Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61432

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

м широкий диапазон чувств, являющихся частью общечеловеческого наследия, каждый человек проявляет и оценивает эмоции по-разному. Об отношениях представителей разных культур к этой проблеме нам рассказала Джин Цай, которая в то время преподавала психологию в университете Миннесоты (сейчас она работает в Стэнфорде). В своих исследованиях она фокусирует внимание на различиях в способах переживания эмоций представителями разных культур. Ее открытия напомнили нам о необходимости учитывать особенности отдельных людей, даже когда мы заняты поиском универсального средства для предотвращения угрозы деструктивных эмоций.
Помимо анализа динамики деструктивных склонностей человека, мы надеялись заняться поиском решений. В этом нам помог Марк Гринберг, психолог из университета штата Пенсильвания и пионер в области программ социального и эмоционального обучения. Он познакомил нас со школьными программами, помогающими детям овладевать азами эмоциональной грамотности и контролировать деструктивные эмоции, вместо того чтобы просто действовать, подчиняясь импульсам. Его вы
ступление побудило нас приступить к созданию аналогичной программы для взрослых.
В последний день конференции мы размышляли о том, как сотрудничество между опытными мастерами медитации и нейрологами может способствовать развитию научного понимания позитивного потенциала для эмоциональной трансформации. Франсиско Варела, один из основателей Института Разума и Жизни и руководитель научно-исследовательских работ в национальной лаборатории когнитивных нейронаук в Париже, представил результаты экспериментов по изучению нервной активности, лежащей в основе восприятия; в этих исследованиях он рассчитывал на помощь мастеров медитации, имеющих богатый опыт наблюдений за состоянием разума. После этого Ричард Дэвидсон изложил свою теорию нейрональной пластичности — способности мозга развиваться в течение всей жизни — и представил данные, указывающие на то, что медитация может способствовать развитию полезной пластичности аффективных центров мозга, подавляя деструктивные эмоции и одновременно стимулируя позитивные.
Несмотря на то что эта тема уже сама по себе навевает пессимизм и уныние, наша конечная цель была оптимистичной. Мы сфокусировали свое внимание на позитивных шагах, которые можно было предпринять, чтобы развеять эти темные силы — хотя бы в наших собственных головах. Если мы ставили своей целью победить вирус деструктивных эмоций, то нам следовало начинать с профилактической прививки от внутреннего хаоса чувств, снижающих эффективность наших действий, таких как панический страх или слепая ярость. И нужно сказать, что данные исследований способности людей преодолевать смятение чувств и сохранять внутреннее равновесие и спокойствие дают определенные основания для оптимизма — по крайней мере, в будущем.
Прошла неделя, но никому не хотелось уезжать. Поставленные вопросы и появившиеся возможности дали толчок, благодаря которому через несколько месяцев нам удалось организовать двухдневную встречу в университете штата Висконсин, затем двухдневную конференцию в Гарвардском университете, а также запустить несколько научных проектов. Интеллектуальное исследование деструктивных эмоций принесло результаты в активном поиске дальнейших ответов — и противоядий.
Глубокий подтекст
Данная дискуссия стала восьмым раундом встреч в Институте Разума и Жизни. Эта встреча, как и большинство подобных диалогов между Далай-Ламой и небольшой группой ученых и философов, длилась пять полных дней и проходила в резиденции Далай-Ламы в Дхарамсале (Индия). Каждое утро посвящалось презентации очередной темы, а остальное время дня участники встречи занимались активным поиском скрытого смысла. Во многом благодаря дружелюбию и острому уму Далай-Ламы то, что могло обернуться жестким противостоянием, быстро переходило в рамки неформальной атмосферы, между участниками возникали дружеские отношения, которые способствовали новаторскому мышлению и внезапным озарениям.
Работая над этой книгой, я ставил перед собой задачу рассказать о продуктивном сотрудничестве между людьми науки и духа. Организатор каждой встречи получает право поделиться с широкой публикой ее результатами, изложив их в книге. Это уже седьмая книга серии «Разум и Жизнь». Эти книги, являясь единственным подробным отчетом о диалогах, должны точно передавать детали бесед и атмосферу спонтанности.
Чтобы полнее раскрыть широкие возможности нашего взаимодействия, я воспользовался правом задавать участ
никам встреч — включая Далай-Ламу — вопросы относительно того, какие чувства они испытывали в ключевые моменты дискуссии и какие невысказанные мысли у них при этом возникали. Благодаря этому я смог обогатить диалог глубоким подтекстом и с помощью печатного слова точнее передать атмосферу в зале, которую создавали интеллектуальные фейерверки, каверзные вопросы и сообщения о состоянии дел в пограничных областях науки.
Наши беседы были интеллектуальным пиршеством, на котором преподносились все новые открытия — от результатов сканирования мозга до наблюдения за детьми на школьных стадионах, от данных об эмоциональной проницательности племен Новой Гвинеи до раздумий по поводу беззаботного темперамента китайских детей. Мы охватили широкий круг тем — от теоретических рассуждений философского характера до практических способов обучения контролю над деструктивными эмоциями, от технических подробностей нейронаучных методик исследования когнитивного процесса до общих принципов развития способности к состраданию.
При всей увлекательности процесса поиска ответов, наверное, самое большое удовольствие нам доставляли вопросы — сложнейшие задачи, которые одна великая традиция ставила перед другой, и трудные загадки, имеющие отношение к нашей личной жизни и нашему дальнейшему существованию как вида. Вопросы часто были конструктивными, а порой даже блестящими, и почти всегда они предполагали новые перспективные пути для дальнейших исследований.
Конечно, многих читателей некоторые темы наших дискуссий могут заинтересовать больше, чем другие, и некоторые из вас, без сомнения, выберут свой собственный способ работы с этой книгой. Но описанный в ней «интеллектуальный банкет» я постарался представить во всем его великолепии.
В рамках каждого из наших диалогов Далай-Лама, этот маяк мира в бурных водах нашей эпохи, оказывал на всех нас сильнейшее влияние. Благодаря ему то, что начиналось как чисто интеллектуальное исследование, превращалось в заинтересованный поиск эффективных противоядий от деструктивных эмоций. И этот поиск уже дал некоторые заметные результаты.
Во-первых, мы нашли практическое применение взглядам Далай-Ламы на человечество, изложенным в «Этике нового тысячелетия» — той самой книге, которую я увидел в Дхарамсале и благодаря которой родилась идея организации таких встреч. Мы занялись поиском практических методов, которые можно заимствовать у буддизма или у Запада, и поставили перед собой цель разработать план обучения навыкам жизни, полной внимания и самосознания, самоконтроля и ответственности, эм- патии и сострадания, — другими словами, навыкам, которые позволяют людям преодолевать их собственные деструктивные эмоции.
Другим результатом наших встреч стало обогащение науки. Уже не одну тысячу лет буддизм с исключительной настойчивостью и последовательностью занимается исследованием разума и его позитивного потенциала; наука же стала использовать такие методы исследования сравнительно недавно. Теперь эти две традиции объединили свои усилия. Наши встречи положили начало серии экспериментальных исследований, в ходе которых некоторые из новейших, самых тонких научных инструментов используются для оценки древних методов культивирования позитивных эмоциональных состояний.
Наша история начинается с этого интригующего сотрудничества между тысячелетней наукой о разуме и самой современной нейронаукой.
Слева направо: Пол Экман, Тхуптен Джинпа, Джин Цай, Марк Гринберг, досточтимый Кусаласитто, Далай-Лама, Дэниель Гоулман, Франсиско Варела, Ричард Дэвидсон, Алау Уоллес, МаттьеРикар, Оуэн Фланаган
ЯМ—И
ШВШНИК
Научное
сотрудничество ♦
Мэдисон, штат Висконсин 21-22 мая 2001 года



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь