|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106593
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке — неумение рационально организовывать запоминаемый материал и контролировать его;
— уменьшение скорости запоминания; — излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов; — недоразвитие памяти по модально-специфическому типу (недоразвитие зрительной или слуховой памяти); — недоразвитие зрительно-пространственной памяти. У детей с психогенной формой ЗПР выраженных нарушений памяти не наблюдается. Память у них отличается высокой избирательностью, и продуктивность запоминания в значительной степени зависит от мотивации. Однако для всех форм ЗПР есть одна общая особенность — это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические приемы. Главной задачей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является формирование у них специальных приемов запоминания, т. е. развитие логической памяти. Традиционно различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую, логическую. Однако выделить эти виды памяти в чистом виде довольно сложно и возможно только в экспериментальных условиях. В учебной деятельности эти формы памяти выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти; б) слуховая память — для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т. п.; в) логическая память — для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т. д. Психокоррекционные занятия по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах. В настоящее время в практике разработано достаточно большое количество мнемотехнических приемов, направленных на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти. Рассмотрим 120 некоторые из них, которые были апробированы нами в процессе работы с детьми с различными формами ЗПР. Задание 1. Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов. Занятие проводится индивидуально, в два этапа. На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия. Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок». Примерный перечень слов: Серия 1 — грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка. На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков. Серия 2 — веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер. Задание 2. «Мысленные образы и эмоции». Занятие проводится в небольшой группе детей. Инструкция: «Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой фразы закрывайте глаза и представляйте себе соответствующую картинку». Фразы: Лев, нападающий на антилопу Собака, виляющая хвостом Муха в вашем супе Овсяное печенье в коробке в форме ромба Молния в темноте Пятно на вашей любимой рубашке или юбке Капли, сверкающие на солнце Крик ужаса в ночи Друг, ворующий вашу любимую игрушку. После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы. На последу- 121 ющих занятиях можно^ предъявлять фразы в зрительной модальности (на специальных карточках). Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти можно использовать следующие упражнения: Задание 3 Поэтапная работа ребенка с образцами: — сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец; — затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 с. (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности как конструирование, рисование, лепка, аппликация. Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д. Развитие логических приемов запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др. Специальные исследования психологов показывают, что обу-чение мнемическому приему, в основе которого лежит умствен-; ное действие, должно включать два этапа: а) формирование самого умственного действия; б) использование его как мнемического приема, средства за-поминания. Например, прежде чем использовать прием класси-фикации для запоминания материала, необходимо овладеть клас-снфикацией как самостоятельным умственным действием. Для развития логической памяти рекомендуется использовать j следующие задания и упражнения. 122 Задание 4. Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка». Цель: 1. Познакомить детей с приемами «группировка». 2. Показать преимущество запоминания с использованием этого приема. Занятия проводятся в группе. Психолог читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать. ВЛОШЭРИК После этого психолог рассказывает о мнемическом приеме «группировка», т. е. объединение букв в группы, удобные для чтения (ВЛОШ - ЭРИК). Задание 5. Детям рекомендуется запомнить ряд гласных букв: А У И О Е Е. Затем детям рассказывается о мнемическом приеме: разделить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы (АУИ-ОЕЕ). Задание 6. Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж Н Л П В Т. Чтобы лучше их запомнить, психолог предлагает мысленно добавить к каждой букве гласную, например- У, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные. Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|