Обозов Н. Н. Симпатии и притяжение.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 6043

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Стрелка со сплошной линией указывает на то, что это сочетание вызывает большую симпатию, а стрелка с пунктирной линией показывает меньшую симпатию.
Но не только эмоциональный фон (положительный и отрицательный) определяет значимость подобия—контраста “Я-концепций” при образовании симпатий—антипатий. Так, Д. Новак и М. Лернер, исследуя пациентов с некоторыми эмоциональными рас-стройствами, обнаружили, что в созданной ими экспериментальной ситуации испытуемые отвергают подобных себе лиц в большей степени, чем несхожих . Собственно говоря, авторы почти вплотную подошли к выделению такого фактора, как уровень индивидуально-психологических характеристик. Для выявления значения подобия—контраста важно не только определить это различие, но и знать уровень выраженности тех или иных качеств у членов группы. Конечно, у лиц, имеющих эмоциональные расстройства, “Я-концепция” имеет свою специфику, но она отражает реальные качества личности. Когда два индивида с эмоциональным расстройством (одинаково значительным, высоким уровнем) вынуждены взаимодействовать непосредственно или опосредованно, возникает их субъективная неудовлетворенность друг другом. Совсем другое дело, если бы пришлось взаимодействовать партнерам, не имеющим крайнего нарушения эмоционально-волевой сферы. В этом случае подобие их вряд ли привело бы к возникновению антипатий.
На межличностное притяжение влияют предполагаемые условия сотрудничества и соперничества. Они изменяют отношение к лицу, с которым предполагается взаимодей-ствие, что показано в исследованиях М. Лернера . Информацию о другом (предполагае-мом партнере) испытуемые получали якобы из соседней комнаты. На самом деле на маг-нитофоне было записано интервью предварительно, но испытуемые воспринимали его как действительное. Показатели, полученные в предполагаемых ситуациях со-трудничества и соперничества, сравнивались с результатами контрольной ситуации, в которой взаимодействие вообще не ожидалось. Измерение сходства основывалось на разнице между ответами при заполнении личностных опросников на себя и на “мнимого” партнера. Специально оценивалась социальная дистанция, к которой стремился испытуемый в случае предполагаемого сотрудничества, соперничества и в условиях, когда взаимодействие не ожидалось. Социальная дистанция в данном случае оценивалась по желанию испытуемого близко взаимодействовать с предполагаемым партнером (жить в одной комнате, быть лично знакомым). Привлекательность определялась по 15 шкалам, сумма которых могла служить основанием для оценки симпатии к другому (предполагаемому) партнеру. Полученные результаты говорят о следующем.
1. Ожидаемое конкурирующее взаимодействие приводит к снижению сходства, ко-торое оценивается испытуемым при заполнении вопросника на предполагаемого партне-ра. Для понимания соревновательной ситуации (даже предполагаемой, как в данном слу-чае) следует иметь в виду, что оценивание и сравнение себя и соперников является глав-ным фактором, регулирующим поведение. Поэтому при оценке подобия—контраста (ожидаемого соперничества) испытуемый невольно переоценивает различия между собой и предполагаемым партнером. Само условие соревнования предполагает дифференциа-цию между конкурирующими людьми, а сотрудничество, наоборот, требует консолида-ции, сближения между членами группы.
2. В условиях ожидаемого соперничества испытуемые показали тенденцию к росту показателя социальной дистанции (р = 0,2). Это влияние особенно ярко проявилось в ре-акциях на вопрос: “Желали бы Вы иметь этого партнера своим товарищем по комнате?”
3. Ожидаемое сотрудничество вызывает у испытуемых желание сократить социаль-ную дистанцию с предполагаемым партнером, что тоже вполне понятно, если учесть, что оптимальное сотрудничество невозможно без более или менее адекватных знаний о парт-нере, а это возможно только при сближении с ним.
4. Предполагаемое сотрудничество приводит к росту привлекательности субъекта, с которым ожидается взаимодействие.
Работа М. Лернера утверждает в межличностных притяжениях значение условий, в которых осуществляется или даже предполагается взаимодействие между двумя партне-рами. Эти условия — внешние, внегрупповые факторы, учет которых просто необходим для изучения сложного механизма образования притяжений и симпатий. Внегрупповые условия предполагаемого сотрудничества и соперничества формируют аттитюды, и через них происходит образование межличностного притяжения—отталкивания, симпа-тий—антипатий.
Большинство рассмотренных исследований говорит о следующем.
1. Сходство установок и “Я-концепций” в целом имеет прямую связь с при-влекательностью.
2. Совпадение установок и “Я-концепций” особенно сказывается на взаимных симпатиях на первых этапах взаимодействия.
3. Притяжение больше при адекватном восприятии партнерами положитель-ных и отрицательных черт “Я-концепций” друг друга.
4. Для образования притяжений сходство важных и второстепенных черт в “Я-концепциях” имеет разное значение. Подобие по личностным качествам, значимым в “Я-концепций”, и различие по второстепенным вызывают симпатию в большей степени. Различие по важным для личности качествам и сходство по второстепенным в “Я-концепциях” снижает притяжение и симпатию.
5. Важное значение для возникновения симпатий и притяжений имеет не только подобие и контраст в “Я-концепциях”, но и то, на каком эмоциональном фоне об-наруживается это сходство. Положительное или отрицательное эмоциональное воздей-ствие одного партнера на другого вскрывает различную значимость подобия в “Я-концепциях”.
6. Помимо эмоционального фона, возникающего при реальном взаимодей-ствии, на межличностное притяжение оказывают влияние условия соперничества и со-трудничества. Они поляризуют установки испытуемого при оценке подобия—контраста в условиях ожидаемого сотрудничества и соперничества. Кроме того, эти условия по-разному влияют на симпатию испытуемого к “лицу”, с которым предполагается взаи-модействие. Ожидаемое соперничество приводит к переоценке различий с предполагае-мым партнером и к увеличению социальной дистанции с ним, т. е. вызывает отталкива-ние. Предполагаемое сотрудничество в целом усиливает симпатию испытуемого к парт-неру. Ситуации сотрудничества и соперничества предполагают разную категорию дей-ствий и поведения человека в целом. Фактически в исследованиях М. Лернера у испыту-емых формировалась определенная установка на взаимодействие в единстве ее когнитив-ного, эмоционального и поведенческого компонентов. Как предполагаемое взаимодей-ствие, так и объективно наступившее вызывают совпадение притяжений и симпатий, ха-рактеризуя конвергенцию трех компонентов.
Специальный эксперимент М. Лернера не отвергает мнения о том, что внешние условия вторичны при образовании неофициальных связей. Он подчеркивает особую сложность и интимность условий, в которых происходит возникновение межличностного притяжения и симпатий. Конечно, отправной точкой взаимных симпатий являются общие предпосылки сотрудничества между людьми и потребность в общении. Значение же аттитюдов и “Я-концепций” должно быть производным реальных условий взаимодействия людей.
В то же время оценивая исследования, посвященные роли воспринимаемого подобия в установках и “Я-концепциях”, следует признать их целесообразность (рис.2.4).











Значение факторов большее на первых этапах образования межличностных отно-шений.

Рис. 2.4

Они могут значительно дополнить работы, в которых изучаются реальные взаимодействия людей. Балансные модели Хайдера и Ньюкома явились исключительно важным и удобным инструментом анализа межличностного притяжения и симпатий,но они, одна-ко, не могут в равной мере применяться для объяснения всех сложных видов взаимодействия людей.
Следует различать степень взаимосвязанности и условные типы межличностных отношений: приятельские, товарищеские, дружеские и супружеские. Нельзя забывать также о специфике однополых и разнополых связей, возрастных особенностях образования и со-хранения отношений. Кроме значения сходства в установках, “Я-концепциях” и условий взаимодействия (сотрудничества и соперничества) важно учитывать реальное (объективное) сходство и различие людей. Логика исследований привела психологов к необходимости изучать не только сиюминутные процессы и состояния межличностной привлека-тельности, но и устойчивые связи между людьми. Вполне естественно, что в поле зрения попали две важнейшие категории отношений: дружеские и супружеские. Они потребовали более углубленных исследований не только воспринимаемого сходства—различия людей, но и действительного подобия—контраста по свойствам личности, основным потребностям.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Давыдова Людмила Борисовна. АКЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы.
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Попова Марина Викторовна. Становление потребности в общении со сверстниками
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Георгиевская Тина. Треугольник судьбы
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Апичина Елена Викторовна. Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Семь признаков токсичных любовных отношений
  • Михель Гофман. Технология общения
  • Швецова Татьяна Юрьевна. «Модель эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках внедрения ФГОС ДО посредством информационно-коммуникативных технологий»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Социометрический статус и самооценка
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Лавренова Ирина Михайловна. ПРОЕКТ 'Семья'
  • Буткова Е. Н., Горюнова Н. Ю.. Дидактическое пособие «Витаминки любви».
  • Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Карасева Ирина Валерьевна и Козлова Ганна Александровна. Проект 'Знакомство с русской культурой'
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Архипова Мария Сергеевна. «Система микро тренинга в воспитании культуры межличностных отношений дошкольников»
  • Привязанность к приобретенному объект - фактор m
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Как хорошо уметь дружить»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь