|
Якобони М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг другаКатегория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 7357
Автор: Якобони М.
Название: Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга Формат: HTML, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА
пикативной компетентностью - с другой, также вполне осмысленно. Результаты ее опытов с детьми показывают нам, что биология зеркально-нейронной системы - краеугольный камень, на котором уже в раннем возрасте зиждутся наши эмпатические склонности и наша коммуникативная компетентность. Но что если развитие зеркально- нейронной системы каким-либо образом изменено или нарушено? ИМИТАЦИЯ И АУТИЗМ 11аучные сообщения о нарушении имитации у аутичных детей стали появляться как минимум с 1950-х годов109. Десятилетиями, однако, эти нарушения не считались важными для понимания глубинных причин аутизма - главным образом из-за господства «теории теорий», сначала неявного, а затем (в 1980-х годах) явного. Как я объяснил в главе 2, эта модель утверждает, что детям помогает понимать желания, представления, мнения других людей некий особый модуль у них в мозгу, конструирующий теории относительно других людей, как если бы дети были учеными, проверяющими на людях свои гипотезы110. Согласно «теории теорий», именно дисфункция этого гипотетического мозгового модуля вызывает те нарушения, что мы наблюдаем у аутичных детей, которые, как правило, не могут пройти так называемый тест на понимание ложных представлений. В этом тесте перед детьми разыгрывается маленький спектакль, 199 ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ в котором участвуют Энн и Салли (их изображают либо куклы, либо люди). Салли и Энн находятся в одной комнате. Салли кладет свой мяч в корзинку и накрывает ее. Когда Салли выходит из комнаты, Энн перекладывает ее мяч из корзинки в коробку. В этот момент детей спрашивают: где Салли будет искать мяч, когда вернется? Чтобы дать правильный ответ, ребенок должен понять, что Салли не видела, как Энн перекладывает мяч, и поэтому ошибочно убеждена, что мяч по-прежнему в корзинке. Ребенок, который говорит, что Салли будет искать мяч в коробке, очевидным образом не может взглянуть на ситуацию с точки зрения Салли. Сторонники «теории теорий» считали подобные нарушения первичным фактором, обусловливающим трудности с социальным поведением у аутистов. Эта идея достигла пика популярности в данной сфере науки примерно к началу 1990-х, хотя имелась одна существенная проблема: аутизм чаще всего диагностировался на третьем году жизни (а сейчас даже раньше!), а ведь даже типично развивающиеся дети не всегда проходят тест на понимание ложных представлений примерно до четырехлетнего возраста. Если двухлетние дети и с аутизмом, и без не могут пройти этот тест, я бы сказал, что его вряд ли можно считать специфическим тестом на аутизм. В то время (в начале 1990-х) нарушения имитации у аутичных детей не рассматривались как первичный фактор и, соответственно, изучались недостаточно. Не все, однако, игнорировали эту тему. Плывя против сильного течения, Салли Роджерс и ее коллега Брюс Пен- нингтон из Центра медицинских наук университета 200 РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА Колорадо высказали мнение, что нарушения имитации у аутичных детей следует изучать гораздо более пристально, поскольку они могут иметь ключевое значение для связанных с аутизмом социальных нарушений111. Меня и сегодня восхищает прозорливость, проявленная ими в то время, когда моду диктовали чрезвычайно «менталистические» (то есть когнитивные) объяснения. Интерес к их идее впоследствии возрастал - вероятно, потому, что нарушения имитации при аутизме очень хорошо видны. Имитация, однако, имеет разнообразные формы. Нарушена ли она во всех своих проявлениях у аутичных детей? Питер Хобсон из лондонского Университетского колледжа так не считает. Хобсон со своим коллегой Тони Ли решил проверить гипотезу о том, что аутичные дети потому недостаточно хорошо имитируют других людей, что не могут себя с ними «отождествить». Эта гипотеза, в свою очередь, была основана на серии более ранних исследований Хобсона, результаты которых шли вразрез с доминирующим гиперрациональным представлением о том, что базовая проблема аутистов - нарушения в работе теоретизирующего мозгового модуля. Хобсон утверждал, что главное нарушение аутистов носит эмоциональный характер. Чтобы это доказать, Хобсон и его коллега Джейн Уикс придумали очень простой эксперимент, который должен был ответить на вопрос: что замечают в людях аутичные и типично развивающиеся дети - одно и то же или разные вещи?112 С этой целью они показывали детям изображения мужчин и женщин либо в шерстяных кепках, либо в шляпах с мягкими полями; лица у них 201 ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ были либо радостные, либо печальные. Уикс и Хобсо! попросили детей выбрать что-то одно, чем картинки различаются, и разложить их по двум коробкам. Само собой, дети могли сортировать их по признаку пола, головного убора и выражения лица. В первом «раунде» как типично развивающиеся, так и аутичные дети выбрали в качестве признака пол. После этого Уикс и Хобсон попросили их рассортировать картинки ещ раз, уже невзирая на пол. Тут-то и выявилась разница, и вы, конечно, догадываетесь, в чем она заключалась: типично развивающиеся дети разложили их по признаку эмоции, аутичные - по типу головного убора. В своей чудесной книге «Колыбель мысли» Хобсон пишет, что дети с аутизмом словно «почти слепы к чувствам других людей», что их как бы «мало трогают чужие переживания»113. Эти результаты укрепили Хобсона в мысли, что проблемы аутичных детей коренятся не в когнитивном дефиците и не в трудностях с построением «теорий», а в нехватке эмоциональных связей. Проверяя гипотезу о том, что нарушения имитации у аутичных детей связаны, помимо прочего, с их неспособностью войти в эмоциональный «резонанс» с другими людьми, Хобсон и Ли разработали эксперимент, во время которого ребенок мог имитировать как достижение определенной цели, так и манеру поведения - мягкую или резкую. В эксперименте участвовали и типично развивающиеся, и аутичные дети, и детям предварительно даже не сообщили, что они должны будут имитировать увиденное. На первой - демонстративной - стадии Ли просто сказал им: «Посмотрите». После этого он вы- 202 РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА и )1 11 ил ряд простых действий с несколькими объектами. Например, проводил палочкой по «забору» из трубок 111 порывистым звуком или нажимал на игрушечного по- шцейского, который затем двигался сам собой. Исполь- iv я палочку и трубки, он для половины каждой группы (аутичных и типично развивающихся детей) делал это • и'р'-жно и аккуратно, для другой половины - нарочито I рубо. Нажимая на полицейского, он в одном случае де- о л ал это всей ладонью, в другом - двумя пальцами. 11осле этой маленькой игры детям, чтобы они отвлек- лись, предложили пройти речевой тест. Затем Ли покапал детям на трубки и палочку, на полицейского, на другие игрушки и сказал просто: «Займитесь-ка этим». I го они стали делать? Оказалось, что как типично разни кающиеся дети, так и дети с аутизмом использовали игрушки для достижения тех же целей, что достигал пере/1 этим Тони Ли: например, извлекали палочкой звуки из трубок и нажимали на полицейского, заставляя его /пинаться. Однако типично развивающиеся дети, в от- л 11 чие от аутичных, имитировали еще и манеру, в которой Ли это делал. Создавалось впечатление, пишет Хоб- сон, что аутичные дети имитировали действие, которое 11 м показал Тони Ли, а типично развивающиеся дети - личность114. Эксперименты Хобсона и Ли, так же как и другие исследования имитации у аутичных детей, выявили, что серьезнее всего у них нарушена социальная, эмоциональная форма имитации, а не когнитивная (хотя и она п определенной мере страдает). Важнейшее наруше- I ше у аутистов касается их способности к социальному 203 ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ зеркальному воспроизведению, которую обеспечивает взаимодействие между зеркальными нейронами и лим- бической системой через островок. Однако все данные о проблемах с имитацией при аутизме, которые я пока что привел, носят поведенческий характер. Существуют ли более прямые свидетельства дисфункции зеркальных нейронов у аутистов? ЗЕРКАЛЬНО-НЕЙРОННАЯ ГИПОТЕЗА ОБ АУТИЗМЕ Несколько лет назад две группы ученых независимо друг от друга высказали мнение, что аутизм, возможно, связан с дисфункцией зеркально-нейронной системы. Одну группу (в Шотландии) возглавил Джастин Уильяме, специалист по аутизму. Он объединил усилия с Эндрю Уай- теном, изучавшим имитационное поведение у приматов, и Дэйвом Перретом, специалистом по нейрофизиологии обезьян. Нарушения имитации, наблюдаемые у детей с аутизмом, нейрофизиологические свойства зеркальных нейронов у обезьян, данные экспериментов с нейровизу- ализацией в моей лос-анджелесской лаборатории, касающихся имитации, - все это привело шотландских ученых к гипотезе о нарушении развития зеркально- нейронной системы на ранней стадии, вызывающем впоследствии каскад новых дефектов развития, результатом чего является аутизм115. Один из их ключевых аргументов состоял в том, что нарушениями имитации могут объясняться позднейшие расстройства в так называемой 204 РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА модели психического» («theory of mind»)*, поскольку и имитация, и «модель психического» требуют от аутич- н ого ребенка установления связи между точкой зрения другого человека и своим сознанием. Если так, то клю- ч ?вым нейронным нарушением при аутизме, рассуждали они, является дисфункция зеркальных нейронов. Примерно в то же время Вилаянур Рамачандран и его коллеги по Калифорнийскому университету в Сан-Диего исследовали подавление мю-ритма у аутичных детей, наблюдавших за чужими действиями. Эксперименты с ЭЭГ, описанные выше в этой гла- нс, показали, что по такому подавлению можно судить зеркально-нейронной активности. Подобно Джастину Уильямсу в Шотландии, Рамачандран пришел к мысли, ч то основным нарушением при аутизме является дисфункция зеркальных нейронов, после чего он приступи л к эмпирической проверке этой гипотезы. В ноябре ООО года группа из Сан-Диего представила предварительные результаты своих ЭЭГ-экспериментов на заедании Общества нейронауки - крупнейшем форуме пейроспециалистов всего мира116. Это было первое публичное сообщение о данных, подтверждающих гипотезу о зеркально-нейронной дисфункции при аутизме. С оответствие первых эмпирических результатов теоретическим соображениям вдохновило целый ряд других специалистов на исследование связи аутизма с зеркаль- 11 ыми нейронами. В последнее время как минимум шесть «Модель психического» - способность определять спои и чужие внутренние состояния (убеждения, намерения, кслания и т.д.) и понимать, что внутреннее состояние другого человека может отличаться от твоего. 205 ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ различных лабораторий, изучающих человеческий мозг с помощью всевозможных технологий, подтвердили нарушения в зеркально-нейронных областях у аутистов. РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО Риитта Хари, впервые обнаружившая вместе с Джакомо Ридзолатти важный биомаркер зеркально-нейронной активности - подавление мю-ритма не только при действии, но и при наблюдении за ним, - недавно исследовала специфику мозговой активности у пациентов с синдромом Аспергера (это сравнительно мягкая форма аутизма). Пациентов просили имитировать серию простых мимических действий: выпячивать губы, открывать рот, надувать щеки. Движения не носили никакой особенной смысловой или эмоциональной нагрузки. Я уже писал о том, как МЭГ улавливает крохотные магнитные поля вокруг головы, возникающие из-за электрической активности мозговых клеток. Эта аппаратура может разграничивать события в мозгу, отстоящие друг от друга на миллисекунды. Это очень короткие промежутки, и столь высокая чувствительность прибора позволяет нам изучать временную последовательность активации в различных областях мозга. Пользуясь преимуществами высокого временного разрешения, Хари и ее сотрудники фиксировали моменты активации о и в зеркально-нейронной системе и увидели, что у аутистов при имитации реагируют по существу те же области мозга, что у здоровых добровольцев, но с запаздыва- 206 РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА п нем в зеркально-нейронной зоне, находящейся в лобной доле (см. рис. 1, с. 78)117. Сообщение между зеркаль- 11 ыми нейронами в теменной и лобной долях оказалось замедленным. Система связи в мозгу у этих пациентов I ie работала должным образом, что создавало проблемы н социальном поведении. Не только этот эксперимент, но и другие, проведенные в лабораториях на разных континентах с использо- мапием различных технологий (результаты отражены м научных статьях, опубликованных в последние годы), и один голос говорят о зеркально-нейронных нарушениях при аутизме118. Однако при этих исследованиях активность в зеркально-нейронной системе измерялась в ходе ныполнения заданий, не имеющих эмоциональной составляющей. Вспомним идею Питера Хобсона о том, что аутисты потому испытывают проблемы с имитацией, что им трудно отождествить себя с другим человеком. Главным дефицитом у пациентов, страдающих аутизмом, похоже, является недостаток глубоко прочувствованного зеркального воспроизведения, сближающего людей п делающего возможным установление эмоциональной связи. Другой важнейший момент, остававшийся неизученным, несмотря на обилие недавних научных работ по данной теме, - функциональная значимость зеркально- нейронного дефицита. Никто не выяснял, коррелирует л и снижение зеркально-нейронной активности с серьезностью проявлений аутизма у пациентов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|