Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Гринченко С. Н. Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом | Трансактный анализ | Глубинная психология: учения и методики » 3 страница



Гринченко С. Н. Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом

Категория: По направлениям » Трансактный анализ | Просмотров: 2805

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


Следующим этапом работы будет анализ жизненного сценария Рамиля З.
В.В. Макаров внес в трансактный анализ свою модель формирования жизненного сценария, который метафорически представлен в виде дерева (см. приложение 4).
После построения "дерева Макарова", полезным способом концептуализации состояний эго является составление диаграмм.
Психотерапевт просит клиента составить эгограмму, идея которой заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждой функциональной части.

где КР - контролирующий родитель;
ВР - воспитывающий родитель;
В - взрослый;
СД - спонтанный ребенок;
АД - адаптированный ребенок
Высота каждого столбца говорит об относительном времени, которое Рамиль проводит в этой части эго-состояния в течение суток. Точная высота каждого столбика не так уж важна. Главное относительная высота каждого столбика по сравнению с другими.
Из эгограммы видно, что большую часть времени Рамиль З. находится во взрослом состоянии и адаптированном ребенке. И редко находится в воспитывающем родителе и еще реже в спонтанном ребенке. Здесь терапевт дает рекомендацию - увеличить поведение спонтанного ребенка. Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшаться с целью компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается константным (Д. Дюсей "Гипотеза константности"), [29, c. 32].
В данном случае содержание эго-состояния Ребенка принимается за содержание Взрослого, тогда считается, что Взрослый контаминирован (см. приложение Б).
Покажем это на схеме контаминации Ребенком.

Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. Закрашенный участок означает контаминацию.
При контаминации Ребенком у Рамиля З. происходит затуманивание взрослого мышления заблуждениями (детскими представлениями) из детства. Они представляют собой фантазии, принимаемые за реальную действительность. Когда он слышит, что люди за его спиной смеются, он думает: "Они смеются надо мной!"
В этот момент он проигрывает один случай из своего раннего детства, когда он, не задумываясь, решил: "Я хуже других. Все знают в чем, кроме меня. Но никто мне об этом не скажет."
Он не осознает, что это проигрывание ситуации. При контаминации Рамиль ошибочно принимает эту детскую ситуацию за реальную действительность.
Терапевт объясняет ему, что если даже люди смеялись над тобой, можно выйти из контаминации, осознав следующее: "Ну и что? Если они хотят смеяться надо мной, это их дело. Я все равно О,кей."
В дальнейшем рекомендуется делать следующее упражнение:
Расслабьтесь, вздохните и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе войти во Взрослого, сядьте на стуле строго вертикально. Ноги поставьте плотно на пол. Возьмите листок бумаги и озаглавьте его: "Я человек, который…" Каждый вариант законченного вами предложения проверьте относительно того, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенка. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого.
Рамиль З. "Я человек, который не умеет ладить с людьми", это предложение можно переделать и написать "Я разумный и дружелюбный человек и я вполне способен ладить с людьми" и т.д.
Это упражнение приносит радость и пользу. Для анализа сценария также можно применить сценарную матрицу Клода Стайнера, которая считается одной из центральных моделей в ТА.

Сценарная матрица

Приказания / разрешения передаются в раннем детстве, а контрприказания в более позднем возрасте. В основном ребенок воспринимает приказания и разрешения до того, как он начинает говорить. Приказания могут восприниматься до шести - восьми лет, а контрприказания передаются от трех до двенадцати лет.
Анализируя сценарий Рамиля З. по "дереву Макарова и сценарной матрице, можно заметить, что жизненный сценарий происходит через родительские послания, приказания. Родительская директива, запрет второго уровня по Р. Гулдингу, проявляется при взаимодействии Детского эго Родителей или парентальной фигуры (в данном случае сестры) и Детского эго Ребенка, и является более деструктивным.
В ответ на послание матери, которое является бессознательным "Не будь близок к другим людям", ребенок принимает патологическое решение: "Я никогда не буду близок с людьми", "Я не буду верить ни одному человеку". Не получая близости в семье, он решает, что "нет смысла вступать в близкие отношения с другими людьми." Ребенком он решил следующее: "Со мной что-то не так". В детстве Рамиль часто идентифицировал себя со сказкой о "Коньке - горбунке", и фантазировал о том, как сделать жизнь как в сказке. Главная проблема состоит в том, что сказка заставляет верить в то, что для того, чтобы стать счастливым, необходимо сначала изрядно пострадать.
Все это психотерапевт объясняет клиенту, чтобы произошло осмысление и выход из сценария. Часть работы по выходу из сценария заключается в отказе от веры в сказочный (идеальный) мир. Для этого нужно начать использовать для решения проблем потенциал нашего Взрослого и добиваться удовлетворения наших потребностей в нашем далеко не идеальном мире, но все же прекрасном и радостном.
Из анализа сценария видно, что Рамиль выбрал жизненную установку неудачника, т.е. "Я не благополучен - Вы благополучны" и весь свой сценарий он подстраивает под эту позицию. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, подвержен стрессам, часто болеет. Задача терапевта помочь осознать эту позицию и вывести ее на более высокую ступень удачливости. Теоретически изменения происходят, когда внедренная в Ребенка информация становится осознанной и доступной для Взрослого.
В противовес родительским драйверам поведения "Будь лучшим!" психотерапевт дает разрешение - "Ты и так достаточно хорош", "Открыто говори о своих желаниях!", "Делай это!"
В процессе психотерапии происходит осознание собственных паттернов сценария, осуществляется контроль Взрослого над своим поведением и разрушение этих паттернов, т.е. выход из сценария и автономия.
При завершении анализа сценария клиента, можно сказать ему: "Когда ваши проблемы будут решены, потребности удовлетворены, а цели достигнуты, как вы будете выглядеть, достигнув своих целей? Что выскажете и как будет звучать ваш голос? Войдите внутрь этого образа. Почувствуйте сейчас то, что будете чувствовать тогда! Удастся ли вам ощутить удовлетворение, спокойствие?"
Здесь нами используется один из вариантов технологии самореализующихся пророчеств. То, что себе пророчествует, с чем соглашается, что окрашивает положительными эмоциями, то и свершается. Для этого человек сконцентрирует значительную часть своей энергии, других личностных ресурсов и будет осознанно и бессознательно стремиться к достижению цели.
Самореализующиеся пророчества - это один из вариантов конструирования будущего. Для их закрепления Рамилю З. и проведена техника НЛП оформления желаемого результата, и было рекомендовано вести дневник будущего, куда бы записывались те события, которые должны произойти, а также обязательства, оговоренные в контракте.
За две недели терапии у Рамиля З. намечалось заметное улучшение, спазмы стали все реже, через месяц почти исчезли. Сам пациент говорит, что осознание собственного сценария и стремление выйти из него, подействовало на него чудесным образом и он может сказать, что стал совсем другим человеком. Он ушел из семьи родителей, стал налаживать свою личную жизнь, стал более свободно общаться с другими людьми.
Здесь мы видим, как терапия трансактного анализа способствовала росту личности, поддержала самоуважение и дала свободу выбора клиенту.


§ 2. Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ игр
Первый шаг руководителя группы в терапии ТА состоит в том, чтобы помочь участникам занятий научиться различать способы поведения Родителя, Ребенка и Взрослого. Чтобы помочь членам группы научиться контролировать внутренние психические процессы в стрессовых ситуациях, используется структурный анализ.
Так как каждому эго-состоянию присущ определенный паттерн чувств, переживаний и поведения, для облегчения работы в группе можно составить таблицу факторов "эго-состояний".
Таблица. Поведенческий диагноз эго-состояний
Факторы КР ВР В СД АД
1 2 3 4 5 6
Слова "Не делай этого", "Прекрати", "Ты должен" "Хорошо", "Ты можешь" "Что?", "Где?", "Когда?", "Полезно", "Практично" "Здорово!", "Хочу!", "Блеск!" "Если надо", "Как вы скажете", "Ну если нужно"
Тон голоса Глубокий, резкий, сердитый Теплый, мягкий Ровный, без эмоций Громкий Просящий, жалобный
Жесты Пальцы держит вместе, "грозит пальцем", машет руками Широко распростертые руки Руки подпирают подбородок, "манера мыслителя", жест "пирамиды" Произвольные, могут топать ногой, качаться, вертеться в разные стороны "Кивание головой", разводить руками
Положение тела Опрокидываюсь глубоко назад Расслабленное Прямое, равномерно расположенное относительно позвоночника Раскачиваю-щее, повернуто в разные стороны Плечи приподняты и направлены вперед
Выражение лица Кончики рта опущены, брови подняты Одобрение, уголки рта подняты Рот слегка напряжен, глаза направлены вверх и в сторону Быстрое изменение Взгляд снизу вверх

Руководитель группы для диагностики состояний эго применяет приемы, взятые из гештальт-терапии, например, метод "пустых стульев" - участник должен "рассадить" все состояния эго по стульям и призвать их к взаимодействию. При использовании другого приема, известного как "репетиция сценария", два или более участников разыгрывают сценку, иллюстрирующую некую проблему, важную по крайней мере для одного из них. Тем временем одни члены группы стоят рядом и играют роль Родителя, другие Ребенка, а третьи делают замечания как Взрослые.
Приведем пример упражнения, проводимого в центре "Личность", цель которого - получить практику в диагностике состояний эго и являющегося введением к трансакциям между различными состояниями эго.
Итак, действующие лица: мать, отец, дочь одиннадцати лет.
Дочь (мечтательно): У Галки родители на неделю уезжают. Они с братом целую неделю одни будут, от родителей отдохнут… (Ребенок).
Мать (поперхнувшись): От родителей? Отдохнут? (Родитель).
Дочь: Ну да! Это же так здорово - пожить самим. Им оставят еду, а что еще надо? (ребенок).
Отец (опередив жену): Ты бы тоже хотела пожить одна? (Взрослый).
Мать: Как - одна?
Дочь: А что? Я справлюсь (Ребенок).
Отец: Вот и отлично. (Обращается к жене): Мне как раз сегодня предложили недорогой тур на две недели для нас с тобой. Поехали? Я уже три года в отпуске не был (Взрослый).
Мать (включившись): Знаешь, я подумала сейчас, что ты права. Нам, наверное, и правда надо друг от друга немного отдохнуть… (Взрослый - Взрослому).
Можно сыграть все пять состояний эго личности.
Например: Студентка обсуждает свою соседку по комнате в общежитии: "Это глупая, безответственная, легкомысленная девчонка (Критичный Родитель). Мне приходится вместо своих проблем заниматься ее делами (Заботливый Родитель). Иногда мне это кажется просто глупым (Взрослый), но я ведь должна помогать другим, меня же мама этому учила (Адаптированный Ребенок). Однако иной раз мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась (Свободный Ребенок).
Из приведенных примеров видно, что диагноз состояний эго является начальным этапом анализа взаимодействий. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Эго каждого индивида может находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствует шесть лиц, каждое из которых может внезапно появиться.
Взаимодействие состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции другого. Многие взаимодействия просты и непосредственны, например:
Начальник: Который час? (Стимул)
Секретарша: Четыре часа (Реакция)

Ответ может исходить от других состояний эго, и тогда положение меняется.
Вопрос: Который час?
Ответ: У вас не в порядке часы?

Этот ответ может привести к конфликту, и тогда секретарше не удастся сохранить свою должность.
Если же начальник начнет отвечать, как Ребенок, то разговор может продолжаться сколь угодно. Например:
Начальник: Знаете, я забыл часы дома.
Секретарша: Ну и рассеянный же Вы.
Начальник: Я так торопился.

Как видно из предыдущего примера, поведение людей не всегда соответствует их общественному положению. На социальном уровне начальник остается начальником, но психологически он может быть маленьким мальчиком или партнером в игре. Взаимодействия могут принимать еще более сложный и скрытый характер, чем в предыдущем примере, и многие из нас могут припомнить ситуации, в которых человек ведет разговор на одном уровне и одновременно - скрытое взаимодействие на другом, например:
Социальный уровень:
Продавец: "Эта вещь хорошая, но будет для вас слишком дорога!"
Покупатель: "Это именно то, что мне нужно!"
Психологический уровень:
Продавец: "У тебя денег не хватит на такую вещь"!
Покупатель: "Вот ее-то я и возьму!"



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на переживании: диалогово-феноменологическая модель психологической помощи
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии
  • Бундало Н. Л. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства
  • Этический кодекс Общества психоаналитической психотерапии
  • Муллан Боб - Психотерапевты о психотерапии
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотерапия рака
  • Серговская В.Н.. Сфокусированная на самости краткосрочная психотерапия
  • Бриш К.Х. Основанная на привязанности психотерапия
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Розин М.В. РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖЕН ЛИ КЕНТАВР?
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 3. "Let it be...": Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  • Ялом И.- Экзистенциальная психотерапия
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Магия, каббала, оккультизм и психотерапия.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Методы психологической помощи, существовавшие задолго до появления психотерапии, их классификация и коррекционные механизмы, обеспечивающие эффективность.
  • Шаверен Дж. Психотерапия умирающего пациента
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • С.В. Уманский. Синергетическая психотерапия. Новая философско-методологическая парадигма
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Ковалев С. В.- Психотерапия личной истории. Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего. Восточная версия нейропрограммирования, или Учебники умения жить. Книга 3
  • Зейг Дж.К., Мьюнион В.М. Психотерапия - что это. Современные представление.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь