Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38798

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Спецификой психодрамы является «инсайт-в-действии», имеющий три характеристики: обучение через непосредственный опыт, обучение через действие, некогнитивное (опытное, чувственное) обучение. Выделяют 4 стадии достижения инсайта:
1) подготовка (парень приглашает девушку на свидание, соперник высмеивает его, девушка уходит);
2) созревание (парень переживает, безуспешно пробует разные способы решения проблемы);
3) озарение (он начинает посещать секцию бокса и проходит ассертивный тренинг);
4) проверка (парень побеждает соперника и возвращает девушку).

Благодаря содействию и сопереживанию участников группы подлинной судьбе протагониста возникает групповой инсайт, которому Морено придавал особую роль в лечении психически больных: «Особенно при лечении психотических лиц психодрама добилась удивительных результатов благодаря своего рода "любовному катарсису", проистекающему из соприкосновения с аналогично страдающими людьми» (цит. по Лейтц, 1994, с. 261).
В отличие от словесных интерпретаций психоанализа в психодраме используются в основном «действенные интерпретации», которые показывают протагонисту смысл его поведения в форме ролевой игры. При этом перенос выглядит как повторяющееся действие из прошлого, сопротивление – как противодействие, а отыгрывание в действии происходит через коммуникативное действие.
Если в психоанализе отыгрывание в действии не поощряется, то в психодраме оно представляет необходимую фазу терапевтического процесса. Выделяют 6 аспектов отыгрывания:
1) проживание (разыгрывание с помощью движений),
2) эмоциональное отреагирование,
3) помещение в настоящее из прошлого или будущего,
4) выход внутренней реальности вовне,
5) язык действий,
6) заявленные сознательные действия.

Переносы на ведущего и партнеров обычно проявляются в соперничестве за благосклонность ведущего и отражают сиблинговые конфликты, которые безотлагательно выявляются, конкретизируются и прорабатываются с помощью методов психодрамы.
Сопротивление в психодраме проявляется: а) в блокировке спонтанности протагониста, б) барьерах между членами группы и в) между группой и психодраматистом. Таким образом участники пытаются избежать переживания тревоги, вины и стыда. Сопротивление сначала анализируют, а затем нейтрализуют. Анализ сопротивления в психодраме проходит 3 стадии:
1) осознание (идентификация, вербализация);
2) выявление причины (от чего защищается);
3) отказ от сопротивления (поощрение завершения действия).

Для нейтрализации сопротивления организуется «разогревающий процесс, продвигающийся от периферии к центру» (З. Морено, 1998). Д. Киппер (1993) описывает прием под названием «Временная кончина и оживление группы» для преодоления сопротивления в психодраматической группе. Добровольца просят изображать недееспособную группу, лежа на полу как бы в коме. Он может выборочно отвечать на вопросы тех, кто подойдет к нему. Ведущий обращается к группе со словами: «Вот лежит бездыханная группа. Выясните, можно ли вернуть ее к жизни, и хочет ли она этого. Можете поступать, как хотите, – похоронить или оживить ее. Можете начинать прямо сейчас». Далее ведущий не вмешивается.
Психодраматическое действие определяется следующими правилами:
• разыгрывание вместо описания;
• подлинность коллизий и чувств («здесь, сейчас, с нами»);
• максимальная вовлеченность;
• спонтанное реагирование;
• выборочная фокусировка – изменение временных параметров, драматизация;
• расширение познавательных возможностей – защищенность, эмоциональный опыт, сверхреальность (воплощение игры воображения), учет индивидуальных возможностей в продвижении, навык сдерживания;
• последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов.

