Кон И.С. Проблема 'Я' в психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 7159

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Взаимопроникновение социально-ролевого и индивидуаль-но-личностного начал можно наблюдать во всех сферах жизнедеятельности людей. - Возьмем, например, Марксов анализ процесса обмена. В принципе отношения покупателя и продавца совершенно безличны. Продавец - всего лишь персонифицированный товар (скажем, голова сахара), а покупатель - персонифицированные деньги (золото). "Как только голова сахара стано-вится золотом, продавец становится покупателем. Эти определенные обще-ственные роли вытекают отнюдь не из человеческой индивидуальности во-обще, но из меновых отношений между людьми, производящими свои про-дукты в форме товаров. Отношения, существующие между покупателем и продавцом настолько не индивидуальны, что они оба вступают в них лишь поскольку отрицается индивидуальный характер их труда, именно посколь-ку он, как труд не индивидуальный, становится деньгами". Но эти безлич-ные экономические роли не являются чем-то абсолютно противоположным индивидуальности, поскольку эти роли, как и эта индивидуальность, - про-дукт истории. "...Эти экономические буржуазные роли покупателя и про-давца... суть необходимое выражение индивидуальности на основе опреде-ленной ступени общественного процесса производства".
И так обстоит дело не только в практике, но и в самосознании. Лич-ность не может определить себя безотносительно к системе своих "соци-альных ролей"; она может сливаться, идентифицироваться с ними или от-страняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего "Я" они как бы служат для лично-сти точкой отсчета.
Чем богаче структура жизнедеятельности индивида, чем шире круг его социальных принадлежностей, тем более сложным и дифференциро-ванным будет его самосознание.
Во-первых, человек сталкивается с тем, что его разные обязанности и роли, например, профессиональные и семейные, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Эти межролевые конфликты активизируют ра-боту самосознания, побуждая личность иерархизировать разные аспекты своей жизнедеятельности, соподчинять их соответственно какой-то шкале ценностей.
Во-вторых, каждая "социальная роль" есть отношение, которое его участники могут определять по-разному (например, требования, предъяв-ляемые к учителю школьной администрацией, коллегами, родителями и учениками, могут существенно расходиться). Эти внутриролевые кон-фликты предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.
В-третьих, неодинаково сами отношение индивида к выполняемым ролям: одни функции и виды деятельности переживаются и осознаются как органические, неотделимые от собственного "Я", другие - как более или менее внешние, периферийные, "искусственные". Степень психологического отчуждения индивида от своих "ролей" зависит от многих причин как социального, так и психологического характера.
Социально-психологический подход к личности, предложенный ин-теракционистами, несомненно, открыл новые перспективы для изучения проблемы "Я". Однако ему свойственна известная односторонность.
Как справедливо отмечал Л. С. Выготский, "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других... За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей". Функции самосознания Выготский называл "третичными" функциями, имея в виду, что они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интерноризованных и в этом смысле "вторичных" психических функций. Интеракционисты же видят преимущественно первое - непосредственное межличностное общение, оставляя в тени как биологические основы индивидуальности, так и более широкие социальные детерминанты, в частности предметное содержание деятельности личности.
Именно эти упущения интеракционизма и стали в первую очередь предметом критики со стороны марксистской социологической и психоло-гической науки. Социологи-марксисты подчеркивают неправомерность све-дения социальных детерминант личности и ее самосознания к непосред-ственному взаимодействию индивидов, необходимость учитывать разную объективную значимость, соподчиненность и "ранг" усваиваемых индиви-дом "ролей". Психологи же выступают против недооценки Мидом и его по-следователями эмоциональных предпосылок самосознания, телесных пере-живаний и самоощущений. Представители французской школы генетиче-ской психологии (Анри Баллон, Рене Заззо и его сотрудники) подчеркивают, что генезис самосознания, будучи в целом социальным процессом, имеет, однако, и биологические предпосылки, особенно заметные при изучении эмоциональных аспектов "Я" (самочувствие, самоощущение), в частности развития "чувства Я". Эта сторона дела особенно важна для понимания филогенеза самосознания.
Уяснение многогранности проблемы способствовало дальнейшей дифференциации тематики психологических исследований, посвященных генезису самосознания в целом и представлений индивида о самом себе , а также совершенствованию их методологии и техники.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Тело; Body
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Закономерности психических систем
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Эрих Фром говорил…
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Игра «Разотождествление».
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Йегуда Ашлаг. Из себя узрю Творца
  • Тест «Автопортрет»
  • Функция; Function; Funktion
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Образ; Image; Bild
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • 10 признаков умных людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Самость; Self; Selbst
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь