Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19764

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Возрастное развитие индивидуальности заключается в возникновении новых связей между индивидуальными свойствами. Например, у юноши возникает связь между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами, отношениями личности.
Все эти три аспекта возрастного развития индивидуальности одновременно характеризуют и обще возрастное развитие. Они типичны для всех детей определенного возраста. Однако внутри общевозрастных характеристик обнаруживается широкий спектр индивидуальных различий. Это отчетливо проявляется в лонгитюдном исследовании (Е. А. Силина, 1977). Если сопоставить одних и тех же детей в подростковом и раннем юношеском возрастах, то у каждого мы находим типичные возрастные особенности свойств нервной системы и темперамента, выраженные в большей или меньшей степени. Но, анализируя всю выборку детей в разных возрастах, мы обнаруживаем высокую ранговую корреляцию исследуемых свойств данной индивидуальности. Относительное постоянство рангового места каждого из этих свойств говорит о его устойчивости, а изменение абсолютной величины каждого соответствующего показателя — о его возрастной изменчивости. Однако в результате индивидуальных различий в темпе возрастного развития каждого из изученных свойств их индивидуальное постоянство и устойчивость лишь относительны. Ранговое место, которое занимает ученик по данному свойству в каждом возрасте, не является абсолютно постоянным.
Как видно из изложенного, одни и те же свойства могут характеризовать и возрастную ступень развития, и индивидуальную особенность, поэтому возрастные свойства могут маскировать сходные с ними индивидуальные свойства.
Таким образом, мы приходим к следующей характеристике онтогенеза разноуровневых связей индивидуальных свойств по сравнению с одноуровневыми. Разноуровневые связи развиваются в сторону все большей много-много-значности, одноуровневые — в сторону все большей дифференциации относительно автономных и однозначно связанных между собой симптомокомплексов. Разноуровневые связи образуются в онтогенезе благодаря цепи опосредующих, промежуточных звеньев, различных в зависимости от возраста. Основным и первичным среди них является индивидуальный стиль жизнедеятельности и деятельности. Индивидуальный стиль, как отмечалось, не только воспитывается, но и выбирается самим субъектом. Поэтому развитие интегральной индивидуальности в наибольшей степени определяется выбором индивидуальных систем движений, операций и стратегий промежуточных целей.
Одноуровневые связи могут возникнуть в онтогенезе благодаря непосредственной зависимости одних свойств от других. Развитие одноуровневых связей детерминировано достаточно жестко. Развитие разноуровневых связей более гибко, пластично, изменчиво. Различные варианты развития одной и той же интегральной индивидуальности, как мы полагаем, равновероятны. В онтогенезе оба типа детерминации все более дивергируют, их различия выражаются все более ясно и отчетливо. Лишь благодаря единству этих двух типов онтогенеза возможны саморазвитие и саморегуляция интегральной индивидуальности как большой системы.
Современные исследования возрастных особенностей становления интегральной индивидуальности (В. В. Белоус, А. И. Щебетенко, 1995; В. В. Белоус, 2000; Т. В. Белых, 2001; Т. В. Копань, 1996; К. В. Макарова, 1991; А. А. Осипова, 1991 и др.) позволяют сделать вывод о том, что в процессе возрастного развития изменяется характер одноуровневых и межуровневых связей в структуре индивидуальности. «Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность конкретного возраста, межуровневые — условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом» (В. В. Белоус, 2000).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном пособии предпринята попытка анализа современных подходов, определяющих основные принципы исследования индивидуальности человека: комплексный подход к исследованию индивидуальности (Б. Г. Ананьев, 1969); субъектно-объектный подход к исследованию индивидуальности (А. В. Брушлинский, 1991); специальная теория целостной индивидуальности (В. М. Русалов, 1988), теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1986), базирующаяся на методологии одного из вариантов системного подхода (Л. Берталанфи, П. К. Анохин и др.) и продуктивно развивающаяся в последние годы в концепции интегративной психологии развития В. В. Белоуса.
В данной работе акцент сделан на определении роли и места теории интегральной индивидуальности в системе междисциплинарного современного знания, на определении основных принципов и методов изучения индивидуальности с позиций интегративного подхода. Руководствуясь основным методологическим принципом — принципом системности, а в экспериментально-методическом плане — общей теорией живых саморегулируемых и самоактуализирующихся систем, В. С. Мерлин (1975, 1980, 1986) показал, что интегральная индивидуальность человека — частный случай саморазвивающейся и саморегулируемой живой системы. Она состоит из относительно замкнутых подсистем (иерархических уровней) человеческих свойств, выделяемых в зависимости от уровней развития материи — биохимического, общесоматического, нейро-динамического, психодинамического, личностного, метаиндивиду-ального и уровня социально-исторических индивидуальных свойств. Между иерархическими уровнями интегральной индивидуальности существуют много-многозначные (полиморфные) связи, вскрывающие непричинный — телеономный — тип детерминации (в отличие от однозначных связей на одном и том же уровне, вскрывающих каузальный тип детерминации). В онтогенезе полиморфные связи возникают равновероятно благодаря опосредующей функции цикла промежуточных переменных. Основной из них является деятельность в конкретной ситуации и ее индивидуальный стиль. Посредством выбора опосредующей разноуровневые связи индивидуальных свойств деятельности и формирования индивиду ального стиля деятельности, выполняющего транзитивную, компенсаторную и системообразующую функции, становится возможным социальное, в том числе педагогическое управление развитием интегральной индивидуальности.
Идеями интегратизма и системного развития индивидуальности пронизаны не только труды В. С. Мерлина, но и его учеников и последователей. В последнее время они получают все большую экспериментальную поддержку (Г. П. Былим, 2000; Ш. М. Гойя, 1996; Н. Дрокина, 1996, Л. А. Ивашнева, 1998; С. А. Клемешов, 2000; Т. В. Копань, 1996, К. В. Макарова, 1992; Я. Михитарьянц, 1993, Л. В. Мищенко, 1993; А. Т. Найманов, 1991; Н. В. Орлинква, 1988; Ф. О. Семенова, 2001; ф. М. Шидакова, 1991, А. И. Щебетенко, 2001). В работах Б. А. Вят-кина (1986, 2000) идеи интегратизма получили свое развитие в концепции индивидуальных стилей активности человека (Ю. Я. Горбунов, 1992; Е. И. Себирякова, 1996 и др.).
Авторов современных концепций индивидуальности объединяет мысль о том, что человек рассматривается как активный субъект психической деятельности, хотя они и приходят к этому выводу по-разному (А. И. Щебетенко, 2001).
«Именно интегральная индивидуальность, — поясняет В. С. Мерлин, — а не отдельные ее уровни определяют успешность человека в той или иной специальной деятельности. Все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиболее успешно разрешаются тогда, когда в качестве субъекта активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные ее уровни и когда должным образом учитывается много-многозначность разноуровневых связей индивидуальных свойств» (1996, с. 197).





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. № 5.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. —272 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 340 с.
4. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 548 с.
5. АсмоловА. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
6. Ахвердова О. А. Закономерности динамики психологических, личностных и психопатологических проявлений в структуре токсикоманического стереотипа девиантного поведения подростков // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 25. 2000. С. 81-90.
7. Ахвердова О. А., Боев И. В., Волоскова Н. Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 274 с.
8. Базылевич Т. Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1983. 144 с.
9. Базылевич Т. Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности // Вопросы психологии. 1988. № 4.
10. Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного восприятия. М.; Воронеж, 2000.
11. Барабанщиков В. А., Ломов Б. Ф. Системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. 2002. № 4. С. 27-38.
12. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. Том 24. № 1. С. 29-47.
13. Баркан Л. Практическая психология для родителей. М., 1999.
14. Белорусов С. А. Самовосприятие и ценностная ориентация человека // Журнал практического психолога. 1998. № 5.
15. Белоус В. В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск. 1995. — 160 с.
16. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. — 136 с.
17. Белоус В. В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал. 1981. № 1. С. 45-55.
18. Белоус В. В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1993. — 40 с.
19. Белоус В. В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 102-107.
20. Белоус В. В., Михитарьянц Е. Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на результативность совместной мыслительной деятель-
125



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Панина Елена Александровна. Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Рогалевич Людмила. Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возраста
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Супрун Эльвира Андреевна. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Хайрутдинова Наталья Вячеславовна. Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Роль семьи в формировании личности.
  • Моргунова Валентина Владимировна. Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе по теме: «Семейные традиции».
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь