические влечения (характеризуются нерефлективным формированием мотивации, а также чрезмерной, причиняющей вред самому субъекту частотой возникновения специфических паттернов мотивации и действий), а также личностные и поведенческие расстройства после определенных мозговых травм (например, в префронтальных областях коры головного мозга или в гиппокампе; ср. Goschke, 1996; Kuhl, 1996).
Некоторые психиатрические классификации вводят и собственные категории для некоторых мотивационных расстройств. Например, в DSM-IV приведена такая категория, как «расстройство контроля над импульсами» (она включает, помимо прочего, патологическое влечение к азартным играм, клептоманию и пироманию).

3. Диагностика

Так же как и в сфере эмоций, непосредственная диагностика мотивации основывается на тех данных, которые сообщает сам клиент. При этом пользуются главным образом следующими методами.
Интервью и опросники. Основным источником информации является клиническое интервью. Для некоторых видов мотивации (например, мотивации достижения и агрессивной мотивации) разработаны дополнительные методы опросников (например, Petermann & Petermann, 1980). Наконец, конструкты мотивации и действий являются составными частями почти всех общих личностных опросников.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Свобода выбора истощает психику
  • Паршикова О. О., Мельничук Г. М., Савченко Л. П., Сидоренко М. М., Горбач Л. В. Німецька мова: піаручник для 1 класу
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Technique counseling in a systems approach
  • Кирюхин В.М., Окулов С.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады
  • Притча «Решение проблем»
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Серебринская Мария. The problem of shyness in preschoolers - проблемы застенчивости у дошкольников
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Потоскуев Е.В. Векторно-координатный метод решения задач стереометрии
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Мицукова Лилия Владимировна. Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Michael Swan Practical English Usage (3rd Edition)
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Сырых В.М. Проблемы теории государства и права. Под редакцией
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах
  • Рамиль Гарифуллин. Об опасности детских конкурсов красоты
  • Коннова Наталья Борисовна. Актуальные проблемы преподавнания курса ОРКСЭ
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Р.Е. Мансуров. Методы нематериальной мотивации персонала
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Пантелеев А.В., Летова Т.А. Методы оптимизации в примерах и задачах
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Крамор В.С. Задачи с параметрами и методы их решения
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Александрова О.М., Добротина И.Н. и др. Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. 10-11 классы
  • Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы
  • Папушек М., Папушек Х., Солоед К.В. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Детский алгоритм решения изобретательских задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь