|
Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49371
Автор: Под редакцией Копытина А.И.
Название: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Решимость Мэгги с каждым днем росла. Я всячески побуждала ее понять причины своего недовольства и более активно отстаивать свои интересы. Борьба взаимоисключающих потребностей проявилась во время очередной НВМ-сессии, когда она увидела себя находящейся в зоне, отделяющей свободную территорию от оккупированной. Находившиеся на оккупированной территории люди кричали ей, чтобы она на нее не входила, но она испытывала острую потребность это сделать, поскольку эта территория была ей уже знакома — здесь были видны голые скалы и редкий кустарник. Войдя на эту территорию, она почувствовала, как ее затягивает в скалу какая-то сила. В конце концов она обратилась в гранитную скалу. Когда я спросила, что она чувствовала, став скалой, она ответила: «Странно. Я чувствовала себя хорошо защищенной — застывшей, но защищенной». Через минуту характер визуализации изменился,
- 110 - и Мэгги вздрогнула. Улыбнувшись, она произнесла: «Скала вытолкнула меня обратно! Она сказала, что я ей больше не принадлежу!» Поскольку образы Мэгги в это время часто отражали все еще сохраняющуюся нерешительность, я решила, что она, по всей видимости, прошла некий цикл развития: она осознала свои потребности и внутренне освободилась. Она гораздо лучше, чем раньше, стала понимать свои чувства. При этом ее сновидения и визуализации словно спрашивали ее: «Ты и дальше будешь пребывать в состоянии неопределенности или действительно попытаешься его преодолеть?» В этот столь важный для нее период она пришла на одну из сессий с мандалой, на которой была изображена растрескавшаяся стена и встающее над ней солнце. Показывая мне рисунок, Мэгги сказала, что приступила к поискам новой работы. При очередном использовании карточного теста мандалы Мэгги выбрала три карты, относящиеся к верхней части Большого Круга и свидетельствующие о формировании нового «я»: одна из карт относилась к стадии № 6 и содержала изображение расщепленного круга светло-зеленого цвета, что указывало на то, что она не только пытается бросить вызов обстоятельствам, но и найти реальный выход из создавшегося положения. Она была готова окончательно внутренне дистанцироваться от родителей. Эта карта также указывала на ее готовность отстаивать свои интересы в отношениях с социальными авторитетами. Кроме того, Мэгги выбрала карту стадии № 7 с изображением креста желтого цвета, указывающую на рождение «я» и осознание себя в качестве независимого и зрелого существа. Оквадрачивание круга было достигнуто, указывая на психологическую автономность Мэгги! Третья карта относилась к стадии № 8 и содержала изображение пятиконечной звезды красного цвета, свидетельствующей о наличии значительного запаса энергии, необходимой Мэгги для самоутверждения. В течение последнего месяца работы на прежнем месте Мэгги испытывала бодрость и предвкушение того, что ей вскоре предстоит найти для себя новое занятие. Ее семейная жизнь складывалась лучше, чем когда бы то ни было. Мэгги стала более спокойно относиться к своим родителям и больше не чувствовала себя скованной, уступчивой и незрелой в отношениях с ними. Ее чувство юмора стало проявляться в большей степени, чем раньше, и она часто подшучивала над собой и сложившейся ситуацией. - 111 - В течение последнего этапа лечения визуализации Мэгги при проведении НВМ-сессий свидетельствовали как о внутренних, так и внешних изменениях. В ходе одной из НВМ-сессий я использовала музыкальную программу под названием «Положительный аффект», включающую произведения Эльгара, Моцарта, Барбера и Штрауса. Эта музыка часто вызывает положительные, иногда — транс персональные и религиозные переживания. Ранее Мэгги не могла ее слушать. Слушая музыку, она увидела восход солнца; его лучи наполнили пейзаж всеми цветами радуги, заливая пространство золотым светом. Поднявшись на гору, Мэгги увидела фигуру в белых одеждах, протянувшую навстречу ей руки. Когда она приблизилась к этому человеку, он заключил ее в свои объятия. Ее переполнило удивительное чувство единения с этим добрым существом. Затем человек поднял руку и произнес: «Теперь ты обрела для себя нового проводника. Все, что ты видишь вокруг, принадлежит тебе». Мэгги торжественно ответила: «Я должна заключить все это в свое сердце. Передо мной — новая земля, которую я смогу освоить и защитить». Лишь только она это произнесла, как сквозь все ее тело прошли волны тепла и она почувствовала, как ее сердце увеличивается в размерах. «Мое сердце будет мне служить компасом, — произнесла она, — оно является источником моей силы. Я чувствую исходящую из него энергию, но я не теряю самообладания и не чувствую себя сентиментальной. Это... я таю... я не могу больше говорить!.. Я сливаюсь с огромной книгой, которую куда-то несут... Теперь я стала атомом, который распадается...» Когда Мэгги наконец вернулась в свое обычное состояние, она была глубоко взволнована — так же, как и я. Она выглядела решительной и наполненной внутренней силой. Спустя неделю она получила уведомление о приеме на новую работу. Сейчас я продолжаю встречаться с Мэгги один или два раза в месяц. Она больше не является узницей своих страхов и не чувствует себя скованной обстоятельствами. Клинический комментарий Благодаря использованию в процессе психотерапии анализа сновидений, направленной визуализации и музыки и мандал, появляется возможность всесторонней оценки бессознательной динамики. Появившиеся у Мэгги в ходе НВМ-сессий на фоне измененного состояния сознания, визуализации и отражающие более глубокие уровни бессозна- - 112 - тельного сновидения имели схожую тематику. Хотя и в том, и в другом случае проявилась бессознательная динамика, визуализации в ходе прослушивания музыки включают осознаваемые элементы и подвержены контролю со стороны Эго. Сновидения же в большей степени направляются Оно и Суперэго, хотя влияние со стороны Эго и физического состояния также проявляется. Я полагаю, что и духовный опыт может находить свое отражение в содержании сновидений и визуализаций. В ходе динамической оценки эмоционального состояния Мэгги стало очевидно, что возникавшие на начальном этапе психотерапии сновидения отражали одни и те же повторяющиеся темы, связанные с несвободой, контролем со стороны матери и ощущением социальной неполноценности. Материал НВМ-сессий отражал аналогичные темы, связанные с образами «vagina dentata», попавшего в клетку эмбриона, осьминога и ведьмы. Разница между образами направленной визуализации и музыки и сновидений заключалась в разной степени волевого контроля. Так, например, Мэгги использовала свои волевые качества для того, чтобы противостоять ведьме, предприняв тем самым одну из первых попыток освободиться от доминирования матери в структуре Эго. Карточный тест мандалы служил инструментом оценки изменений, происходящих по мере раскрытия материала бессознательного и разрешения неосознаваемых конфликтов. Первичный выбор карт в карточном тесте мандалы отражал страх поглощения Эго бессознательным, блокирующий способность Мэгги к самостоятельным действиям. Позже, по мере того как Мэгги осознавала причины своего страха, она постепенно обрела способность к проявлению чувства гнева. При этом выбираемые ею карты стали относиться к верхней части Большого Круга Мандалы, а формы и цвета карт указывали на готовность к утверждению себя в качестве самостоятельной личности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|