Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39125

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Спецификой психодрамы является «инсайт-в-действии», имеющий три характеристики: обучение через непосредственный опыт, обучение через действие, некогнитивное (опытное, чувственное) обучение. Выделяют 4 стадии достижения инсайта:
1) подготовка (парень приглашает девушку на свидание, соперник высмеивает его, девушка уходит);
2) созревание (парень переживает, безуспешно пробует разные способы решения проблемы);
3) озарение (он начинает посещать секцию бокса и проходит ассертивный тренинг);
4) проверка (парень побеждает соперника и возвращает девушку).

Благодаря содействию и сопереживанию участников группы подлинной судьбе протагониста возникает групповой инсайт, которому Морено придавал особую роль в лечении психически больных: «Особенно при лечении психотических лиц психодрама добилась удивительных результатов благодаря своего рода "любовному катарсису", проистекающему из соприкосновения с аналогично страдающими людьми» (цит. по Лейтц, 1994, с. 261).
В отличие от словесных интерпретаций психоанализа в психодраме используются в основном «действенные интерпретации», которые показывают протагонисту смысл его поведения в форме ролевой игры. При этом перенос выглядит как повторяющееся действие из прошлого, сопротивление – как противодействие, а отыгрывание в действии происходит через коммуникативное действие.
Если в психоанализе отыгрывание в действии не поощряется, то в психодраме оно представляет необходимую фазу терапевтического процесса. Выделяют 6 аспектов отыгрывания:
1) проживание (разыгрывание с помощью движений),
2) эмоциональное отреагирование,
3) помещение в настоящее из прошлого или будущего,
4) выход внутренней реальности вовне,
5) язык действий,
6) заявленные сознательные действия.

Переносы на ведущего и партнеров обычно проявляются в соперничестве за благосклонность ведущего и отражают сиблинговые конфликты, которые безотлагательно выявляются, конкретизируются и прорабатываются с помощью методов психодрамы.
Сопротивление в психодраме проявляется: а) в блокировке спонтанности протагониста, б) барьерах между членами группы и в) между группой и психодраматистом. Таким образом участники пытаются избежать переживания тревоги, вины и стыда. Сопротивление сначала анализируют, а затем нейтрализуют. Анализ сопротивления в психодраме проходит 3 стадии:
1) осознание (идентификация, вербализация);
2) выявление причины (от чего защищается);
3) отказ от сопротивления (поощрение завершения действия).

Для нейтрализации сопротивления организуется «разогревающий процесс, продвигающийся от периферии к центру» (З. Морено, 1998). Д. Киппер (1993) описывает прием под названием «Временная кончина и оживление группы» для преодоления сопротивления в психодраматической группе. Добровольца просят изображать недееспособную группу, лежа на полу как бы в коме. Он может выборочно отвечать на вопросы тех, кто подойдет к нему. Ведущий обращается к группе со словами: «Вот лежит бездыханная группа. Выясните, можно ли вернуть ее к жизни, и хочет ли она этого. Можете поступать, как хотите, – похоронить или оживить ее. Можете начинать прямо сейчас». Далее ведущий не вмешивается.
Психодраматическое действие определяется следующими правилами:
• разыгрывание вместо описания;
• подлинность коллизий и чувств («здесь, сейчас, с нами»);
• максимальная вовлеченность;
• спонтанное реагирование;
• выборочная фокусировка – изменение временных параметров, драматизация;
• расширение познавательных возможностей – защищенность, эмоциональный опыт, сверхреальность (воплощение игры воображения), учет индивидуальных возможностей в продвижении, навык сдерживания;
• последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов.

