|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52294
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Соответственно, постоянно сохраняется потребность в своевременном и полезном дяя практики синтезе знаний по человеческому фактору, куда должны входзнть принципы» концепции, теории и факты, а также практические методики проведения междисциплинарных исследований. Более того, такая информация должна быть пригодной для использования в новых электронных системах отображения компьютеризованных интерфейсов. В связи с этим перед нами снова встает необходимость дать более четкие ответы на такие вопросы: "Каким образом лучше интегрировать, предъявлять и использовать поступающую информации)?", "Как организовать доступ к более подробной информации с нижних уровней системы, чтобы обеспечить ее использование в реальном масштабе времени, когда в этом возникает необходимость?11. И еще один вопрос: "Какое значение имеет соотношение "рабочая нагрузка/временной режим11 для выбора альтернативных способов обеспечения работы и определения параметров человеко-машинного интерфейса, то есть типов обработки данных, предъявления и контроля информации?11
Применение методов анализа и оценки рабочей нагрузки Конструирование и разработка Успех разработки целостной системы изначально определяется усилиями, предпринимаемыми для определения целевого назначения и требований к системе (общий "сценарий11), последовательно реализуемых на следующих этапах: определение общей концепции; распределение функций между человеком и машиной; поиск компромисса между требованиями задач и различными аппаратурными решениями, позволяющими выбрать наиболее эффективные варианты; выбор аппаратуры; разработка реальной кабины для экипажа; ее моделирование и оценка в макетном варианте; длительные испита- 104 иия в моделирующих условиях для уточнения деталей в процессе оперативной проверки и доработки системы. Такие крупномасштабные работы проводятся для создания и подтверждения пригодности разрабатываемой кабины, а также для того, чтобы, как можно раньше, выявить узкие места ил по возможности, их устранить. Подтверждение приемлемости найденных вариантов на ранних этапах разработки представляется очень важным, так как позднее исправлять последствия ошибочных решений становится значительно труднее и дороже, особенно если аналитические работы ведутся параллельно с процессом конструирования. На рисЛ дана общая схема аналитического процесса, элементы которого присутствуют - формально либо неформально - при проектировании системы любой сложности. Анализ представленной схемы показывает, что решение задачи на ранних стадиях может повлиять на эффективность системы и уменьшить затраты на ее разработку. Схема также демонстрирует, что нагрузку необходимо оценивать с самого начала и на всех стадиях проектирования. По существу, это непрерывный интетративный процесс. Именно это позволяет контролировать влияние изменений схем и вариантов планировки элементов системы на более поздних стадиях. Оценка нагрузки преследует три цели. Во-первых, она позволяет убедиться в том, что функции и задачи человека реализуемы, то есть времени и возможностей человека будет достаточно для выполнения заданий на требуемом уровне. Во-вторых, с ее помощью можно составить штатное расписание и определить требования к профессиональному уровню персонала. В-третьих, результаты оценки рабочей нагрузки дают информацию для планирования профессиональной подготовки, позволяют разработать курсы и оборудование дня обучения так, чтобы подготовяенный экипаж мог управлять системой и поддерживать ее в рабочем состоянии уже на этапе внедрения. В рамках предложенной схемы в общем системном комплексе оператору отводится функциональная роль в подсистеме интерфейса. Ее основные характеристики представлены на рис.2. Конструкторские решения, определяющие эти характеристики, одновременно задают сложность операторских действий и уровни рабочей нагрузки. С одной стороны, как это показано в левой части рисунка (иг это верно дхш любой системы), от оператора требуется воспринимать сенсорные сигналы, перерабатывать информацию, принимать решения и осуществлять функцию контроля. При этом качество и уровень исполнения деятельности определяют требования к интерфейсу "человек-машина" и его характеристикам, а также уровни автоматизации, необходимые оператору для эффективного управления процессом. С другой стороны, (правая сторона рисунка) у конструктора системы есть набор характеристик, определяющих функции предъявления и контроля, и перечень возможностей по осуществлению функ- 105 ции взаимодействия, что позволяет найти компромиссное решение для выбора не слишком дорогого, но эффективного оборудования. Данные о взаимодействии определяют как характер интерфейса, так и сложность задач, как это показано в центральной части рисунка. Как показано на рис.2, смысл всей деятельности по организации функций взаимодействия состоит в том, чтобы разработать и построить эффективный интерфейс между человеком и машиной, на котором базируются все требования системы. Эффективность интерфейса определяется своевременностью передачи информации^ качеством принятия решения и исполнения действия, с одной стороны, и соответствием тем требованиям, которые определяются сложностью информационного процесса, - с другой. Требования к интерфейсу должны соответствовать разумным уровням рабочей нагрузки, а их реализация быть доступной по стоимости, К сожалению, возможности отыскания такого компромиссного решения остаются весьма неопределенными, даже в традиционных и уже известных системах. Положительным является то, что имеется довольно обширный запас сведений и методов по уже существующим системам, в которые включены данные о процессах восприятия и контроля. Кроме этого, опыт работы с известными системами отображения дает интуитивное понимание того, что такое эффективность информационного процесса и, соответственно, информационная адекватность. Существуют еще и достаточно успешные методы и процедуры для учета переменных, связанных с организацией операторских рабочих мест и ограничениями трудового процесса. Традиционные системы, как минимум, обеспечивают основу для начала работы. В то же время возникают новые проблемы, важные для разработки общих технологических концепций по созданию электронных систем отображения и контроля. Наши возможности определять и использовать знания о процессах переработки информации человеком и принятия решений в целях создания дисплеев, предсказания вероятной эффективности и оценки общего уровня умственной нагрузки пока еще слишком неоднородны. Некоторые факторы, например, принципы и критерии улучшения зрительного различения, а также другие сходные характеристики (читаемость, кодирование формой, цветом и др. - см. "U.S. Military Standard .,., 1974tr) хорошо известны и широко используются на практике. Однако знания об основных свойствах процессов переработки информации и принятия решения остаются в лучшем случае ограниченными. Доступная и испытанная методология, которой мог бы воспользоваться системный аналитик или конструктор для определения, оценки и оптимизации этой части труда оператора, фактически отсутствует. 106 Рис, 1 Процесс работы экипажа в системе при выполнении определённой задачи Рис.2 Описание сопряжения человека и и способы нахождения компромиссов между ними Характеристики рабочей машины средства предъявления информации средства контроля расположение приборов на рабочем месте окружающая среда Ограничения рабочих операций профиль сценария операций номинальные операции операции вне номинала приоритеты критичность частота функциональные отнощени i стресс время/время стандарты процедуры безопасность качественно -количественные критерии Аналитический подход к конструированию кабины экипажа Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|