|
Акимова Л. Н. Психология сексуальности.Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53547
Автор: Акимова Л. Н.
Название: Психология сексуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Немаловажное влияние на половой инстинкт и половую способность оказывают также наследственные условия. Так, бывают семьи, в которых наряду с значительной физической силой и долголетием половое влечение и половая способность сохраняются до самого преклонного возраста, тогда как в других семьях половая жизнь и поздно развивается, и преждевременно угасает. У женщины период деятельности половых желез короче, нежели у мужчины, у которого созревание семени может продолжаться до глубокой старости. У женщины овуляция прекращается приблизи тельно спустя 30 лет после наступления половой зрелости. Период угасания деятельности яичников известен под названием критического или климактерического. Эта биологическая фаза представляет собой не простое прекращение функции половых органов с заключительной атрофией их, но процесс изменения всего организма. Половая зрелость мужчины в средней Европе начинается около 18-го года. Половая способность достигает своего максимума к 40 годам; начиная с этого возраста, она медленно понижается. Способность к произведению потомства угасает большей частью на 62-м году, способность к совокуплению может продолжаться до глубокой старости. Половой инстинкт существует непрерывно в течение всей половой жизни, притом, однако, с колеблющейся интенсивностью. При физиологических условиях он никогда не обнаруживает периодического характера, как у животных. У мужчины интенсивность его усиливается и ослабевает соответственно накоплению и расходованию семени; у женщины повышение полового влечения совпадает с процессом овуляции, притом так, что оно наиболее резко обнаруживается после менструации»
Сексуальность как свойство личности формируется в непрерывном единстве с психическим развитием. С начала XX в. в научном сознании укореняется положение о развитии сексуальности с момента рождения, которое впоследствии получило эмпирическое подтверждение. Первой основополагающей теорией психосексуального развития ребенка является психоаналитическая теория 3. Фрейда 102 (1905). По Фрейду, человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Психосексуальное развитие — это процесс овладения человеком энергией собственных влечений. С возрастом, отмечал 3. Фрейд, происходит преобразование и перемещение по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Эрогенные зоны — это области тела, чувствительные к стимулу, возбуждение которых вызывает либидинозное удовольствие. Психосексуальное развитие происходит с определенной поэтапной и с обязательной трансформацией либидо. Чрезмерно сильные положительные или отрицательные подкрепления на каждой из стадий могут быть источником фиксаций — потребности постоянно возвращаться именно к тому способу удовлетворения влечений, который оказался связанным со сверхсильной стимуляцией — как положительной, так и отрицательной. 3. Фрейд различает 5 стадий развития либидо. Первая — оральная стадия — продолжается в течение 1-го года жизни и состоит из двух фаз. Ведущей эрогенной зоной является рот (губы и язык). Вначале сосание связано с пищевым наслаждением, через некоторое время оно становится либидинозным действием — типом сексуальных проявлений ребенка: он начинает сосать в отсутствии пищи. Ребенок также находит удовольствие в стимуляции собственного тела при ощупывании, поэтому эту стадию еще называют аутоэротической. Ребенок в этот период живет в состоянии первичного нарциссизма, влюбленности в себя. Во 2-й фазе оральной стадии с появлением зубов к сосанию присоединяется укус — удовлетворение агрессивных инстинктов. 3. Фрейд назвал эту фазу орально-каннибалистической (пожирание). Так ребенок проявляет свою агрессию на мать, в фантазиях пожирает мать. Мать не позволяет кусать грудь и поэтому стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Если ребенок получал ограничение в сосании или был пресыщен им, то происходит фиксация либидо. У человека формируется так называемый оральный характер: ненасытность, жадность, требовательность неудовлетворенность, пессимизм, настойчивое требование симпатии к себе, раздражительность. У взрослых можно наблюдать ряд привычек, а также стремлений к получению удовольствий, связанных с оральной зоной. В их числе еда, кусание, сосание, жевание, курение, облизывание губ, причмокивание, питье вина и других напитков, удовольствие от разговоров и пения. С агрессивными проявлениями 2-й фазы оральной стадии связывают сарказм, сплетни, «набрасывание» на пищу. Считается, что сохранение интереса к оральным удоволь- 103 ствиям нормально, и лишь когда это доминирует, тогда следует говорить о патологии. Анальная стадия продолжается от 1 года до 3 лет. К эрогенным зонам относятся анальная и уретральная области. Ребенок испытывает удовольствие как при мочеиспускании и дефекации, так и при задержании их. 3. Фрейд отмечает, что если происходит фиксация приятных ощущений в анальной зоне на этой стадии развития, то в дальнейшем появляются такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство. Они представляют собой продукты переключения (сублимирования) анальной эротики. Такие люди физически чистоплотны, добросовестны, бережливы, а иногда даже скупы, чрезвычайно упрямы и порой склонны к гневу. Характерологическая особенность людей с уретральной эротикой — непомерное, пламенное честолюбие и стремление к соревновательности . Фаллическая стадия охватывает возраст от 3 до 6 лет. Эрогенная зона — половые органы. Мальчики замечают у себя пенис, девочки осознают, что он у них отсутствует. У девочек иногда при этом возникает синдром «зависти к пенису», появляется противоречие между констатацией отсутствия члена и желанием его иметь. Переживания этого периода («комплекс кастрации») ведут у девочек к трем возможным типам развития отрицательное отношение к сексуальной жизни и в связи с этим возникновение невроза, изменения характера в сторону мужественности («комплекс маскулинизации»), нормальная женственность. Если раньше сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть ребенок начинает испытывать сексуальную привязанность к взрослым, вначале к родителям. Сексуальное напряжение побуждает ребенка к мастурбации; желанию лечь в постель вместе с родителями; ревностному отношению к тому вниманию, которое родители оказывает друг другу. В этот период ребенок начинает ощущать угрозу со стороны родителя своего пола. Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Мальчик испытывает ощущение соперничества со стороны отца, который мешает ему обладать полностью матерью. У ребёнка возникает желание смерти отцу. В то же время мальчик боится, что отец кастрирует его и тем самым сделает его неконкурентноспособным. Для решения Эдипова комплекса мальчик должен преодолеть бессознательное влечение, к матери и идентифицировать себя с отцом. У девочек наблюдается сходная ситуация, однако в их переживаниях нет той остроты, которая имеется у мальчиков. Это 104 позволяет девочке оставаться в «ситуации Электры» неопределенно долго. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем, утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Латентная стадия начинается с 7 лет и продолжается до начала полового созревания. Эта стадия характеризуется уменьшением интенсивности сексуальных желаний. Энергия либидо переносится на учебу, общение со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Генитальная стадия (12 — 18 лет) характеризуется усилением детских сексуальных стремлений. Эрогенной зоной, так же как и в фаллической стадии, являются половые органы. Объектом сексуального влечения становится тело. Однако реализация сексуального влечения в этом возрасте затруднена, и тогда начатой стадии могут наблюдаться феномены фиксации на предыдущих стадиях развития. В период генитальной стадии возможно формирование двух типов характера: психической гомосексуальности и нарциссизма. Психическая гомосексуальность — это не нарушение психосексуальных ориентации, а такая форма поведения, когда любовь к противоположному полу замещается товарищеской привязанностью и дружбой с лицом своего пола. Такие люди предпочитают социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера — нарциссизм — проявляется в том, что либидо личности направлено на самого себя. Таким людям свойственны самоудовлетворенность и самодовольство; они направляют свое внимание преимущественно на себя, и свои переживания. Таким образом, 3.Фрейд определил поэтапность сексуального развития. Детская сексуальность по Фрейду, это безудержная погоня за удовольствиями. Сексуальные ощущения возникают при удовлетворении основных потребностей: голода, жажды, физиологических отправлений. Являясь полиморфно-перверзным, ребенок обладает всеми, даже потенциально извращенными, эротическим» компонентам зрелой сексуальности. В настоящее время эта теория пересматривается с учетом дос тижений современной науки. Далеко не всеми признается сегодня универсальность Эдипова комплекса. Кроме того, теория детской сексуальности Фрейда носит биологический характер. В ней не придается значение психологическим и социокультуральным фак- ' торам в психосексуальном развитии. По значению биологических и 105 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|