Я. Морено разработал социодраму, в которую вошли многие принципы и методы творческого решения проблем, возникающих у лиц из групп повышенного риска, в частности, у подростков и малоимущих людей. В фокусе внимания группы – проблема или конфликтная ситуация, общая для всех участников. Группа самостоятельно выбирает направление поиска, разыгрывает ситуацию, отреагирует в действии вызываемые ею эмоции, обсуждает методом мозгового штурма связанные с конфликтом проблемы, пока не выработает нескольких альтернативных вариантов их решения.
Социодрама помогает лучше выявить различие между субъективным восприятием участника и объективным восприятием группы. Если ограничиться его рассказом о ситуации, группа может оценить ситуацию односторонне. Во время ее разыгрывании становится видно, чего участник не замечает. Группа может повторно разыграть ситуацию в несколько утрированном виде, чтобы ему легче было осознать незамечаемые им моменты.
Режиссер социодрамы предлагает разыграть конфликтную ситуацию из жизни участника вне группы или в группе, когда необходимо прояснить ситуацию, дать участнику возможность лучше понять других, пересмотреть свою позицию. Руководитель помогает членам группы распределить роли, предлагает использовать различные техники: монолог, прямое представление, дублирование, «зеркало», обмен ролями и другие. Режиссер поддерживает движение действия в направлении разрешения конфликта, максимально вовлекает в действие зрителей, дает возможность участникам отрепетировать проблемно-решающее поведение для его последующего использования в повседневной жизни
Я. Морено (Moreno, Enneis, 1950) описал также гипнодраму, в которой сочетаются элементы гипноза и психодрамы. Терапевт перед разыгрыванием психодрамы гипнотизирует протагониста и затем вместе с другими психотерапевтами выступает в роли вспомогательных Я пациента. Другие пациенты присутствуют в качестве зрителей и после окончания действия участвуют в его обсуждении.
Современная психодрама имеет несколько вариантов: реалистическая (классическая) психодрама, внутрипсихическая («фигуральная психодрама» Я. Гонсета и В. Золлера, где фигурами становятся субличности пациента), «онейродрама» Фретиньи и Виреля (разыгрывание сновидений), метафорическая драматерапия Р. Дэнди, аналитическая психодрама Д. Анзье, юнгианская психодрама Э. Барц и др.
Оптимальные размеры психодраматической группы 6–9 человек. Предпочтителен гетерогенный состав и открытая форма группы, прием новых членов сопровождается клятвой о групповой тайне и взаимном доверии, открытости и активности. Обычно на групповой сессии в качестве наблюдателей присутствуют коллеги ведущего (директора) и супервизор – обучающий директор.
Групповое занятие может длиться от 15 мин. до нескольких часов. Выделяют четыре основных стадии сессии. Примерно 15% времени отводится на подготовительную стадию, 65% на стадию действия и 20% на две последние стадии: анализ и обсуждение.
1-я стадия психодрамы. На этой стадии последовательно решаются три задачи: разогрев, диагностика, анамнез. Происходит постепенное усиление двигательной активности участников, стимуляция спонтанных поведенческих реакций и фокусировка внимания членов группы на определенной проблеме.
Дж Кори (2003) рекомендует для разогрева такие приемы:
 На первом занятии режиссер коротко рассказывает о природе и целях психодрамы, участники могут задать вопросы.
 Чтобы создать основу для формирования групповой сплоченности, участники группы по очереди отвечают на вопрос, к какому времени относятся отношения, которые они хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему?
 Члены группы формируют пары и в течение нескольких минут делятся со своим партнером конфликтом, который они хотели бы исследовать в ходе сессии.
 Каждый участник, высказываясь по кругу, делает несколько кратких комментариев о том, что он переживает в данный момент. Члены группы могут также сказать о том, какую личностную работу они хотели бы провести во время предстоящей сессии.
 В долгосрочной группе часто используется ненаправленная разминка, чтобы подготовить участников к работе. Членов группы могут попросить кратко высказать, что они осознали ко времени прихода на сессию, или прокомментировать свою готовность (или неготовность) к работе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Будь лучшим!»
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Притча «Поведение с убийцей»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Стюарт Ян - Современный транзактный анализ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Главный Редактор. Эх, хорошо в Стране Советской жить!
  • Притча «Никаких но»
  • Киплинг Редьярд. Будь в силах ты...
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Притча «Что скажут о тебе»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Барановская М. С. Тест «Личная эгограмма»
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Причина для благодарности»
  • На ведение огорода
  • Притча «Будь счастлив!»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Притча «Неверный управитель»
  • Притча «Где все это начинается»
  • Притча «Сделай это немедленно»
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Притча «Хозяин или слуга»
  • 5 правил настоящего лидера
  • Притча «Неподъемный камень»
  • Притча «Чувствуй это!»
  • Асси Зигмунд. Анализируя драйвер «Будь совершенным»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Будь живым!»
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Редактор. Как сделать багет из газет
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «От Меня это было»
  • Кравцова А. В.. Проект «Будь здоров, малыш!» для детей 3 — 4 лет
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Жди, будь сильным!»
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Грозный Давид. Достижение поставленной цели.
  • Воспитывать детей правильно - просто



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь