|
Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапиюКатегория: Статьи » Психология | Просмотров: 15021
Автор: Ягнюк К.В.
Название: Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапию Формат: HTML Язык: Русский 1. Деловая ориентация, которая существует в двух основных видах: а) адекватная деловая ориентация. Клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (т.е. в решении проблемы). Текстом жалобы, тоном, мимикой, всей манерой поведения клиент дает понять, что он доверяет учреждению, в которое обратился, не сомневается в личной профессиональной компетенции консультанта, ожидает помощи, возможной в его ситуации, хотя и не переоценивает вероятный эффект такой помощи, клиент готов сотрудничать и выполнять все предписания. Эту позицию можно было бы выразить так: «Я благодарен за возможность встретиться с вами, не сомневаюсь в вашей компетенции и надеюсь, что вы сделаете все возможное, чтобы мне помочь, и что в ваших силах, если вообще мне можно помочь. Сам я готов делать все, что вы мне скажете»; б) неадекватная деловая ориентация. Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что клиент преувеличивает возможности консультанта, так или иначе выражает завышенные ожидания эффективности его помощи. Обобщенно словесный эквивалент этой ориентации можно выразить так: «Я уверен, что вы – маг и волшебник и вы, и только вы, можете мне помочь».
2. Рентная ориентация. Эта ориентация также существует в двух видах: а) одну из них можно было бы назвать ориентацией «обаятельного рантье». Клиент как бы считает, что его откровенность, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту – это тот капитал, на который он неизбежно получит проценты в виде переложения ответственности на плечи консультанта. Тон его беседы как бы подчеркивает: «Ну наконец-то я встретил вас, никто другой не мог бы мне помочь». В завершение беседы клиент как бы формулирует: «Ну, теперь вы все знаете, ответственность теперь на вас, что мне делать дальше?»; б) другую ориентацию можно обозначить как ориентацию «требовательного рантье». Клиент хочет получить причитающийся ему процент, но не с капитала обаяния и доверчивости, а с самой позиции посетителя консультации. Его позицию можно было бы выразить так: «Ну вот, теперь вы все знаете и теперь уж это ваша забота, принимайтесь за дело и не вздумайте отвертеться – вам за это деньги платят». 3. Игровая ориентация. В случае двух предыдущих ориентаций клиент так или иначе заинтересован в изменении ситуации, существующей вне стен консультации. В случае игровой ориентации возникает впечатление, что клиент обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом, и это, прежде всего, является мотивом его посещения. Так, например, клиент дает понять, что он не такой уж профан в психологии, знает многих психологов и кое-что читал, и как бы предлагает консультанту пройти у него аттестацию, т. е. доказать свою компетентность: «Посмотрим, такой ли вы специалист, как вы представляетесь». Доказательства компетентности клиент принимает с заметным оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы». В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность и трудность своей проблемы, хотя реально этой безнадежности не чувствует. Он как бы говорит: «Вы согласны, что моя ситуация безнадежна и решения нет?» Если консультант предложит какое-то решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: «Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?» Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же предложит его и скажет: «Вот видите, и мы не лыком шиты, и, пожалуй, разбираемся в жизни получше вас». В описании мотивационных ориентаций, одна их них – адекватная деловая ориентация – описывает продуктивный подход клиента, который искренне заинтересован в изменении своей ситуации, доверяет, с уважением относится к специалисту, в компетенции которого он не сомневается и готов к сотрудничеству в консультативном или терапевтическом процессе. Именно такого подхода консультанты ожидают от своих клиентов; без этого хотя бы в минимальной степени невозможно установить терапевтический альянс и вовлечь клиента в процесс самораскрытия и изменения. Завышенные ожидания, наличествующие в трех других мотивационных ориентациях – это достаточно частое явление, с которым приходится сталкиваться всем представителям помогающих профессий. Давайте будем честными, каждому из нас хочется, чтобы, допустим, при обращении к врачу, проблема оказалась не очень серьезной, и врач прописал лекарство, которое достаточно быстро избавит от всех симптомов. И с рядом недомоганий ведь действительно удается примерно так и разделаться. Тем самым удается достаточно быстро вернуться себе контроль над собственной жизнью. Но бывает и так, особенно с возрастом, что постановка точного диагноза требует времени, сдачи многочисленных анализов, продолжительного наблюдения у врача, а лечение может быть длительным и неопределенным касательно его результатов. Столкновение с фактом достаточно серьезной болезни, неопределенностью касательно результата лечения, необходимостью изменения образа жизни – все это очень расстраивает любого человека и требует времени для совладания и приспособления. Почти все имеют опыт обращения за помощью к врачам для избавления от связанных со здоровьем проблем, но обращение за помощью к психологу или психотерапевту с психологическими проблемами часто оказывается самым первым опытом обращения к специалисту такого рода. В силу отсутствия такого опыта, как личного, так и в ближайшем социальном окружении, неудивительно, что у обращающихся за психологической помощью, часто присутствуют нереалистичные представления и завышенные ожидания.[4] При столкновении с расхождением между тем, чего хотелось бы и тем, что специалист может реально предложить, происходит разочарование. Разочарование может быть небольшим, вполне компенсируемым надеждой на улучшение уже на основе более реалистичной информации о том, чего можно ожидать от психологической или психотерапевтической помощи и весьма серьезным, если по представлению клиента специалист совершенно не хочет действовать в соответствии с его ожиданиями и брать на себя ответственность за решение его проблем. Чем больше ожидания основаны на нереалистичных представлениях и фантазиях, тем больше разочарование и вероятность прерывания консультирования. Если консультант обращается к этому разочарованию, признает его, проясняет существующие ожидания и представления, нормализует чувства клиента, предоставляет реалистичную информацию о процессе психологического консультирования или психотерапии, все это существенно увеличивает вероятность совладания с разочарованием. В действительности, если клиент оказывает давление на консультанта и пытается переложить на него свою ответственность, консультант так же испытывает разочарование. Может возникнуть желание прервать общение с таким неподатливым клиентом, что, например, может проявиться в ничего неделании с возникшим взаимным разочарованием, пока клиент не прервет контакт. Внутренняя работа с собственными чувствами и характерными защитными реакциями, и готовность иметь дело с явным разочарованием клиента позволяет значительно увеличить вероятность вовлечения клиента в консультирование или психотерапию, и уменьшить вероятность прерывания, однако, все равно, остаются клиенты, для которых то, что может предложить консультант – это совсем не то, чего бы им хотелось. Если консультант отказывается снять с них ответственность и признать вину ближнего, то продолжение общения с таким специалистом теряет для них всякий смысл. Сама консультативная ситуация – это ситуация уязвимости для клиента, поскольку он вынужден обратиться за помочью к незнакомцу и открыто раскрывать свои проблемы и тайны. Страдания и надежда толкает его решиться на такой шаг. Страхи же заставляют его быть настороже, поэтому неудивительно, что привычные защиты и потерны поведения оказываются активированы самой этой ситуацией. Если клиенту присущи, например, проекция или избегание, то консультант с большой вероятностью столкнется с такими реакциями при возникновении разочарования специалистом. Внимание консультанта к характерным защитам и паттернам реагирования в отношениях клиента со значимыми другими может подготовить консультанта к встрече с ними в консультативной ситуации. Твердая, но гибкая позиция консультанта и мягкая конфронтация с целью коррекции нереалистичных ожиданий может быть уместной стратегией в этой ситуации. Более жесткая конфронтация, включающая столкновение различных позиций, скорее всего, приведет к выходу клиента из консультативной ситуации. Как мне представляется, три неконструктивных ориентации – деловая неадекватная ориентация, рентная ориентация и игровая ориентация – имеют общие черты у клиента, а именно завышенные ожидания, явное или скрытое недоверие, завышенная самооценка, перфекционизм, стремление сохранять контроль над ситуацией, явная или тонкая манипуляция и идеализация с угрозой обесценивания специалиста. Под этими чертами угадываются такие примитивные защиты как всемогущественный контроль, идеализация, обесценивание и проективная идентификация, а также такие вторичные защиты как рационализация и морализация (см. подробнее, Мак-Вильямс, 2007). И действительно таким клиентам часто присущи убежденность в собственной силе влиять на других людей; склонность воспринимать консультанта искаженным образом и оказывать на него давление, чтобы он вел и переживал себя в соответствии с их фантазией; желание, чтобы консультант продемонстрировал, что он способен “ходить по воде, как по суху” и радикальное разочарование, если консультант проваливает это испытание. Смесь манипуляции с рационализацией, по-моему опыту, нередко выражается в той или иной вариации конструкции следующего типа «Вы опытный и компетентный специалист. Наверняка вы много раз имели дело с проблемами такого рода как у меня (нас), это ведь часто встречаемая проблема. И теперь, когда я (мы) сделал свою часть работы, открыто рассказав вам о своей проблеме, я (мы) жду от вас алгоритма решения (чудесного решения) этой вполне типичной проблемы». В случае, если консультант противится такому развитию ситуации, в ход может быть пущена смесь манипуляции и морализации. Вспоминается случай молодой женщины, недавно вышедшей замуж и сразу же родившей ребенка и жалующейся на то, что ее молодой муж не уделяет ей должного внимания и часто проводит время с друзьями. Однажды она прибегла к хитрости и сказала ему, что сходила к психологу, который сказал ей, что муж должен уделять ей больше внимания. Как ни удивительно, муж отнесся к этому серьезно и сделал то, чего она хотела. После второй воображаемой консультации муж вновь прислушался к озвученному мнению специалиста, но захотел увидеть этого психолога и выразил желание вместе с ней придти на прием. Поэтому она предварительно пришла на реальную консультацию с просьбой ко мне выступить в качестве этого психолога. Моя речь о том, какого рода психологическая помощь кажется мне уместной в этой ситуации не вызвала у нее никакого интереса. Она настаивала на своем варианте как на единственно возможном. Когда в итоге я сказал, что не готов участвовать в обмане, она воскликнула: “Вы что хотите разрушить семью!” Ей не удалось меня переубедить и, в конце концов, уходя, перед тем как закрыть дверь, она произнесла: «Ну что ж, придется обратиться к профессиональному актеру». Предъявление запроса об оказании влияния на другого в собственных интересах позволяет, после начального раскрытия информации о своей жизненной ситуации, переместить фокус внимания с себя на неугодного другого и консультанта, который должен с этим что-то сделать. Другой, как мне представляется, типичный вариант запроса, отражающий неконструктивную мотивационную ориентацию клиента, можно сформулировать следующим образом «Я исчерпывающе изложил все, что было необходимо и готов, по вашему запросу предоставить дополнительную информацию. Прошу теперь вас взять ответственность за происходящее здесь и за достаточно быстрое решение моей проблемы или признать, что вы ничем не можете помочь». Получение психологической или психотерапевтической помощи предполагает пребывание в состоянии открытости и некоторой уязвимости перед консультантом, когда же клиент предъявляет такой запрос, он закрывается и переворачивает ситуацию – ставя консультанта в уязвимую позицию. Теперь уже консультант должен что-то продемонстрировать, чтобы доказать свою компетентность. Похоже, в ситуации обращения за помощью индивидуумы с нарциссческими и асоциальными чертами особенно склонны к предъявлению такой оборонительной позиции. Но, по всей видимости, далеко не всегда речь идет о пограничном уровне нарушения и о нарциссическом или асоциальном расстройстве личности. Так, например. Бурстен в своем классическом исследовании «Манипулятор» (Bursten, 1973) описывает высокофукционирующих социопатов, которых характеризует использование сознательной манипуляции как базового способа избегания тревоги и поддержания самооценки. Наличие нарциссических черт у высокофункционирующих, успешных индивидуумов так же весьма частое явление. То есть, среди клиентов этих трех непродуктивных видов мотивационной ориентации могут быть индивидуумы и невротического уровня нарушения, а также других типов личности. Как я уже отметил, сама ситуация обращения за помощью пробуждает нарциссическую уязвимость и манипулятивный запрос может выбираться в качестве оборонительной стратегии, позволяющей избежать, в восприятии клиентов, по-видимому разоблачения и полного провала. В заключение своей работы Столин (1989) описывает семь психологических синдромов, которые имеют значение для первоначальной дифференциации клиентов. Я бы хотел упомянуть здесь только три синдрома, при которых, по мнению автора, мы имеем дело с проблематичными вариантами запроса. Одной из характеристик синдрома «подозрения на душевное заболевание», описывающих особенности клиентов с психотическим расстройством, является «нереалистичность запроса (например, перегипнотизировать) или неясность, непонятность запроса» (Столин, 1989). Приведу небольшой пример. Однажды мне довелось наблюдать первичную консультацию, в начале которой молодой мужчина заявил о желании пройти психоанализ. Постепенно выяснилось, что у него было несколько госпитализаций в психиатрическую клинику с диагнозом “шизофрения”, что он не работает и живет на пенсию по инвалидности. Ближе к концу консультации, когда психолог спросил его о том, как он представляет себе прохождение психоанализа, он ответил, что хотел бы пройти психоанализ за один сеанс. Здесь мы видим выраженную нереалистичность запроса и, пожалуй, так же нарушение проверки реальностью у данного клиента. Нереалистичность или неясность, непонятность запроса часто свидетельствуют о психопатологии или, в менее выраженных случаях, о незрелости клиента. Синдром поиска социальных союзников чаще всего проявляется в жалобах одного из супругов на другого, который «незаконно», «подло» оставил первого или препятствует контактам с ребенком. Клиент ищет социальных союзников, которые помогли бы ему «найти управу», принудить к чему-то называемое лицо. Общие признаки жалоб этого клиента таковы. Прежде всего, субъектный локус жалобы – третьи лица (никогда не сам клиент), и как правило взрослые, объектный локус – несоответствие поведения лица закону, морали, справедливости и т, д. Проблема: «Хочу заставить, отомстить, наказать, не дать возможности, но не справляюсь». Запрос: «Помогите обуздать, наказать, повлиять (в моих интересах)». Отношение к лицу, о котором идет речь, выражено в подтексте: с антипатией, с уважением как достаточно сильного врага, но не с уважением человеческих достоинств, со специфической близостью, которой обладает преследователь в отношении жертвы. Отношение к консультанту очень утилитарное: клиент явно знает, что хочет (хотя и не знает, как консультант это может сделать), и интересуется лишь действиями в этом направлении. При этом он чрезвычайно чуток к тому, «за кого» консультант, и интерпретирует попытки объективно разобраться в проблеме как намерение консультанта стать на сторону его врага… Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|