Я. Морено разработал социодраму, в которую вошли многие принципы и методы творческого решения проблем, возникающих у лиц из групп повышенного риска, в частности, у подростков и малоимущих людей. В фокусе внимания группы – проблема или конфликтная ситуация, общая для всех участников. Группа самостоятельно выбирает направление поиска, разыгрывает ситуацию, отреагирует в действии вызываемые ею эмоции, обсуждает методом мозгового штурма связанные с конфликтом проблемы, пока не выработает нескольких альтернативных вариантов их решения.
Социодрама помогает лучше выявить различие между субъективным восприятием участника и объективным восприятием группы. Если ограничиться его рассказом о ситуации, группа может оценить ситуацию односторонне. Во время ее разыгрывании становится видно, чего участник не замечает. Группа может повторно разыграть ситуацию в несколько утрированном виде, чтобы ему легче было осознать незамечаемые им моменты.
Режиссер социодрамы предлагает разыграть конфликтную ситуацию из жизни участника вне группы или в группе, когда необходимо прояснить ситуацию, дать участнику возможность лучше понять других, пересмотреть свою позицию. Руководитель помогает членам группы распределить роли, предлагает использовать различные техники: монолог, прямое представление, дублирование, «зеркало», обмен ролями и другие. Режиссер поддерживает движение действия в направлении разрешения конфликта, максимально вовлекает в действие зрителей, дает возможность участникам отрепетировать проблемно-решающее поведение для его последующего использования в повседневной жизни
Я. Морено (Moreno, Enneis, 1950) описал также гипнодраму, в которой сочетаются элементы гипноза и психодрамы. Терапевт перед разыгрыванием психодрамы гипнотизирует протагониста и затем вместе с другими психотерапевтами выступает в роли вспомогательных Я пациента. Другие пациенты присутствуют в качестве зрителей и после окончания действия участвуют в его обсуждении.
Современная психодрама имеет несколько вариантов: реалистическая (классическая) психодрама, внутрипсихическая («фигуральная психодрама» Я. Гонсета и В. Золлера, где фигурами становятся субличности пациента), «онейродрама» Фретиньи и Виреля (разыгрывание сновидений), метафорическая драматерапия Р. Дэнди, аналитическая психодрама Д. Анзье, юнгианская психодрама Э. Барц и др.
Оптимальные размеры психодраматической группы 6–9 человек. Предпочтителен гетерогенный состав и открытая форма группы, прием новых членов сопровождается клятвой о групповой тайне и взаимном доверии, открытости и активности. Обычно на групповой сессии в качестве наблюдателей присутствуют коллеги ведущего (директора) и супервизор – обучающий директор.
Групповое занятие может длиться от 15 мин. до нескольких часов. Выделяют четыре основных стадии сессии. Примерно 15% времени отводится на подготовительную стадию, 65% на стадию действия и 20% на две последние стадии: анализ и обсуждение.
1-я стадия психодрамы. На этой стадии последовательно решаются три задачи: разогрев, диагностика, анамнез. Происходит постепенное усиление двигательной активности участников, стимуляция спонтанных поведенческих реакций и фокусировка внимания членов группы на определенной проблеме.
Дж Кори (2003) рекомендует для разогрева такие приемы:
 На первом занятии режиссер коротко рассказывает о природе и целях психодрамы, участники могут задать вопросы.
 Чтобы создать основу для формирования групповой сплоченности, участники группы по очереди отвечают на вопрос, к какому времени относятся отношения, которые они хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему?
 Члены группы формируют пары и в течение нескольких минут делятся со своим партнером конфликтом, который они хотели бы исследовать в ходе сессии.
 Каждый участник, высказываясь по кругу, делает несколько кратких комментариев о том, что он переживает в данный момент. Члены группы могут также сказать о том, какую личностную работу они хотели бы провести во время предстоящей сессии.
 В долгосрочной группе часто используется ненаправленная разминка, чтобы подготовить участников к работе. Членов группы могут попросить кратко высказать, что они осознали ко времени прихода на сессию, или прокомментировать свою готовность (или неготовность) к работе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Трансфер; перенос; transference
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Группа; Group; Gruppe
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Васильева Оксана Сергеевна. Театр в нашей группе
  • Ладам Ф. Иллюзия переноса и ловушки контрпереноса (в случаях с подростками)
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Шаверен Дж. Cупервизирование эротического переноса и контрпереноса
  • Раиса Кочеткова. Проектная деятельность во 2 младшей группе «Мы растём»
  • Глуговский Д.В. Перенос в групповом психоанализе
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Групповая психотерапия
  • Онищенко Елена Васильевна. Предметно – развивающая среда в группе раннего возраста.
  • Групповая психология
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Белавина Марина Анатольевна. Педагогический проект «Творчество в семье»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Информационный проект «День здоровья»
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Разиля Гайсина. Оформление группы детского сада
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Габбард Г.О. Судьба переноса: границы после завершения лечения
  • Джозеф Б. Перенос: тотальная ситуация
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Лубошникова Анна Николаевна. Краткосрочный проект в младшей группе «Игрушки»
  • Тунегова Наталья Вячеславовна. Краткосрочный творческий проект по ОО «Познавательное развитие» (математика) «Радуга – дуга» для детей средней группы детского сада
  • Мухина Елена Александровна. Познавательно-творческий проект «Мамино сердце» в старшей группе
  • Двинских Елена Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ младшей группы МБДОУ детский сад №24 «Малыш»
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь