Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26287

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Аналогичный пример с парашютированием разбирает А.Н.Леонтьев в целях анализа психологической сущности воли [132]. Приведенные им данные позволяют дорисовать картину внутренней борьбы между смысловой необходимостью и логикой удовлетворения потребностей. В первую очередь интерпретация фактов, изложенных А.Н.Леонтьевым, наводит на мысль, что различным логикам психической регуляции соответствуют различные психофизиологические механизмы и уровни организации активности. Так, низшим логикам психической регуляции отвечают подкорковые уровни, в то время как логика смысловой регуляции обеспечивается корковыми процессами. Это закономерно потому, что различные логики психической регуляции корреспондируют с различными видами активности человека, а эти виды активности имеют различную психофизиологическую представленность. Наиболее интересный фактический материал в работе А.Н.Леонтьева - интерпретация психологических причин отказов от прыжка. Отказы прыгать учащались тогда, когда испытуемые были не мотивированы спуститься на парашюте вниз, то есть у них отсутствовала смысловая необходимость. «Неприятно в никуда шагать, а куража, сознания высоты, отважности, риска нет. Получается неуравновешенность: верхний уровень не командует, потому что он очень слабый, а нижний уровень сам по себе громко кричит: «не хочу!» [132, с. 10]. Отказы от прыжка становились реже в том случае, когда экспериментатор выключал парашютисту зрительное пространственное поле или инструктировал «просто шагнуть вперед» в роковой момент внутренней борьбы. При помощи этих хитрых уловок подавлялся страх высоты и, следовательно, расчищался путь для реализации смысловой необходимости. Опи-
127
сывается также случаи с женщиной, которая ретировалась из-за страха, не спрыгнула. На следующий день эта же женщина пришла пристыженная и полная решимости спрыгнуть во что бы то ни стало. По мнению А.Н.Леонтьева, у этой отказницы психологическая ситуация прыжка осложнилась высшей регуляцией - социальными мотивами и мотивами самоутверждения, которые подтолкнули ее к повторной попытке [132, с. 11]. Таким образом, в рассмотренном примере на передний план выступают сложные отношения между регуляторными логиками различной психологической природы. Во всех случаях смысловое отношение личности оказывается решающим фактором в детерминации психологически трудного поступка.
В этом пункте анализа можно еще раз возвратиться к вопросу о необходимости постулировать свободу и ответственность как механизмы, преодолевающие смысловую необходимость. На наш взгляд, такой необходимости нет, потому что способность субъекта превозмочь смысловую необходимость объясняется возможностями самой смысловой регуляции. Незачем «плодить» красивые, но не верифицируемые объяснения и без того объяснимых фактов. Как полагает В.Франки, «человеческая свобода - это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним» [224, с. 77]. Другими словами, свобода человека по отношению к детерминантам своей активности - это свобода личностно-смыслового отношения к этим детерминантам. Относительная автономия субъекта от собственной смысловой необходимости также заключена в способности отнестись к ней как к условию своего существования. Свобода субъекта в отношении смысловой необходимости коренится в способности отделиться от этой необходимости с тем, чтобы придать ей определенный функциональный смысл. Как пишет С.Л.Рубинштейн, «свобода человека - в возможности самому определить линию своего поведения, отвергнув все решения, несовместимые с ней» [186, с. 281].
Каждому уровню психологической организации активности человека - своя регуляторная логика. Все логики психической регуляции, известные в зарубежных и отечественных исследованиях, можно условно сгруппировать по трем категориям. Первая категория представлена теми логиками психической регуляции, которые регламентируют активность человека как биологического индивида. Это - логика удовлетворения потребностей и логика реагирования на стимул. Эти логики психической регуляции
128
считаются необходимыми и достаточными для уравновешивания активности индивида с биологической средой и носят явно выраженный гомеостатический характер. Попытки возомнить одну из данных логик главным регуляторным принципом активности человека остро и по существу критиковались В.А.Петровским [178]. Однако не следует и полностью отрекаться от этих логик психической регуляции человеческой активности; надо просто ограничить диапазон их распространения в объяснении активности человека. Подчеркнем, что гедонизм и гомеостазис, заложенные в основание этих логик, являются принципами детерминации активности биологического индивида.
Эти логики психической регуляции присущи психике человека наряду с психикой животных. Действительно, в психике животных доминируют два основных механизма психической регуляции: механизм безусловных рефлексов или инстинктивных реакций и механизм условных рефлексов или индивидуального опыта. Как пишет А.Н.Леонтьев, «у животных известны совместно действующие механизмы поведения двух типов. Это, во-первых, врожденные, наследственные механизмы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), во-вторых, механизмы, осуществляющие индивидуальное приспособление» [134, с. 120]. Отчетливо видна связь упомянутых логик психической регуляции с этими типами механизмов поведения. Так, логика удовлетворения потребностей в чистом виде развертывается в инстинктивном поведении животных, которое запускается биологическим смыслом биотических факторов среды. Иначе говоря, логика удовлетворения потребностей прочно связана с врожденным биологическим смыслом тех или иных объектов среды и обслуживает фонд врожденного видового поведения. Логика удовлетворения потребностей во многом предзадана видовым генетически наследуемым опытом, в котором закодированы не только потребности живого существа, но и отвечающие им по биологическому смыслу объекты среды. Однако наследственный опыт не реализуется отдельной особью полностью в нетронутом, неизменном виде. Даже наиболее машиноподобные формы животного поведения приспосабливаются к изменчивым элементам среды. Этому служит период отсрочки, в который врожденные формы поведения не просто тренируются, но приноравливаются к подвижным условиям среды. Под влиянием этих условий «врожденные механизмы поведения быстро обрастают условными рефлексами» [134, с. 121]. Психологическая сущность условных рефлексов как базы инди-
129
видуального опыта в том, что в них раздражитель с безусловным биологическим смыслом ассоциируется с абиотическим стимулом, благодаря чему последний может активировать поведение животного. Здесь появляется новая логика психической регуляции, а именно логика реагирования на стимул, непосредственно не являющийся биотическим фактором, но зато сигнализирующий о приближении такового. Реакции животных на условнореф-лекторный стимул кажутся не имеющими отношения к удовлетворению их потребностей. Если, однако, проследить всю цепочку их формирования, то можно увидеть, как они вырастают из инстинктивного поведения за счет механизма подкрепления и опе-рантного обусловливания. Наглядный тому пример - поведение дрессированного животного, наученного реагировать на определенный набор якобы нейтральных стимулов. Такое поведение выступает результатом дрессуры и приучения, основанных на логике подкрепления (удовлетворения) потребностей животного. «Основная функция, которую выполняют механизмы формирования индивидуального опыта, заключается в приспособлении видового поведения к изменчивым элементам внешней среды» [134, с. 123]. Перефразируя, отметим, что функция логики реагирования на стимул - в адаптации логики удовлетворения потребностей к вариативным стимулам, могущим сигнализировать о близости объекта потребности.
Третьей логикой, которую можно обнаружить в психической регуляции активности биологического индивида, является логика предрасположенности. Эта логика является пограничной между психикой человека и психикой животных. Она венчает усовершенствование механизмов хранения и накопления индивидуального опыта в условиях усложнения форм поведения. Эта логика базируется на принципе прагматизма, то есть рационализации и экономии усилий биологического индивида в процессе удовлетворения потребностей. Действительно, оборотной стороной замыкания условного рефлекса является закрепление наиболее эффективных и оттормаживание наиболее неэффективных способов поведения. Без такого отбирающего механизма поведение животных стало бы похожим на беспорядочные метания, слепой перебор всех знакомых способов реагирования, хаотический процесс проб и ошибок. Психологические механизмы фиксации полезного опыта значительно сокращают усилия по выбору и реализации наиболее прагматичной стратегии поведения. Логика предрасположенности в регуляции активности собственно и от-
130
ражает фиксированные, проверенные, стереотипные и оправданные прошлым опытом способы поведения.
Можно ли настаивать на том, что перечисленные логики психической регуляции не присущи активности человека вообще? Ответим: конечно же, нет. На наш взгляд, недопустимо атрибутировать эти логики психической регуляции всем формам активности человека, в частности, расширять их на активность социального индивида и личности. Но в детерминации активности биологического индивида эти логики, несомненно, превалируют, что можно наблюдать, например, в период новорожденности и в раннем младенческом возрасте. Иногда эти логики психической регуляции «оккупируют» систему психологической регуляции активности взрослого или взрослеющего человека. Например, психологические механизмы регуляции аффективного поведения, которое является биологически сообразным, аварийным способом преодоления ситуаций, угрожающих самосохранению человека. «Аффект означает возвращение к инстинктивной форме мотивации в случае, если более совершенное поведение не обеспечивает необходимого результата» [69, с. 9]. Поведение человека в аффекте регрессирует на уровень удовлетворения базовых потребностей и реакций на аффектогенные стимулы. Шаблонность и персевера-тивность поведения человека, находящегося в состоянии аффекта, свидетельствуют о том, что аффективное отреагирование регулируется также по логике предрасположенности. Охваченный аффектом человек действует по схеме отработанных в опыте навыков, умений и автоматизмов.
С учетом всего вышесказанного можно утверждать, что в системе психической регуляции деятельности человека соседствуют различные регуляторные логики. Логики регуляции активности биологического индивида в нормальных условиях, как правило, сублимированы системами психической регуляции активности социального индивида и личности. И только в раннем онтогенезе и в ограниченном круге ситуаций взрослой жизни биологически сообразные логики захватывают систему психической регуляции активности человека.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Вдовиченко Екатерина Васильевна. Истерика и капризы у детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Кумова Ольга Михайловна. Релаксационные занятия с детьми
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Ротенберг Вадим. Образ Я.
  • Притча «Женская логика»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Середа Светлана Юрьевна. Презентация 'Развитие навыков самоконтроля у детей'
  • Радюкова Елена Васильевна. Использование дидактических игр на основе палочек Кюзинера для развития логики у детей 4-5 лет
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Калмыкова Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме
  • Эрос; Eros
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Конструктивное
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Принципы современной психической самозащиты - Автор неизвестен.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь