|
Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71782
Автор: Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л.
Название: Клиническая психиатрия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Эмоции — это переживания приятного и неприятного, сопровождающие восприятие себя и окружающего мира, удовлетворение потребностей, производственную деятельность, межличностные контакты. Биологический, психофизиологический и социальный смысл эмоций и чувств заключается в их организующем и мобилизующем влиянии на организм и в адекватной адаптации к условиям жизни. Эмоции и чувства отражают отношения, в каких находятся предметы и явления, к потребностям и мотивам деятельности человека.
Эмоциями в узком значении слова называют переживания, обусловленные удовлетворением или неудовлетворением инстинктивных потребностей — в пище, питье, воздухе, самосохранении и сексуальном влечении. Сюда относятся и эмоциональные реакции, сопровождающие ощущения, непосредственное отражение отдельных свойств предметов. Чувства (высшие эмоции) связаны с потребностями, возникшими в ходе общественно-исторического развития, с общением, отношениями между людьми. Они есть результат эмоционального обобщения. К ним принадлежат морально-этические, эстетические и интеллектуальные чувст- 75 ва: чести, долга, дружбы, коллективизма, сочувствия, сострадания, уважения, любви. Чувства оказывают решающее влияние на проявления низших эмоций и поведение человека в целом. Особенности эмоциональных реакций связаны со степенью выраженности биологических (инстинктивных) и социальных потребностей и влечений, с напряженностью мотивов, возрастом, полом, установкой, с ситуацией успеха или неуспеха, уровнем притязаний, тревожности и другими особенностями. В зависимости от упомянутых условий эмоция может быть организующей и дезорганизующей, адекватной и неадекватной, адаптирующей и дезадаптирующей по отношению к конкретной ситуации. Эмоциональные реакции П. К. Анохин (1949, 1968) рассматривал как целостные физиологические приспособительные акты, санкционирующие и закрепляющие механизмы, относящиеся к удовлетворению или неудовлетворению потребностей. П. В. Симонов (1975) считал, что в схеме потребность — действие — удовлетворение мышление является источником информации для действия, но в результате недостатка знаний и умений нередко возникает разрыв между потребностью и возможностью ее удовлетворения, поэтому в эволюции появился нервный аппарат эмоций как механизм экстренной компенсации, аварийного замещения недостающих сведений и умений. Основное условие возникновения отрицательных эмоций, по его мнению,— это наличие неудовлетворенных потребностей и рассогласования между прогнозом и наличной действительностью, дефицит прагматической информации. Как известно, эмоциональные состояния имеют объективные (сома-тоневрологические) и субъективные (психические) проявления. Занимая как бы промежуточное место между соматическим и собственно психическим (рациональным), они и их анатомо-физиологический субстрат служат своего рода соединительным звеном в их взаимодействии, основным субстратом соматопсихических и психосоматических взаимоотношений, взаимовлияний и процессов. Это подтверждается тем, что эмоциональные реакции и состояния всегда сопровождаются изменениями обмена веществ, сердечно-сосудистой и других систем организма; при влиянии патогенно-стрессовых ситуаций могут возникать психосоматические заболевания (П. К. Анохин, 1969; В. В. Суворова, 1975; В. Д. Тополянский, М. В. Струковская, 1986). Анатомо-физиологической основой эмоциональных состояний служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участвующие в вегетативно-эндокринной регуляции функций. К основным (фундаментальным) эмоциям относят интерес—волнение, радость, удивление, горе — страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину (К. Izard, 1980). По продолжительности и силе эмоциональных переживаний выделяют: настроение — более или менее длительную эмоцию, определяющуюся самочувствием и степенью социального благополучия в данный момент; аффект — сильное и кратковременное 76 переживание в виде гнева, ярости, ужаса, восторга, отчаяния без утраты самоконтроля; страсть—сильное, стойкое и глубокое чувство, захватывающее и подчиняющее себе основную направленность мыслей и действий. По субъективному тону эмоции и чувства подразделяют на положительные (приятные) и отрицательные (неприятные); по влиянию на деятельность — стенические (мобилизующие) и астенические (дезорганизующие, угнетающие); по механизму возникновения — на реактивные, появляющиеся как реакции на осознание неблагополучия, и витальные, развивающиеся вследствие нарушения функций эмоциогенных структур головного мозга. Классификация нарушений эмоций и чувств 1. Патологическое усиление: эйфория и депрессия. 2. Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость. 3. Нарушение подвижности: слабодушие (недержание эмоций), лабильность и инертность (застреваемость) эмоциональных переживаний. 4. Нарушение адекватности: неадекватность, амбивалентность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфории, дистимии, патологичес кий аффект. При повышении настроения (эйфории) или его угнетении и снижении (депрессии) отмечается отрыв эмоционального состояния от реальной ситуации, неадекватность его по отношению к данной ситуации. При эйфории, кроме повышения настроения и самочувствия, появляются ускорение течения мыслей, неустойчивость и отвлекаемость внимания, подъем общего тонуса и двигательной активности, повышенная самооценка, утомляемость отсутствует. Такое состояние характерно для гипоманиакального и маниакального синдромов. Эйфория может наблюдаться в структуре паралитического и псевдопаралитического синдромов. Черепно-мозговые травмы и другие органические заболевания головного мозга с поражением лобных долей иногда дают картину так называемой мории — благодушно-дурашливой эйфории с неадекватными поступками, с потерей чувства дистанции и критической оценки поведения. При остаточных явлениях органического поражения мозга симптоматика мория не имеет тенденции к утяжелению, а при опухолях лобных долей обычно отмечается нарастание оглушенности, загруженности и недоосмысливания ситуации и своего поведения. Повышение настроения при таких заболеваниях, как истерия, эпилепсия, шизофрения, может приобретать характер экстаза — восторженного настроения с погружением в себя. Оно иногда связано со зрительными, реже слуховыми галлюцинациями. Нередко выраженное улучшение настроения проявляется в экзальтации — приподнятом настроении с приливом энергии и повышением активности. 77 В настоящее время чаще встречаются депрессивные состояния! адинамическая депрессия — с вялостью; ажитированная — с возбуждением; анестетическая — с чувством мучительного бесчувствия; астеническая— с истощаемостью; угрюмая — с гневливостью и раздражительностью; тревожная, непсихотическая и психотическая — с бредом и галлюцинациями; маскированная, алкогольная, инволюционная, истерическая, депрессия истощения, нейролептическая, сосудистая, цикло-тимическая, экзогенная. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|