Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50831

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

.
При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством независимо от условий освещения.
Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах интерпретируют очень быстрое приближение предмета как его увеличение в размерах, возникает временная аконстантность. Аконстантность может возникнуть при восприятии рельефа на фотоизображениях и рисунках (рис. 61, 62).
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них.
При восприятии пространственных качеств объектов в некоторых случаях возникает аконстантность – иллюзии (искажения) зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами.



Рис. 51 "Чудесные" превращения маленького цилиндрика:
а – он в три раза меньше большого; б – он меньше большого в восемь раз; в – он кажется равным большому. Но везде реальный размер его остается одним и тем же.

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. При въезде в тоннель на Триумфальной площади (бывш. пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенной тогда на здании ресторана "София", падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После снятия рекламы нарушения правил движения прекратились.
Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение. Зрительное восприятие – цепь автоматически решаемых познавательных задач. При некоторых условиях в решении этих задач могут возникнуть сбои (рис. 51).
Автоматизированные зрительные гипотезы (умозаключения глазом, по выражению Гельмгольца), опознавательные задачи решаются на основе привычных аксиом. Беглого взгляда достаточно, чтобы почувствовать мягкость пушистого ковра, а текстура дерева позволяет сразу отличить деревянное изделие от металлического. Мы привыкаем смотреть на окружающую среду с высоты своего роста. Но видимый мир меняет свои обычные очертания, как только мы поднимаемся на значительную высоту. Правда, привыкнув, мы снова видим знакомые соотношения вещей. Мозг отражает мир топологически. Буква "А", как бы она ни была изображена, всегда будет опознаваться благодаря устойчивому соотношению ее элементов. Мозг привыкает к устойчивым отношениям между предметами и их деталями, между предметом и фоном (рис. 52). Мы привыкли, что все удаленные предметы уменьшаются в своих видимых размерах. Луна на горизонте кажется огромной – мы "бессознательно умозаключаем", что Луна стала дальше, чем когда находилась над головой; угловой размер ее диска остался прежним – значит, луна "стала больше". Зрительные иллюзии – это стереотипные модели мира, не вписывающиеся в реальную обстановку. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это "в пользу" верхней части. Круг, наложенный на заштрихованный фон, превращается в эллипс, а параллельные линии по той же причине искривляются (рис. 53).
*Топос по-гречески – место. Топология – раздел геометрии, в котором исследуются формы фигур и их взаиморасположение.




Рис. 52. В чем "секрет" этой комнаты, придуманной Эймсом? Мы непроизвольно оцениваем размеры собаки и мальчика в сравнении с размерами окон, изображенных в обратной перспективе.



Рис. 53. Иллюзия восприятия.
Искажение параллельности линий.


Рис. 54. Иллюзия контраста.
Внутренний круг слева кажется больше внутреннего круга справа. В действительности они равны.

Возможны и другие причины зрительных иллюзий (рис. 54– 62). Мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность идеального психического образа.



Рис. 55. Иллюзия восприятия.
Одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими.



Рис. 56. Иллюзия восприятия. Одинаковые элементы в большей фигуре кажутся большими.


Рис. 57. Иллюзия восприятия.
Размеры по вертикали переоцениваются. В действительности высота цилиндра и ширина его полей одинаковы.



Рис 58. Верхняя фигура кажется меньше нижней. В действительности эти фигуры равны.

Рис. 59. Иллюзия иррадации. Светлая фигура кажется приближенной.

Рис. 60. Иллюзия последствия.
Посмотрите в течение 30 сек. на верхнюю точку и переведите взгляд на нижнюю. Левый круг покажется меньше правого.

Рис. 61. Аконстантность при восприятии рельефных изображений. Поверните рисунок на 180° – мелкие выступы будут восприниматься как углубления, а крупные углубления как выступы. Это зависит от подсознательной интерпретации направления света, идущего обычно навстречу наблюдателю.

Рис. 62
Перевернув эти рисунки на 180°, вы обнаружите, что выступающая ранее фигура стала утопленной, а утопленная – выступающей. Почему?

§ 5. Особенности восприятия пространства и времени

Пространство и время – всеобщие формы существования материи. В восприятии пространства и времени отражаются объективные пространственно-временные отношения между предметами.
Восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия формы, объема, удаленности, места расположения предметов и их движения.


Рис. 63. Избирательность восприятия.
На этом рисунке попеременно воспринимается то изображение вазы на черном фоне, то два профиля на белом фоне. Однако если один из объектов станет предметом активного исследования, то он станет и устойчивым объектом восприятия.

Восприятие формы – сложный процесс зрительного восприятия. В этом процессе большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет. Глаз, по выражению И. М. Сеченова, функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятии плоскостной формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение. Чем ближе расположен предмет, тем интенсивнее глубинное Зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали – уплощенной. Тоннели, аллеи и тому подобные протяженные объекты при обзоре издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Геи лучше запоминают лица
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Имаго; Imago
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Как тренировать мышление
  • Светлана Сачкова. Здоровьесберегающая технология – зрительная гимнастика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь