Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19814

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пример: «Я хочу много знать, но смотрю до часу на каждую страницу».
В качестве замечания ко второй стадии процесса изменений личности может быть сказано, что многие клиенты, добровольно пришедшие к тераписту за помощью, находятся на этой стадии, но мы (как и, вероятно, тераписты вообще) добиваемся весьма скромных успехов, работая с ними- По крайней мере это, кажется, является разумным выводом из исследования Киртнера, хотя его концептуальная модель отличалась от нашей. Нам известно очень мало о том, каким образом на этой стадии человек может начать чувствовать, что его «принимают».
Третья стадия
Если небольшое раскрепощение и движение на второй стадии не заблокированы и клиент чувствует, что он в этом качестве полностью принимается таким, каков он есть, происходит дальнейшее раскрепощение и движение в символическом выражении своего опыта. Бот особенности, которые, кажется, все вместе относятся приблизительно к этой точке континуума изменений.
Наблюдается более свободный поток высказываний о себе как объекте.
Пример: «Я очень стараюсь быть совершенным, общаясь с ней, — жизнерадостным, дружески расположенным, умным, разговорчивым, -— потому что я хочу, чтобы она любила меня».
Наблюдаются также высказывания о своих переживаниях как объектах.
Пример: «И однако, есть проблема, ну, насколько вы принимаете замужество, и, если для вас в данный момент важно профессиональное призвание и именно в этом ваша жизнь, это на самом деле ограничивает ваши контакты *♦
В этом отрывке «Я» клиента— настолько отдаленный объект, что его состояние, вероятно, лучше отнести к промежуточному этапу между второй и третьей стадиями.
Наблюдаются также высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде всего в других.
170_____________ _____________________
Пример: «Я могу чувствовать, как я мягко улыбаюсь, так, как это делает моя мать, или я важен и грубоват — таким иногда бывает мой отец, — незаметно входя в личность каждого , но не в свои».
Часто выражаются или описываются чувства или личностные смыслы, отсутствующие в настоящий момент,
Обычно это сообщения о чувствах в прошлом.
Пример: «Было столько всего, что я не мог рассказать людям — обо всем отвратительном, что я делал. Я чувствовал себя таким трусливым и плохим**
Или: «И это чувство, которое пришло ко мне, было как раз тем, которое я испытывал, будучи ребенком».
Чувства почти не принимаются. Большей частью чувства раскрываются как что-то постыдное, плохое, ненормальное или неприемлемое в других отношениях. Чувства проявляются и затем иногда осознаются как таковые.
Переживание описывается как что-то, имевшее место в прошлом, или как что-то, отдаленное от себя.
Это хорошо показано в предшествующих примерах.
Личностные конструкты неподвижны, но могут быть осознаны как таковые, а не как внешние факты*
Пример: «В молодости я чувствовал себя во многом виноватым , так что почти всегда считал, что заслуживаю наказания. Если я не чувствовал, что заслуживал его за что-то одно, я чувствовал, что заслуживал его за что-то другое^.
Очевидно клиент видит* свою жизнедеятельность скорее как структуру, с помощью которой истолковывает свой опыт, чем как установленный факт.
Еще пример: «Когда речь заходит о привязанности, меня охватывает страх столкнуться с подчинением, которое я ненавижу* Но мне кажется, я приравниваю их друг к другу так, что> если я собираюсь получить чью-то привязанность, это значит, что я должен подчиниться его желаниям**
Дифференциация чувств и смыслов является несколько более четкой, менее глобальной, чем на предыдущей стадии.
______ 171
Пример: «Я имею в виду.,, я говорил об этом раньше, но на этот раз я действительно чувствовал это, И неудивительно, что я чувствовал себя так паршиво, когда это было именно так.» они надували меня множество раз. Но при этом я тоже не был ангелом, и я это понимают.
Имеется признание противоречий в опыте.
Пример: клиент объясняет, что, с одной стороны, он ожидает, что совершит что-то великое, с другой — чувствует, что может легко прожить жизнь бездельником.
Личный выбор часто видится неэффективным.
Клиент «выбирает* какое-то поведение, но обнаруживает, что оно не соответствует выбору.
Мне кажется, что многие люди в поисках психологической помощи находятся приблизительно на третьей стадии. Они могут оставаться на этом уровне в течение долгого времени, описывая не относящиеся к данному моменту чувства и изучал себя как объект, перед тем как становятся готовыми для перехода на следующую, четвертую стадию.
Четвертая стадия
Когда клиент чувствует, что к нему хорошо относятся, его понимают и принимают различные аспекты его переживаний* относящиеся к третьей стадии, тогда происходит постепенное ослабление действия личностных конструктов» Чувства начинают течь более свободно, для них характерно движение по континууму. Можно попытаться выявить ряд особенностей этого ослабления конструктов и определить их как четвертую стадию процесса развития.
Клиент описывает более сильные чувства, не относящиеся к настоящему.
Пример: «Ну, я был действительно.» это меня очень сильно задело за живое».
Чувства описываются как объекты в настоящем.
Пример: «Меня обескураживает, когда я чувствую себя зависимым, потому что это значит, что я как бы безнадежен*.
172 ________________ _______ __ _____
Временами чувства выражаются как существующие в настоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента.
Пример: клиент после обсуждения сна, в котором видел опасного для него свидетеля его преступлений, говорит психотерапевту: зО, хорошо. Я не доверяю вам».
Наблюдается тенденция ощущать чувства в ближайшем настоящем и вместе с тем недоверие и страх перед этой возможностью.
Пример: «Я чувствую себя связанным — тем или другим. Должно быть, это я! Ничто другое, кажется, не совершает этого. Ничто другое я не могу за это винить. Вот этот узел — где-то внутри меня.» Это заставляет меня хотеть сойти с ума,-кричать.,, и убегать! &
Чувства принимаются открыто, но в очень малой степени.
Два предыдущих примера показывают, что клиент достаточно принимает свое переживание для того, чтобы приблизиться к пугающим его чувствам. Но сознательно он принимает их б очень малой степени.
Переживание менее связано со структурой прошлого опыта, оно менее отдалено от человека и изредка может проявляться с небольшой отсрочкой.
Два предыдущих примера опять хорошо иллюстрируют переживания такого вида, не очень связанные с прошлым опытом.
Опыт истолковывается клиентом более свободно. Клиенты открывают для себя некоторые личностные конструкты; они их определенно узнают как таковые; начинают сомневаться относительно значимости этих конструктов.
Пример: «Это меня забавляет. Почему? Потому что это несколько глупо с моей стороны — я чувствую себя немного напряженным из-за этого или немного смущенным.» и немного беспомощным* {Его голос смягчается, ион выглядит печальным.) Всю мою жизнь юмор был моим бастионом; может быть, и неуместна попытка постараться реалистично взглянуть на себя. Спустить занавес* Сейчас я чувствую себя несколько
___________________________________________________173
затруднительно* Где я был? Что я говорил? Я потерял свою хватку, с помощью которой себя поддерживал*.
В данном случае, кажется, показаны в стряхнувшие, взволновавшие клиента последствия сомнений относительно основы личностного образования, в этом случае — использование юмора в качестве средства защиты.
Наблюдается все увеличивающаяся дифференциация чувств, конструктов, личностных смыслов, имеется тенденция поиска точного выражения чувств.
Пример: это качество достаточно показано в каждом из примеров к этой стадии.
Клиент с беспокойством осознает противоречия и несоответствия между опытом и «Я*,
Пример: «Я живу жизнью* недостойной меня. Мне действительно следует делать больше, чем я делаю- Сколько часов я провела,., в этом положении, когда моя мама говорила: "Не отвлекайся до тех пор, пока все не доделаешь! Сделай то-тоР* Это случалось много раз».
Это — и пример беспокойства в отношении противоречий, и сомнения в том, как истолковывался опыт.
Имеется чувство личной ответственности за проблемы, хотя в этом чувстве проявляются и колебания*
Несмотря на то, что близкие отношения еще кажутся опасными, клиент рискует, выражая, хотя и в малой степени, свои чувства.
Это показано в нескольких примерах, приведенных выше, особенно в том, где клиент говорит: «О, хорошо, я не доверяю вам».
Нет сомнений в том, что эта и последующая стадии составляют содержание психотерапии, которая нам известна. Такого рода поведение часто встречается при любой форме психотерапии.
Неплохо снова напомнить самим себе, что человек никогда не находится полностью на той или другой стадии процесса психотерапии* Прослушивание записей бесед заставило меня поверить в то, что чувства клиента в каждой конкретной беседе могут выражаться, например, в высказываниях и поведе-
174_________________________________________________________



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Получасовая лекция»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Притча «От Меня это было»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Притча «Живи здесь и сейчас»
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Самый быстрый приворот
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Притча «Последние слова Святого Франциска»
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Излечится от болезней и быть здоровым
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Погодин И.А. Сущность диалогово-феноменологической психотерапии: квантовые коннотации
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Притча «Старый монах»
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Роджерс К. Человекоцентрированный подход к психотерапии: сессия с Джен
  • Притча «Огромная значимость»
  • Юлия Кузнецова. Терапия EMDR (ДПДГ): десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз
  • Приворот с замком
  • Пандоро – итальянский пасхальный кулич
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Как читать приворот на любовь?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Легкий белый приворот
  • Заговоры и молитвы от врагов самое эффективное средство
  • Притча «Крест»
  • Дёмина К.А. «Нарисуй меня здоровой!» – Особенности работы с подростками в условиях Онкоцентра
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Притча «Шахматная игра»
  • Андрей (Н.Новгород). Метод активизации скрижалей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь