|
Обозов Н. Н. Симпатии и притяжение.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 6043
Автор: Обозов Н. Н.
Название: Симпатии и притяжение. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Стрелка со сплошной линией указывает на то, что это сочетание вызывает большую симпатию, а стрелка с пунктирной линией показывает меньшую симпатию.
Но не только эмоциональный фон (положительный и отрицательный) определяет значимость подобия—контраста “Я-концепций” при образовании симпатий—антипатий. Так, Д. Новак и М. Лернер, исследуя пациентов с некоторыми эмоциональными рас-стройствами, обнаружили, что в созданной ими экспериментальной ситуации испытуемые отвергают подобных себе лиц в большей степени, чем несхожих . Собственно говоря, авторы почти вплотную подошли к выделению такого фактора, как уровень индивидуально-психологических характеристик. Для выявления значения подобия—контраста важно не только определить это различие, но и знать уровень выраженности тех или иных качеств у членов группы. Конечно, у лиц, имеющих эмоциональные расстройства, “Я-концепция” имеет свою специфику, но она отражает реальные качества личности. Когда два индивида с эмоциональным расстройством (одинаково значительным, высоким уровнем) вынуждены взаимодействовать непосредственно или опосредованно, возникает их субъективная неудовлетворенность друг другом. Совсем другое дело, если бы пришлось взаимодействовать партнерам, не имеющим крайнего нарушения эмоционально-волевой сферы. В этом случае подобие их вряд ли привело бы к возникновению антипатий. На межличностное притяжение влияют предполагаемые условия сотрудничества и соперничества. Они изменяют отношение к лицу, с которым предполагается взаимодей-ствие, что показано в исследованиях М. Лернера . Информацию о другом (предполагае-мом партнере) испытуемые получали якобы из соседней комнаты. На самом деле на маг-нитофоне было записано интервью предварительно, но испытуемые воспринимали его как действительное. Показатели, полученные в предполагаемых ситуациях со-трудничества и соперничества, сравнивались с результатами контрольной ситуации, в которой взаимодействие вообще не ожидалось. Измерение сходства основывалось на разнице между ответами при заполнении личностных опросников на себя и на “мнимого” партнера. Специально оценивалась социальная дистанция, к которой стремился испытуемый в случае предполагаемого сотрудничества, соперничества и в условиях, когда взаимодействие не ожидалось. Социальная дистанция в данном случае оценивалась по желанию испытуемого близко взаимодействовать с предполагаемым партнером (жить в одной комнате, быть лично знакомым). Привлекательность определялась по 15 шкалам, сумма которых могла служить основанием для оценки симпатии к другому (предполагаемому) партнеру. Полученные результаты говорят о следующем. 1. Ожидаемое конкурирующее взаимодействие приводит к снижению сходства, ко-торое оценивается испытуемым при заполнении вопросника на предполагаемого партне-ра. Для понимания соревновательной ситуации (даже предполагаемой, как в данном слу-чае) следует иметь в виду, что оценивание и сравнение себя и соперников является глав-ным фактором, регулирующим поведение. Поэтому при оценке подобия—контраста (ожидаемого соперничества) испытуемый невольно переоценивает различия между собой и предполагаемым партнером. Само условие соревнования предполагает дифференциа-цию между конкурирующими людьми, а сотрудничество, наоборот, требует консолида-ции, сближения между членами группы. 2. В условиях ожидаемого соперничества испытуемые показали тенденцию к росту показателя социальной дистанции (р = 0,2). Это влияние особенно ярко проявилось в ре-акциях на вопрос: “Желали бы Вы иметь этого партнера своим товарищем по комнате?” 3. Ожидаемое сотрудничество вызывает у испытуемых желание сократить социаль-ную дистанцию с предполагаемым партнером, что тоже вполне понятно, если учесть, что оптимальное сотрудничество невозможно без более или менее адекватных знаний о парт-нере, а это возможно только при сближении с ним. 4. Предполагаемое сотрудничество приводит к росту привлекательности субъекта, с которым ожидается взаимодействие. Работа М. Лернера утверждает в межличностных притяжениях значение условий, в которых осуществляется или даже предполагается взаимодействие между двумя партне-рами. Эти условия — внешние, внегрупповые факторы, учет которых просто необходим для изучения сложного механизма образования притяжений и симпатий. Внегрупповые условия предполагаемого сотрудничества и соперничества формируют аттитюды, и через них происходит образование межличностного притяжения—отталкивания, симпа-тий—антипатий. Большинство рассмотренных исследований говорит о следующем. 1. Сходство установок и “Я-концепций” в целом имеет прямую связь с при-влекательностью. 2. Совпадение установок и “Я-концепций” особенно сказывается на взаимных симпатиях на первых этапах взаимодействия. 3. Притяжение больше при адекватном восприятии партнерами положитель-ных и отрицательных черт “Я-концепций” друг друга. 4. Для образования притяжений сходство важных и второстепенных черт в “Я-концепциях” имеет разное значение. Подобие по личностным качествам, значимым в “Я-концепций”, и различие по второстепенным вызывают симпатию в большей степени. Различие по важным для личности качествам и сходство по второстепенным в “Я-концепциях” снижает притяжение и симпатию. 5. Важное значение для возникновения симпатий и притяжений имеет не только подобие и контраст в “Я-концепциях”, но и то, на каком эмоциональном фоне об-наруживается это сходство. Положительное или отрицательное эмоциональное воздей-ствие одного партнера на другого вскрывает различную значимость подобия в “Я-концепциях”. 6. Помимо эмоционального фона, возникающего при реальном взаимодей-ствии, на межличностное притяжение оказывают влияние условия соперничества и со-трудничества. Они поляризуют установки испытуемого при оценке подобия—контраста в условиях ожидаемого сотрудничества и соперничества. Кроме того, эти условия по-разному влияют на симпатию испытуемого к “лицу”, с которым предполагается взаи-модействие. Ожидаемое соперничество приводит к переоценке различий с предполагае-мым партнером и к увеличению социальной дистанции с ним, т. е. вызывает отталкива-ние. Предполагаемое сотрудничество в целом усиливает симпатию испытуемого к парт-неру. Ситуации сотрудничества и соперничества предполагают разную категорию дей-ствий и поведения человека в целом. Фактически в исследованиях М. Лернера у испыту-емых формировалась определенная установка на взаимодействие в единстве ее когнитив-ного, эмоционального и поведенческого компонентов. Как предполагаемое взаимодей-ствие, так и объективно наступившее вызывают совпадение притяжений и симпатий, ха-рактеризуя конвергенцию трех компонентов. Специальный эксперимент М. Лернера не отвергает мнения о том, что внешние условия вторичны при образовании неофициальных связей. Он подчеркивает особую сложность и интимность условий, в которых происходит возникновение межличностного притяжения и симпатий. Конечно, отправной точкой взаимных симпатий являются общие предпосылки сотрудничества между людьми и потребность в общении. Значение же аттитюдов и “Я-концепций” должно быть производным реальных условий взаимодействия людей. В то же время оценивая исследования, посвященные роли воспринимаемого подобия в установках и “Я-концепциях”, следует признать их целесообразность (рис.2.4). Значение факторов большее на первых этапах образования межличностных отно-шений. Рис. 2.4 Они могут значительно дополнить работы, в которых изучаются реальные взаимодействия людей. Балансные модели Хайдера и Ньюкома явились исключительно важным и удобным инструментом анализа межличностного притяжения и симпатий,но они, одна-ко, не могут в равной мере применяться для объяснения всех сложных видов взаимодействия людей. Следует различать степень взаимосвязанности и условные типы межличностных отношений: приятельские, товарищеские, дружеские и супружеские. Нельзя забывать также о специфике однополых и разнополых связей, возрастных особенностях образования и со-хранения отношений. Кроме значения сходства в установках, “Я-концепциях” и условий взаимодействия (сотрудничества и соперничества) важно учитывать реальное (объективное) сходство и различие людей. Логика исследований привела психологов к необходимости изучать не только сиюминутные процессы и состояния межличностной привлека-тельности, но и устойчивые связи между людьми. Вполне естественно, что в поле зрения попали две важнейшие категории отношений: дружеские и супружеские. Они потребовали более углубленных исследований не только воспринимаемого сходства—различия людей, но и действительного подобия—контраста по свойствам личности, основным потребностям. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|