|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61003
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Следующий вопрос таков: являются ли негативные эмоции неотъемлемой частью природы ума? Чтобы ответить на него, нужно сначала выделить несколько уров
ней сознания. Буддийское учение различает три таких уровня: грубый, тонкий и очень тонкий. На грубом уровне сознания мы переживаем все виды эмоций. Грубый уровень соответствует работе мозга и взаимодействию тела с окружающей средой. Тонкий уровень соответствует понятию „Я" и интроспективной способности, благодаря которой разум может исследовать собственную природу. Кроме того, это поток разума, который несет в себе склонности и привычные модели поведения. Очень тонкий уровень — это фундаментальный аспект сознания, признание того, что когнитивная способность скорее существует, чем нет*. Это абсолютное сознание или осознавание, не связанное ни с каким конкретным объектом, на котором фокусируется сознание. Само собой, этот уровень сознание большинства из нас не воспринимает — для этого необходима созерцательная подготовка. Когда мы говорим о разных уровнях сознания, то не имеем в виду три параллельных потока; речь идет, скорее, об океане, имеющем разную глубину в разных местах. Эмоции присутствуют на грубом и тонком уровнях, но не затрагивают очень тонкого. Их можно сравнить с волнами на поверхности океана, а фундаментальную природу разума — с океанскими глубоководными впадинами. Очень тонкий уровень иногда называют уровнем „сияющей ясности", но когда мы говорим о „сияющей ясности" ума, это не значит, что где-то что-то светится. Термин „сияющая ясность" относится всего лишь к основополагающей способности к осознаванию, безотносительно к любым ментальным состояниям или эмоциям. Полную и непосредственную реализацию этого базового осознавания, не скрытого никакими покровами, * Этот очень тонкий уровень описывается в тибетских текстах как «фундаментальный континуум сияющего сознания, пребывающего за пределами представлений о субъекте и объекте». иногда называют „предельной природой ума" и соотносят с природой состояния Будды». Далай-Лама внимательно слушал выступление Маттье, изредка кивая головой. Это была знакомая сфера, и он не вмешивался, чтобы пояснить или оспорить ту или иную идею. Освобождение от деструктивных эмоций «А сейчас попробуем выяснить, можно ли полностью освободиться от деструктивных эмоций. Это возможно только в том случае, если негативные эмоции не являются неотъемлемой частью того, что мы называем предельной природой ума. Если бы негативные эмоции, такие как ненависть, были присущи самому тонкому аспекту сознания, то они присутствовали бы в нас постоянно. Нам необходимо заглянуть в глубины сознания и найти там ненависть, вожделение, зависть, самомнение и так далее. Однако даже наш повседневный опыт свидетельствует о том, что эти негативные эмоции проявляются периодически. А мастера медитации рассказывают, что по мере постижения фундаментальных аспектов сознания они не встречают негативных эмоций в сияющем континууме на самом тонком уровне. По всей видимости, в этом состоянии человек освобождается от всех деструктивных эмоций. Даже несмотря на то, что подавляющее большинство людей время от времени испытывают негативные эмоции, это не значит, что такие эмоции изначально присущи природе разума. К примеру, если сто слитков золота положить в пыльное место, то все они могут покрыться пылью, однако это не изменит природы самого золота. Созерцательный опыт позволяет предположить, что деструктивные эмоции не заложены в базовой природе со знания. Скорее, они являются следствием различных обстоятельств, привычек и склонностей, которые проявляются на внешних уровнях сознания. Это дает возможность воздействовать на указанные мимолетные эмоции и на склонности, которые их порождают. Если бы деструктивные эмоции были изначально присущи сознанию, то не стоило бы даже пробовать освободиться от них. Это было бы все равно что пытаться отмыть кусок угля, который никогда не станет белым. Осознание возможности освобождения — это отправная точка пути к внутренней трансформации. Можно разогнать облака и убедиться, что над ними всегда светит солнце и всегда чистое небо. Чтобы понять, заложены ли деструктивные эмоции в природе ума, нам необходимо их исследовать. Возьмем, к примеру, гнев. Сильные приступы гнева кажутся неизбежными и неодолимыми. Мы считаем, что просто не можем не испытывать гнев; словно у нас нет другого выбора, как только дать ему волю. Причина этого в том, что мы не пытаемся досконально разобраться в природе самого гнева. Что есть гнев? Если смотреть издалека на большую грозовую тучу, она выглядит твердой, нам кажется, что на ней можно было бы сидеть. Но если попасть внутрь тучи, то окажется, что там не за что ухватиться, там нет ничего, кроме водяных паров. В то же самое время она закрывает солнце — значит, способна производить результативные действия. То же самое с гневом. Одна из классических методик в практике буддизма требует, чтобы медитатор взглянул прямо в глаза своему гневу и спросил: „На что похож гнев: на грозного полководца, на пылающий огонь или на тяжелый камень? Есть ли у него в руках оружие? Прячется ли он в таком месте, где мы можем его найти, — в груди, в сердце или в голове? Обладает ли он какой-либо формой? Какого он цвета?" Конечно, спрашивающий не со бирается увидеть кого-то, кто хочет поразить его копьем прямо в живот! И все же, именно так мы представляем себе гнев — как нечто очень сильное и неодолимое. Но, как показывает практика, чем больше всматриваешься в гнев, тем быстрее он исчезает под вашим взором, словно иней, тающий под утренним солнцем. Стоит посмотреть гневу прямо в лицо, как он внезапно теряет свою силу. Кроме того, человек, победивший гнев, обнаруживает, что побежденный оказался совсем не таким, каким представлялся вначале. В нем, например, обнаруживаются такие составляющие, как четкость и ясность ума, которые прячутся в самом сердце гнева и сами по себе не являются неблагоприятными факторами. Более того, среди первопричин деструктивных эмоций всегда есть что- то такое, что пока еще не представляет опасности. Это доказывает, — пояснил Маттье, — что негативные свойства деструктивных эмоций не являются неотъемлемой частью даже самих этих эмоций. Все дело в привычке цепляться за собственные склонности, порождающей цепную реакцию, в ходе которой первоначальная мысль превращается в гнев, ненависть и злобу. Если сам по себе гнев не является чем-то плотным и прочным, это значит, что он не заложен в самой природе разума». Универсальное противоядие «Такой вывод помогает понять, что средством борьбы с негативными эмоциями должно стать не простое наблюдение, а внутренняя трансформация. После того как негативные эмоции пробираются в разум, они превращаются в настроения и, в конечном итоге, становятся особенностями темперамента. Следовательно, начинать нужно с воздействия на сами эмоции. Это можно еде- лать несколькими способами и на разных уровнях: начальном, промежуточном и продвинутом. Первый способ избежать негативных последствий деструктивных эмоций, которые приносят несчастье нам и окружающим, — использование противоядия. Каждая эмоция имеет собственное противоядие. Как я уже говорил, мы не можем одновременно ощущать ненависть и любовь к одному и тому же объекту. Следовательно, любовь является самым эффективным лекарством от ненависти. Кроме того, можно проанализировать негативные аспекты какого-то объекта или неодолимого желания либо попытаться дать им более объективную оценку. Что касается неведения или недостаточной проницательности, то тут лучше всего попробовать разобраться в проблеме и решить, что следует делать и чего следует избегать. В случае с завистью можно попытаться самому развить в себе качества, присущие другим. Чтобы бороться с самомнением, необходимо постараться по достоинству оценить достижения других, раскрыть глаза на собственные недостатки и культивировать в себе скромность. Этот процесс предполагает, что у вас должно быть столько противоядий, сколько существует негативных эмоций. Поэтому следующим шагом — на промежуточном уровне — должен стать поиск противоядия, способного нейтрализовать любую эмоцию. Такое противоядие можно найти в медитации, в исследовании природы всех негативных эмоций. Медитация поможет увидеть, что такие эмоции не имеют плотности — им свойственно то, что буддизм называет пустотой. Это противояди Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|